Богданов Вячеслав Алексеевич
|
Другие персоны с фамилией Богданов
Другие персоны с именем Вячеслав Кто родился в этот день 24.09 Кто родился в этот год 1937 |
[24.9.1937, д.Васильевка Мордовского р-на Тамбовской обл. — 11.7.1975, Москва]
— поэт.
Родился в семье потомственных крестьян. Отец погиб на фронте под Курском в
1942. Мать одна растила троих детей.
В 1953 по набору в школу ФЗО Богданов уехал учиться в Челябинск. Здесь
познакомился с В.Сорокиным. Вместе с ним пришел в 1957 в литературное
объединение «Металлург», где встретился с поэтами М.Львовым, Л.Татьяничевой,
Б.Ручьевым. Богданов проработал 15 лет на Челябинском металлургическом заводе.
Стихи начал писать еще в школе, первые публикации — в газете «Пионерская
правда», затем в 1957 в газету «Комсомолец» и «Челябинский рабочий».
С 1965 и до конца своей жизни руководил литературным объединением «Металлург».
В 1966 был участником Кемеровского семинара писателей, организованного ЦК ВЛКСМ
и СП России. Семинар вел поэт Вас.Федоров, который рекомендовал его в члены СП
(принят в 1969).
В 1970-72 учился на Высших литературных курсах, в семинаре А.Межирова.
С 1972 продолжил руководство литературным объединением и был избран в
редколлегию журнала «Урал».
Богданов заявил о себе первой книгой «Звон колосьев», изданной в Челябинске в
1964. «У Богданова остро и ярко прозвучал мотив неделимого родства деревни и
города, неделимости, опирающейся на трудовые истоки, что и придает его стихам
масштабность мировосприятия, исключает тематическую локальную ограниченность.
Отсюда рождаются зрелые и точные строки» (Кузин Н.— С. 158).
«Я — ошпарен мартеновским зноем / И степными ветрами продут» («В отпуске»). В
книге «Звон колосьев» проявились многие грани таланта Богданова, его стержневые
темы. Здесь звучат имена его учителей: «Вновь Кольцов, Есенин и Никитин /
Завели со мною разговор» («Любимые поэты»); «Напружинились мускулы, / Пали
наземь цветы... / Вот где, душенька русская, / Упокоилась ты...», «Что ж, такое
случается, / Так устроен наш свет... / Жизнь его не кончается, / Если умер
поэт» («На Ваганьковском кладбище»).
Естественно и трогательно-нежно звучат стихи о любви: «Письмо к любимой»,
«Вечером» и др. «Не пускай в свое сердце досаду, / Пусть дороги к тебе далеки,
/ Ты всегда, словно тень моя рядом, / Лишь подать не сумеешь руки» («Письмо к
любимой»). В небольшой автобиографичной поэме «Тропою детства», вошедшей в
первую книгу, Богданов раскрывает трагедию войны, тяжесть, опустившуюся на
женские и детские плечи. Он затрагивает тему послевоенного сиротства, тему
вынужденного отлучения деревенской молодежи от земли, от материнского порога:
«Город, город! / Что же ты наделал? / У деревни молодость украл» («Васильевские
вечера»).
В 1968 в Челябинске выходит второй сборник стихов Богданова — «Голубой костер».
Книга пронизана любовью к большой и малой Родине, к человеку, к труженику, в
неразрывной связи с голосом русской природы. Здесь печаль и радость, любовь и
тоска, патриотизм и долг, гордость и слава. Богданов-поэт добр, нежен, открыт и
очень патриотичен. «Я в мир пришел творить, а не рыдать / Века и так к нам на
слезах приплыли» («Русь»). Своим успехом эта книга обязана прежде всего поэме
Богданова «Звено».
В этой книге есть посвящение Н.Рубцову, с которым Богданов познакомился в
начале 1960-х. Дружба двух поэтов была душевная и доверительная. В
стихотворении «Раздумье» Богданова, обращаясь к Н.Рубцову, говорит: «Только
знаю, что в час свой последний / Мне в деревню захочется, друг...» Многие стихи
с трогательной нежностью воспевают раздолья родных мест, душевное богатство
односельчан, у которых впервые учился добру, справедливости и благородству. «По
крови хлебороба наследник, / По труду своему — металлург / <...>/ Я запел бы о
городе песню, / Да деревню обидеть боюсь. / Ты, деревня, прости, / Дорогая, /
Город стал мне хорошим отцом. / Я меж вами стою / И не знаю — / Ну к кому
повернуться лицом?!» («Раздумье»). «Патриотические раздумья в поэзии Богданова
совершенно лишены риторизма и дидактики — они органичны во всех стихах, как
органичен и целостен его поэтический мир, вмещающий в себя и эмоциональную
насыщенность чувств, и напряженную порывистость размышлений, и густую
метафоричность ассоциативного видения» (Кузин Н.- С. 159).
Третий сборник стихов Богданова «Гость полей» вышел в Москве в 1970. Несмотря
на то что Богданов в это время широко печатался в журналах и газетах: «Сельская
молодежь», «Волга», «Урал», «Сибирские огни», в газете «Литературная Россия» и
в областных и районных газетах, в этой книге он впервые выходит к читателям
страны со своими лучшими произведениями.
В сборнике «Перезвон» (1972) поэт заявлял: «Еще мне рано подводить итоги. / И
впереди и солнце, / И гроза / <...> / Река, / Река — степное откровенье. /
Круты, как жизнь, / Излучины твои. / Я жду в судьбе / Великого мгновенья, /
Вложи мне в грудь / Извечное стремленье / И луговою ширью напои...» («Дума»). В
книге говорится о нашей истории, о памяти, о судьбе русского народа, о
перезвоне веков, поколений. «Среди лугов река уходит криво. / Листает волны
ветер-суховей. / Приду к реке / И сяду у обрыва, / На краешке у памяти своей»
(«Дума»). «Береза там, как белая молва / О людях тех, / Что на земле гостили. /
А по крестам / Стекает синева / И закипает травами густыми» («Покой»). «Он
пытался понять, что такое Россия, что такое русский человек. И самое главное —
что делать дальше» (П.Проскурин).
Богдановым написано немало прекрасных стихов большого лирического накала:
«Дорога», «Стог», «У летней воды», «День встает и высок и размашист», «Наедине
с полями», «Голубой костер».
«Смею утверждать, что лучшие стихи Богданова о земле, о деревне, можно
поставить в авангард отечественной лирики наших дней — рядом с поэзией
Н.Рубцова, А.Жигулина, В.Соколова. Глубокие мысли, яркая образность,
одухотворенность, точное чувство многоцветности и многомерности русского слова
со всей незаурядностью проявились у Богданова как раз в стихах о материнской
родине — родной земле, родной природе, родной деревне» (Кузин Н. — С.159). В
книге «Светунец» (1973) Б. впервые опубликовал поэму «Рождение». В ней он
говорит о тяжелой судьбе русской женщины-матери, о неустроенном детстве их
детей, о переживаниях их. «Мужьям за подвиг — памятники ставят, /А жены —
тяжесть подвигов несут».
Седьмая книжка «Избранная лирика» (Челябинск, 1975) вышла за 2 месяца до гибели
Богданова. Последнее стихотворение этого сборника «Желание», посвященное
В.Сорокину, говорит о предвидении скорого ухода из жизни: «За какими делами
захватит / Час последний в дороге меня? / Я б хотел умереть на закате / На
руках догоревшего дня».
Боль и думы за Россию, Русь наполняют весь сборник «По жгучим волнам ветра и
зари / Былого эхо возвратилось с болью. / А в небе месяц соколом парит, / И я
иду на праведное поле» («На Бородинском поле»). «Обжитый мир под солнцем, под
луной / И под лучами звездными косыми, / Где дух веков кружится надо мной / И
распахнулся далями России» («Русь»).
На родине поэта открыт его музей, утверждена литературная премия «Светунец»,
ежегодно проводятся Богдановские чтения, в 2003 установлен памятник. На стихи
Богданова уральскими композиторами Е.Еременко и Л.Казанковым написано несколько
песен.
«Вяч.Богданов принадлежал к тому поколению крестьянских детей, которые с
неимоверными усилиями, преодолевая нужду, лишения, безотцовщину, не имея опоры
на знатных родителей, на семейные традиции, вышли из простонародья и стали в
1960-е годы настоящими творцами великой культуры: Н.Рубцов, А.Вампилов,
В.Шукшин, В.Белов, В.Распутин, В.Сорокин, А.Передреев, композитор В.Гаврилик —
это далеко не полный ряд славных имен, в числе которых имя Богданова занимает
достойное место» (Куняев С. — с.9-10).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх