| 
Билль-Белоцерковский Владимир Наумович  
 | 
| Другие персоны с фамилией Билль-Белоцерковский Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 09.01 Кто родился в этот год 1885 | 
      
[28.12.1884(9.1.1885), г.Александрия, Украина — 10.3.1970, Москва]  
      
— драматург. 
      
Родился в бедной и многодетной семье рабочего. Детские годы оставили в памяти 
Билль-Белоцерковского мрачное впечатление, и он не любил о них вспоминать. 
Единственным светлым лучом были увлекательные книги Майн Рида, Ф.Купера, Жюля 
Верна, пробудившие в нем тягу к романтическим путешествиям и приключениям. 
15-летним Билль-Белоцерковский покинул родительский дом и нанялся юнгой на 
парусную шхуну в Херсоне.  
      
С 1900 по 1917 скитался по разным морям и океанам, побывал во Франции, Англии, 
6 лет жил в США, прошел через суровые испытания, переменил множество профессий. 
Эти годы стали для него настоящим жизненным университетом и одновременно 
источником мн. коллизий для его пьес и рассказов на «заграничные» темы. 
      
Весть о Февральской революции 1917 в России побудила Билль-Белоцерковского 
вернуться на родину и без колебаний стать на сторону большевиков. Участвовал в 
московских октябрьских боях, в годы Гражданской войны был председателем горкома 
партии в Симбирске (события и впечатления этих лет легли в основу пьесы 
«Шторм»). Литературную деятельность начал с написания статьи о буржуазном 
просвещении в Америке, одобренной и принятой к публикации А.С.Серафимовичем, 
тогдашним заведующим отделом литературы в газете «Правда». К драматургии 
Билль-Белоцерковский обратился в 1919 как мощному средству агитации и 
воздействия на зрителя. Его первые одноактные пьесы «Бифштекс с кровью» и 
«Этапы», основанные на фактах американской действительности, буквально дышали 
ненавистью к капитализму. Теме интернациональной солидарности трудящихся с 
русской революцией посвящены первые большие пьесы Билль-Белоцерковского — «Эхо» 
(1922) и «Лево руля» (1923), написанные в типичной манере плакатного, 
агитационного театра раннесоветского периода. 
      
Этапным воплощением эстетики такого театра, но уже обогащенного реалистическими 
чертами, явилась пьеса Билль-Белоцерковского «Шторм» (1924) Она стала предтечей 
новой героико-революционной драматургии 1920-х, связанной с именами К. Тренева 
(«Любовь Яровая»), Вс. Иванова («Бронепоезд 14-69»), Б.Лавренева («Разлом»). 
Именно в «Шторме» с его характерным для агитационного театра «черно-белым» 
выражением социально-политического конфликта революция впервые в советской 
драматургии представала как повседневный, неустанный, требующий 
сверхчеловеческих усилий труд ее уездных творцов: Предукома, матроса Виленчука, 
старого партийца Раевича и др. Отсюда берет свое начало весьма популярный тип 
бесконечно преданного революции и нутром чувствующего ее врагов «братишки», 
различные вариации которого можно встретить во многих произведениях 1920-х о 
революции и Гражданской войне. 
      
Сценическое воплощение пьесы «Шторм» состоялось в театре МГСПС (1925, реж. 
Е.О.Любимов-Ланской). Реакция критики на нее была неоднозначной. Одни 
воспринимали ее как «новый вид драмы, в которой интрига — пафос борьбы и 
революции, герой — коллектив, а действие — столкновение отмирающего и 
рождающегося мира» (Крути И. // Одесские известия. 1926. 5 авг.). Другие 
упрекали автора в том, что он по-прежнему находится «под властью эпизодов», не 
сумел достичь «централизации» действия, преодолеть «эскизность» образов и т.п. 
(Марков П. // Правда. 1926. 5 дек.). Лишь позднее выявилось реальное место и 
значение «Шторма» как «первой вехи и начала живой истории советской драматургии 
и советского театра» (Погодин Н. // Литературная газета. 1955. 8 янв.). 
      
Бескомпромиссный сторонник и боец революции, Билль-Белоцерковский отвергал 
любые попытки неортодоксального взгляда на нее. Этим объясняется категорическое 
неприятие им «Бега» М.Булгакова в письме Сталину (1929), побудившее вождя 
прояснить свое отношение к этой пьесе (Ответ В.Билль-Белоцерковскому // Сталин 
И. В. Соч.: в 13 т. М., 1949. Т11.С. 326-329). 
      
Следующая пьеса Билль-Белоцерковского по контрасту со «Штормом» называлась 
«Штиль» (1927). Вместе с другой его пьесой — «Луна слева» (1928) она 
демонстрировала откровенное разочарование автора в эпохе нэпа. Это отчетливо 
выразилось в судьбах некогда близких ему персонажей — коммунистов, недавних 
участников Гражданской войны, переживающих в мирное время тяжелый душевный 
кризис. Созданные впоследствии пьесы «Голос недр» (1929), «Жизнь зовет» (1933), 
«Пограничники» (1937), «Цвет кожи» (др. название — «Вокруг ринга», 1949) 
отразили поиски драматургом новых тем, образов и конфликтов, продиктованных 
временем. Некоторые из этих пьес обрели сценическую жизнь, но, в отличие от 
«Шторма», не оставили заметного следа в истории драматургии и театра.
Псевдонимы:
      Билль Владимир Наумович [09.01.1885-10.03.1970] - драматург
Литература и другие источники информации
| 
Дата последнего изменения: | 
Наверх