Боков Виктор Фёдорович
|
Другие персоны с фамилией Боков
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 19.09 Кто родился в этот год 1914 |
[6(19).9.1914, д. Язвицы, ныне Московская обл.]
— поэт.
Родился в семье крестьянина. Как вспоминает Боков в автобиографической заметке
«О себе», его первыми учителями были отец, мать, крестьянский труд, уличная
гармонь и частушки. Работал токарем, учился в Загорском пед. техникуме.
В 1934 опубликовал стихи в районной газете, их отметил М.Пришвин.
Помимо поэзии занимался также прозой, его рассказ «Дорога» одобрил А.Платонов,
который увидел в нем «силу и прелесть», «свой способ изложения темы», «глубину
искреннего чувства», «острый литературный такт» (Детская литература. 1939.
№10-11. С.3). Интерес к проблеме народности проявил и как собиратель,
исследователь фольклора. Напечатал статьи «Юный фольклорист» (Литературное
обозрение. 1936. №24), «О народной частушке, ее издателях и фальсификаторах»
(Литературный критик. 1939. №8-9), «Фольклорные экспедиции учащихся»
(Литература в школе. 1940. №2), опубликовал также записанное им произведение
современного фольклора (Огонек. 1940. №3).
В 1938 окончил Литературный институт им. М.Горького.
В июле 1941 с Б.Пастернаком помогал Марине Цветаевой при ее сборах и отъезде в
эвакуацию.
В 1942 был призван в армию, находился в военном лагере. Неожиданно ночью 19
авг. 1942 был несправедливо арестован, началась тюремная, а затем и лагерная
одиссея. Недоумением и душевной болью полны были новые стихи поэта: «Товарищ
Сталин! Слышишь ли ты нас? / Заламывают руки, бьют на следствии» (Стою на
своем! С.41). Бодрость духа заключенного поддержали письма М.Пришвина и
А.Платонова, пришедшие к нему в сибирский лагерь.
10 сент. 1947 Боков писал из Сибири А.Платонову: «Сообщаю, что скоро месяц, как
я гражданин. Остался работать в Сибири...» (РО ИРЛИ. Ф.780). Проработал в
Сибири вольнонаемным до весны 1948, затем жил в Калужской обл. под Москвой, в
столице жить еще не разрешалось.
В 1958 опубликовал сборник стихов «Ярхмель» и «Заструги». Появились
благожелательные отклики в печати Н.Рыленкова (Литература и жизнь. 1959. 27
мая), И.Михайлова (Нева. 1959. №11).
Вспоминая позже это время, Боков признавался: «Пришло уверенное вдохновение от
встречи с людьми, с родной землей, с народной речью, которая рвет узды
грамматик и вольно пасется на своем лугу» (Боков В. Стихотворения и песни. М.,
1973. С.15). Появляются новые книги стихов «Весна Викторовна» (1961), «Ветер в
ладонях» 1962), «Лирика» (1964), «Алевтина» 1968), «Свирь» (1968), «Избранное»
1970). Критика приветствовала песенный дар Бокова: «Радость стиха» (Ушаков Н.
// литература и жизнь. 1962. 11 мая), «Вечно живые» (Денисова И. // Знамя.
1966. № 4). Н.Рыленков констатировал: «...в поэзию пришел самобытный и притом
вполне сложившийся художник, накрепко всеми своими корнями связанный с родной
почвой, влюбленный в родное певучее слово, знающий цену хлеба и соли» (Рыленков
Н. Поэзия родных просторов. М., 1964. С.6).
По убеждению Бокова, Россия начинается с пристрастия к труду, к терпенью, к
правде, к доброте, такой он и рисует свою родину, его поэзия празднична, это
праздничность сенокоса. Поэту дорога вся страна: «Брусничная Вологда, рыбная
Астрахань, яблочный Курск... таежный Онего, степная Ока, желтоглазый Иртыш»
(«Клятва»). Многокрасочна палитра поэта, широка гамма передаваемых им чувств и
картин народной жизни — от первого снега до урожайной осени. Своей поэзией
Боков полемизирует с теми, кто мысленно разрывает Россию на прошлую и
настоящую, на белокаменную и шлакоблочную; для него дорога Россия и былинных
богатырей, и современных космонавтов. Н.Рыленков отмечал, что его оптимизм
выстрадан и родствен оптимизму рабочего человека.
Поэт народной души, Боков закономерно стал автором нестареющих, получивших
народное признание песен: «Оренбургский пуховый платок», «На побывку едет...»,
«Ой, Наташа», «Колокольчик», «А любовь все жива», «На Мамаевом кургане», «Шуми,
береза белая», «Ой, снег-снежок». Современник свидетельствует: «...его песни
звучали везде — на улицах, в цехах заводов, в каждой семье» (Завтра. 1995. №12.
С.7).
Выходят новые книги стихов: «Когда светало...» (1972), «Три травы» (1975),
«Поклон России» (1976), «В трех шагах от соловья» (1977); они находят
позитивные отклики: «Даль слова» (В. Цыбин // Литературная Россия. 1972. 25
февр.), «Вечное родство» (В.Коробов // Наш современник. 1974. №9), «Ключ
сердца» (Д.Ковалев // Литературное обозрение. 1975. №3), «Ветер молодости»
(В.Сорокин // Молодая гвардия. 1976. №3).
Еще в 1950 Боков издал составленную им антологию «Русская частушка», в 1970-е
продолжает изучение фольклора. Обращается к жанру поэмы, одну за другой создает
поэмы на различные темы современности: «Свирь» (1965), «После Победы» (1976),
«Злата Прага» (1979) и др. Как сказал о нем В.Сорокин: «и богат он щедростью
воспринимать и делиться, удивляться и находить» (Огонек. 1974. №38. С.15). Он
пишет добрые предисловие к книгам А.Боброва, В.Богданова, В.Туркина,
Н.Журавлева, В.Замятина и других поэтов, отзывается в печати о стихах
В.Казанцева, В.Кузнецова, А.Прасолова и др. Пишет о Н.А.Некрасове, С.А.Есенине,
М.М.Пришвине, Н.Н.Асееве, особенно примечательны воспоминания о Б.Пастернаке
«Собеседник рощ» (Юность. 1989. №11). Еще до войны Боков был увлечен
«высоковольтной правдой» творчества А.Платонова, ему посвящена статья Бокова
«Высокое слово Андрея Платонова» (Литературная Россия. 1989. 24 марта).
Расширяя свой творческий диапазон, Боков обращается к переводам, дает вторую
жизнь на русском языке стихам поэтов разных народов СССР: А.Граши,
К.Герасименко, М.Грубияна, С.Данилова, П.Заднипру, М.Квливидзе, А.Копштейна,
И.Тарба, С.Чиковани.
В 1963 издает книгу прозы «Над рекой Истермой».
Как художник истинно народного склада, Боков не чужд также юмора и сатиры —
раешника, частушки, сатирических жанров. Книга «Частушки родины Шукшина» не
случайно вышла в 1986 в Барнауле с предисловием Бокова.
Поэт верен теме патриотизма, теме России как матери-Родины. В новых стихах он
пишет: «Время смутное, сатанинское, / Балом правят карман и обман. / Русь
родная! Заступница близкая / — Ты одна!» (Наш современник. 1993. № 7. С.47).
Вновь возникает образ Пушкина, постоянного спутника Бокова. Пушкин для него
«поэт поэтов», «высокий свет» России.
Современники так определили главное в поэзии Бокова: «...знание необъятной
Родины с ее городами и весями, лесами и реками вошло в плоть и кровь лучших
стихов Бокова» (Гринберг И.— С.243); «...Виктор Боков самый народный поэт после
Александра Прокофьева» (Сорокин В. — С.37); «...ритмическая неординарность,
может быть, самая примечательная черта поэтики Бокова» (Михайлов Ал. — С.134).
Источником же ритмических вариаций, усиливающих эмоциональное воздействие на
читателя, служит осваиваемое поэтом частушечно-песенное богатство русского
фольклора. И перед читателями новых поколений поэт предстает «мастером,
вобравшим в себя лучшие традиции русской поэзии, убежденным собеседником,
думающим о России, о ее и своей нелегкой судьбе, любви и милосердии» (Что
думалось и пелось. 4-я с. обложки).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх