Берг Лев Семёнович
|
Другие персоны с фамилией Берг
Другие персоны с именем Лев Кто родился в этот день 14.03 Кто родился в этот год 1876 |
- физик-географ, биолог; заслуженный деятель науки РСФСР (1934), академик АН СССР (1946).
Берг внес большой вклад в разработку ряда важнейших философских проблем естествознания, в особенности эволюционной теории. Наиболее значительная его работа в этой области - "Номогенез, или Эволюция на основе закономерностей" (1922) - вызвала широкую дискуссию в 20-х гг. среди биологов и философов. Берг выдвинул ряд возражений против теории эволюции Ч.Дарвина и предложил собственную гипотезу о причинах эволюции, основанную на признании изначальной целесообразности и "автономического ортогенеза" как главного закона эволюции, действующего центростремительно и независимо от внешней среды. (См. подробнее: К.М.Завадский и А.Б.Георгиевский. К оценке эволюционных взглядов Л.С.Берга, в кн.: Л.С.Берг. Труды по теории эволюции. 1922-1930. Л., 1977. С.7-42.)
Концепция Берга была квалифицирована многими оппонентами как идеалистическая и "антидиалектическая". Однако в ней были предвосхищены многие позднейшие открытия, связанные с разработкой философии проблем соотношения случайности и необходимости, внешних и внутренних противоречий и др. Как отмечают К.М.Завадский и А.Б.Георгиевский, предпринятое Бергом выступление против дарвинизма привлекало внимание к не до конца выясненным вопросам и в ряде случаев дало прямой толчок для их более глубокого научного исследования; кроме того, многие собранные Бергом факты, в особенности относящиеся к микроэволюции, имеющие научную ценность сами по себе, ждут своих исследователей, и, несомненно, что более глубокое их изучение приведет к новым интересным теоретическим открытиям (С. 42).
Собственно философские взгляды Берга выражены в его труде "Наука. Ее содержание, смысл и классификация" (1922). Он рассматривает здесь проблемы онтологии, гносеологии и метафилософии. С его точка зрения, если бы мир был лишен организмов, то вполне удовлетворительным разрешением проблемы мирового устройства было бы воззрение Спинозы: природа и есть Абсолютная Субстанция, проявляющая свою сущность в разнообразии вещей в силу внутренней, логически-математической необходимости; мир есть имманентное раскрытие сущности Бога. Атрибутами этой Субстанции являются протяженность и мышление. В неорганической природе нет критериев для оценки хорошего и плохого. Но все живое существует не само по себе, оно не является самоцелью, а живет для выполнения некоей цели. Присутствие и развитие на Земле организмов связано с идеей Добра. Все живое представляет собой ценность; заключается она в идее Добра, которую призвано осуществлять все живое. Среди всего живого, по Бергу, господствует метафизический принцип Добра.
Не отвергая в целом причинных связей в природе (под причинностью он понимал известную из опыта последовательность явлений - С.29), Берг в то же время выдвигал на передний план функциональные зависимости, утверждая, что "причин нет, а есть функциональные зависимости" (С. 19) Естествознание занимается описанием фактов и выяснением их отношения к другим фактам; подлинным же объяснением явлений, т.е. сведением их к первопричинам, занимается метафизика. Гносеология показывает, что в основе изменчивых явлений лежит абсолютная, но непознаваемая субстанция. В познании субъект исходит из удобства и пользы. "Каждое понятие есть условность; оно ни истинно и ни ложно" (С.35). "Всякая теория есть условность, фикция" (С.37). "Каждый закон есть условность" (С.38). "Истина есть полезная фикция, заблуждение - вредная" (С.41). Отсюда Берг приходил к заключению об основном правиле ученого: быть терпимым к чужим мнениям. "В научной сфере допустима нетерпимость только к нетерпимости" (С.49). Наука "учит терпимости и гуманности, искореняя догматизм, деспотизм и абсолютизм - во всех их видах, формах и превращениях. Ни у кого нет монополии на истину - таков девиз науки" (С.63). Наука, философия (с этикой) и искусство есть три равноправные стороны духовной деятельности человека. Они преследуют цели истины, смысла (цели), блага и, наконец, красоты. Они дополняют друг друга. "По степени той высоты, на которой стоят у данного народа наука, философия и искусство, мы оцениваем его культурный уровень" (С.91). "Философия есть основание наук, но сама она не есть наука" (С.112). Наиболее близкими к науке являются гносеология и методология; метафизика лишь наукообразна. "Философия - это и гносеология, и метафизика, и этика, и эстетика" (С.111).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх