Белых Григорий Георгиевич
|
Другие персоны с фамилией Белых
Другие персоны с именем Григорий Кто родился в этот день 20.08 Кто родился в этот год 1906 |
[7(20).8.1906, Петербург — 14.8.1938, Ленинград]
— прозаик.
Отец рано умер, мать работала прачкой. О тяжелом, полуголодном детстве Белых
напишет позднее в повести «Дом веселых нищих». В школу ходил неохотно и бросил
ее, как только выучился читать и писать. Проводил время в играх с товарищами на
пустырях и чтении книг о знаменитом сыщике Нате Пинкертоне. Чтобы зарабатывать
на жизнь, мальчик брался за любую работу, возил с вокзала тяжелую поклажу
мешочников, не останавливался и перед воровством. Его направляют в детский дом,
оттуда в колонию и, наконец, в Шкид — Школу социально-индивидуального
воспитания имени Ф.М.Достоевского, где он провел 3 года. В отличие от прочих
колоний для трудных подростков Шкид давала широкое гуманитарное образование.
Белых сразу же обнаружил явные литературные способности. Он подружился с
Л.Пантелеевым, их сблизил общий интерес к литературе и кинематографу. Одна из
их совместных затей — попытка создать «Шкидкино». В школьной газете «День» они
стали печатать совместно сочиненный приключенческий роман «Ультус Фантомас за
власть Советов» и другие произведения. Окончив школу в 1923, Белых становится
журналистом. Л.Пантелеев вспоминал: «Мы не брезговали никаким литературным
заработком печатались в «Смене», «Юном пролетарии», «Спартаке», «Работнице»,
«Кинонеделе», комсомольском юмористическом журнале «Будь жив!..» В «Смене»
Белых был кинорепортером, пробовал себя и как киносценарист.
В 1925 Белых и Л.Пантелеев решают начать работу над книгой о жизни Шкид.
Первоначальное название — «Королевство Шкид». Работа продвигалась исключительно
быстро: книга была написана менее чем за 3 месяца. Авторы отдали рукопись
завотделом народного образования 3.И.Лилиной. Книга ей очень понравилась, а так
как она была еще и заведующей детским отделом ленинградского Госиздата, она
передала ее С.Маршаку. 1-е изд. с иллюстрациями Н.Тырсы вышло в 1927, и затем
«Республика Шкид» переиздавалась каждый год. Но в начале 1936 Б. был
репрессирован, и книга сразу же стала запрещенной — ее отправили в спецхран.
Новое переиздание состоялось только после реабилитации, в 1961, с предисл.
Маршака. С тех пор она неоднократно переиздавалась, прочно заняв место среди
детской классики.
Читатели приняли книгу восторженно, в среде педагогов и критиков единодушия не
было: Н.К.Крупская заявила, что школа Викниксора похожа на дореволюционную
бурсу, А.С.Макаренко отозвался о «Республике Шкид» и истории этого
педагогического эксперимента как об «истории педагогической неудачи» (Детство и
литература // СС. М., 1971. Т.5.). В то же время М.Горький высоко оценил книгу
в письмах С.Н.Сергееву-Ценскому, Макаренко и самим авторам: «...написали
удивительно интересную книгу и сделали ее талантливо, гораздо лучше, чем пишут
многие писатели зрелого возраста» (Горький М.СС: в 30 т. Т.30. С.13).
Оригинальность «Республики Шкид» в том, что традиционный сюжет «романа
воспитания» дается в восприятии самих воспитанников.
Директор школы и его помощники, несмотря на трудности и частные неудачи,
твердой рукой ведут своих воспитанников от хаоса анархической, полублатной
вольницы к разумной и честной жизни. Школа имени Достоевского появилась в
сложное и противоречивое время: только что закончилась Гражданская война, Питер
постепенно оживал после голодных и страшных первых лет революции. Авторы
честно, не приукрашивая, показали, как в самой Шкиде нашли отражение все эти
веяния времени — и энтузиазм первых лет революции, всколыхнувшей огромную
страну, и наивная самодеятельность масс, считавших, что они строят небывалое,
счастливое общество, и торгашеский дух НЭПа, и уголовные замашки, приобретенные
на улице. Центральная фигура повести — директор Виктор Николаевич Сорокин
Викниксор). Авторам удалось ярко показать его характер и сущность
педагогического метода. Подлинная фамилия реального директора была
Сорока-Росинский. Это был широко и разносторонне образованный человек. К началу
работы в Шкиде у него уже был 15-летний опыт педагогической работы, много
статей. Суть его метода работы с трудными подростками сводилась к следующему:
во что бы то ни стало разбудить дремлющие умственные способности, дать
всестороннее — социальное, эстетическое и физическое — воспитание.
Сорока-Росинский избрал гуманитарный уклон. На вчерашних беспризорников он
обрушивал буквально лавину знаний по литературе, истории, философии, несколько
иностранных языков. Он развивал и творческую самодеятельность подростков,
устраивая игры, спектакли и литературные диспуты. Ребята занимались по 10 часов
в день. Вначале они воспринимали этот режим как насилие ненавистных «халдеев»,
но вскоре природная любознательность победила, и почти все втянулись в учебу.
Викниксору удалось сохранить и развить личность доверенных ему детей.
С выходом в свет «Республики Шкид» литературные пути Л.Пантелеева и Белых
разошлись, но дружба сохранилась до конца жизни.
В 1930 Белых написал автобиографическую повесть «Дом веселых нищих» — одну из
лучших книг о детстве, проходящем на фоне великих социальных потрясений.
Необычным в книге было то, что рассказывал о событиях не сознательный
революционер, а подросток, сторонний, но внимательный наблюдатель. Не было в
книге ни обычной для того времени революционной риторики, ни политической
тенденциозности, благодаря чему она легко читается и по сей день. Запрещенная,
как и «Республика Шкид», она была переиздана только в 1965 с предисл.
Л.Пантелеева. Последняя прижизненная публикация «Холщовые передники» (1932) —
документальное повествование о революционном движении прядильщиков Петербурга.
Когда писателя арестовали в 1936, был изъят и его архив, в т.ч. и новые
неопубликованные работы. После реабилитации дочь писателя, Татьяна Григорьевна,
видела в «Деле» упоминание о конфискованных рукописях повестей «Поколение» и
«Психологический обман», но они до сих пор не найдены. Белых умер в
ленинградской тюремной больнице им. Ф.П.Гааза.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх