Билль Владимир Наумович
|
Другие персоны с фамилией Билль
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 09.01 Кто родился в этот год 1885 |
[28.12.1884(9.1.1885), г.Александрия, Украина — 10.3.1970, Москва]
— драматург.
Родился в бедной и многодетной семье рабочего. Детские годы оставили в памяти
Билль-Белоцерковского мрачное впечатление, и он не любил о них вспоминать.
Единственным светлым лучом были увлекательные книги Майн Рида, Ф.Купера, Жюля
Верна, пробудившие в нем тягу к романтическим путешествиям и приключениям.
15-летним Билль-Белоцерковский покинул родительский дом и нанялся юнгой на
парусную шхуну в Херсоне.
С 1900 по 1917 скитался по разным морям и океанам, побывал во Франции, Англии,
6 лет жил в США, прошел через суровые испытания, переменил множество профессий.
Эти годы стали для него настоящим жизненным университетом и одновременно
источником мн. коллизий для его пьес и рассказов на «заграничные» темы.
Весть о Февральской революции 1917 в России побудила Билль-Белоцерковского
вернуться на родину и без колебаний стать на сторону большевиков. Участвовал в
московских октябрьских боях, в годы Гражданской войны был председателем горкома
партии в Симбирске (события и впечатления этих лет легли в основу пьесы
«Шторм»). Литературную деятельность начал с написания статьи о буржуазном
просвещении в Америке, одобренной и принятой к публикации А.С.Серафимовичем,
тогдашним заведующим отделом литературы в газете «Правда». К драматургии
Билль-Белоцерковский обратился в 1919 как мощному средству агитации и
воздействия на зрителя. Его первые одноактные пьесы «Бифштекс с кровью» и
«Этапы», основанные на фактах американской действительности, буквально дышали
ненавистью к капитализму. Теме интернациональной солидарности трудящихся с
русской революцией посвящены первые большие пьесы Билль-Белоцерковского — «Эхо»
(1922) и «Лево руля» (1923), написанные в типичной манере плакатного,
агитационного театра раннесоветского периода.
Этапным воплощением эстетики такого театра, но уже обогащенного реалистическими
чертами, явилась пьеса Билль-Белоцерковского «Шторм» (1924) Она стала предтечей
новой героико-революционной драматургии 1920-х, связанной с именами К. Тренева
(«Любовь Яровая»), Вс. Иванова («Бронепоезд 14-69»), Б.Лавренева («Разлом»).
Именно в «Шторме» с его характерным для агитационного театра «черно-белым»
выражением социально-политического конфликта революция впервые в советской
драматургии представала как повседневный, неустанный, требующий
сверхчеловеческих усилий труд ее уездных творцов: Предукома, матроса Виленчука,
старого партийца Раевича и др. Отсюда берет свое начало весьма популярный тип
бесконечно преданного революции и нутром чувствующего ее врагов «братишки»,
различные вариации которого можно встретить во многих произведениях 1920-х о
революции и Гражданской войне.
Сценическое воплощение пьесы «Шторм» состоялось в театре МГСПС (1925, реж.
Е.О.Любимов-Ланской). Реакция критики на нее была неоднозначной. Одни
воспринимали ее как «новый вид драмы, в которой интрига — пафос борьбы и
революции, герой — коллектив, а действие — столкновение отмирающего и
рождающегося мира» (Крути И. // Одесские известия. 1926. 5 авг.). Другие
упрекали автора в том, что он по-прежнему находится «под властью эпизодов», не
сумел достичь «централизации» действия, преодолеть «эскизность» образов и т.п.
(Марков П. // Правда. 1926. 5 дек.). Лишь позднее выявилось реальное место и
значение «Шторма» как «первой вехи и начала живой истории советской драматургии
и советского театра» (Погодин Н. // Литературная газета. 1955. 8 янв.).
Бескомпромиссный сторонник и боец революции, Билль-Белоцерковский отвергал
любые попытки неортодоксального взгляда на нее. Этим объясняется категорическое
неприятие им «Бега» М.Булгакова в письме Сталину (1929), побудившее вождя
прояснить свое отношение к этой пьесе (Ответ В.Билль-Белоцерковскому // Сталин
И. В. Соч.: в 13 т. М., 1949. Т11.С. 326-329).
Следующая пьеса Билль-Белоцерковского по контрасту со «Штормом» называлась
«Штиль» (1927). Вместе с другой его пьесой — «Луна слева» (1928) она
демонстрировала откровенное разочарование автора в эпохе нэпа. Это отчетливо
выразилось в судьбах некогда близких ему персонажей — коммунистов, недавних
участников Гражданской войны, переживающих в мирное время тяжелый душевный
кризис. Созданные впоследствии пьесы «Голос недр» (1929), «Жизнь зовет» (1933),
«Пограничники» (1937), «Цвет кожи» (др. название — «Вокруг ринга», 1949)
отразили поиски драматургом новых тем, образов и конфликтов, продиктованных
временем. Некоторые из этих пьес обрели сценическую жизнь, но, в отличие от
«Шторма», не оставили заметного следа в истории драматургии и театра.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх