Белоцветов Николай Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Белоцветов
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 15.05 Кто родился в этот год 1892 |
[3(15).5.1892, Петербург — 12.5.1950, Мюльхайм, Германия]
— поэт, переводчик, публицист, религиозный мыслитель.
Старший сын Николая Алексеевича Белоцветова (1863-1935), директора Страхового
товарищества «Саламандра» (в рижской эмиграции создавшего типографию того же
названия, субсидировавшего издание газеты «Слово», журнала «Перезвоны» и др.),
и Варвары Андреевны Белоцветовой (урожденной Тикстон). С ранних лет Белоцветов
проявлял интерес к западноевропейским языкам и культуре, к музыке и театру; в
его образовании доминирующую роль играла немецкая культура. В детстве и юности
Белоцветов вместе с семьей неоднократно бывал в Париже, Италии и Германии. В те
же годы большое влияние на Белоцветов оказала атмосфера Царского Села. Интерес
к философии, в частности, к учению В.Соловьева о Софии, определил направление
его дальнейшего духовного поиска.
После 1909 Белоцветов закончил философский факультет Санкт-Петербургского
университета, в 1916 — Михайловское артиллерийское училище и участвовал в
Первой мировой войне.
С 1912 Белоцветов — член Российского Антропософского общества. Переводил цикл
мистерий-драм Р.Штейнера. Результаты напряженной антропософской работы получили
отражение в цикле лекций Белоцветова «Религия творческой воли» (1915): 1. «Над
истиной и заблуждением (проблема теории знания)»; 2. «О постоянной ценности
(проблема этики)»; 3. «Голос миров (проблема религии)»; 4. «Возвращение
Заратустры (религиозная эстетика будущей культуры)».
В 1917, пережив газовую атаку под Динабургом (Даугавпилсом), возвратился в
Петроград. В 1917-20 принимал участие в деятельности антропософских кружков
Москвы и Петрограда, подвергаясь опасности быть арестованным и живя на
нелегальном положении. Работал над романом «Михаил» (не завершен), из которого
были опубликованы лишь фрагменты.
В 1920 со своей первой женой Марией, урожденной Лейтнеккер-Дембской, бежал из
России, перейдя границу с Финляндией.
В 1921 чета Белоцветовых поселилась в Берлине. Благодаря иностранным капиталам
страховой компании своего отца Белоцветов сохранял до 1941 материальную
независимость и имел возможность полностью посвятить себя антропософской и
литературной деятельности. В Берлине встретился с Р.Штейнером.
19 февр. 1928 в Париже состоялась лекция Белоцветова «Духовная эволюция
человека и человечества».
23 марта 1928 под руководством Марии Белоцветовой в Берлине был основан
небольшой антропософский кружок; в числе его участников была также москвичка
Анна Штокмар, ставшая впоследствии женой Белоцветова. Участвовал в частном
литературном объединении «Кружок Татариновой», возглавляемом Ю.И.Айхенвальдом.
С марта 1928, т.е. с момента создания, по март 1933 Белоцветов входил в
основанный Р.Блохом и М.Горлиным «Клуб поэтов» и принимал участие в двух
публичных чтениях кружка (4 июня 1930 и 10 дек. 1931) и в его поэтических
сборниках «Новоселье» (1931), «Роща» (1932) и «Невод» (1933).
В 1930 в издательстве «Слово» выходит первый сборник стихотворений Белоцветова
«Дикий мед». Также участвовал в работе рижского литературного объединения «На
струге слов» (1929-31).
В 1932 Белоцветов расстался со своей первой женой, впоследствии вышедшей замуж
за друга Белоцветова, антропософа В.Томберга.
4 апр. 1932 в «Русском институте германоведения» состоялась лекция Белоцветова
«Антропософское учение Рудольфа Штейнера». В том же году (6 окт.) Белоцветов
прочел публичную лекцию на тему «Эмиграция и антропософия».
В марте 1933 после прихода к власти Национал-социалистской рабочей партии
Германии покинул Берлин и переехал в Ригу; там 30 июня 1933 вступил в брак с
А.Штокмар. Неоднократно бывал в Таллине (где в нояб. 1933 выступал на литурном
вечере). Председатель рижской группы антропософов. В Риге под псевдонимом Фёдор
Короткий выпустил «Песню о Григории Распутине», пародирующую фольклорную
стилистику.
В 1936 вышел его второй (и последний прижизненный) русскоязычный поэтический
сборник «Шелест», в который, по мнению Ю.Иваска, «вошли лучшие его вещи».
После заключения пакта Молотова-Риббентропа Белоцветову с семьей удалось
добиться разрешения на выезд в Германию и покинуть Ригу в марте 1941.
В июне 1941 переехал в Штуттгарт, в 1946 в Мюльгейм. Получил немецкое
гражданство; в 1943 был признан непригодным для службы в вермахте по состоянию
здоровья. В эти годы жил в крайне стесненных материальных условиях. Еще в
Берлине начал писать также по-немецки (стих., переводы, рассказы, драматические
произведения).
В 1947 Белоцветов перешел в католичество. Последние годы жизни страдал тяжелой
болезнью; после его смерти Анна Белоцветова, вторая жена поэта, издала сборник
избранных стихотворений «Жатва», в который также вошло несколько текстов из
двух предыдущих сборников.
Лирику Белоцветова пронизывает христианское философское начало.
Г.П.Струве отзывался о Белоцветове сдержанно: «поэт серьезный, но бледноватый».
Свидетель его творческого процесса на протяжении многих лет, А.Белоцветова
характеризовала его в ином символическом ключе: «Он пел, как Орфей в
преисподней... Но орфизм его не был языческим: он рождался из
подлинно-христианского источника, он был современным в лучшем смысле этого
слова и поэтому звал в будущее. Отсюда поражавшая иных чистота его поэзии. И
поэт Божьей милостью сознавал, откуда его дарование, и не искал для себя славы.
В этом — секрет его "шапки-невидимки", в которой он, поэт и философ, прошел по
жизни, прошел уязвленный всеми проблемами времени и вечности. Поэтому и темы
его поэзии вечны: Бог, смерть, любовь». Музыкально-мелодический строй лирики
Белоцветова отмечал Ю.Иваск: вошедшие в последний прижизненный сборник
Белоцветова «Шелест» тексты «написаны одним дыханием. Каждое стих, состояло из
одной непрерывной музыкальной фразы». В этой особенности стиховой мелодики
Иваск видел отражение «блоковской музыки»; при этом Белоцветов освобождает ее
«от всего земного, тяжелого, от всякого вообще фона. Многое в его творчестве
может быть объяснено антропософскими медитациями. Существенней же, что он
отвращается от всякой тяжести, как бытовой, так и духовной... Его поэзия
действительно — чистое искусство. В этом его сила, но также и слабость: сила в
чистоте тона, а слабость в том, что в слышимой им музыке было мало
человеческого». Иваск также подчеркивает совершенство формального выражения
мистических представлений у Белоцветова, находя в этом отношении параллели у
Рильке и Мандельштама.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх