AZ-libr.ру

информационный портал





Балханов Валерий Александрович
[13.07.1945]

  Другие персоны с фамилией Балханов
Другие персоны с именем Валерий
Кто родился в этот день 13.07
Кто родился в этот год 1945

       - специалист по философским вопросам математики и философской науки; доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки Республики Бурятия, академик Международной академии информатизации.
       Род. в с.Тарбагатай Тарбагатайского р-на Бурятской АССР.
       Окончил Бурятский педагогический институт (физико-математический факультет, 1969), аспирант МОПИ им. Н.К.Крупской (1975).
       С 1970 - ассистент, с 1978 по 1991 - старший преподаватель, доцент кафедры философии Бурятского государственного педагогического института.
       С 1991 - профессор кафедры философии, заведующий кафедрой культурологии;
       с 1993 по 1996 - профессор, заведующий кафедрой философии Бурятского государственного университета.
       В настоящее время - профессор кафедры философии Бурятского государственного университета.
       Докторская диссертация - "Взаимосвязь социокультурных и логико-методологических оснований математизации науки" (1990).
       В основных трудах развивается идея имманентного содержания "математических" характеристик в науке. Предмет математики интерпретируется как специфическая представленность качества в количестве, как измерение "качества". Сущность математизации определяется как функционирование особой "субстанции" математизации - деятельности измерения, конкретный тип которой и является основанием исторически изменяющегося предмета математики. Деятельность измерения, представляя собой превращенную форму предметной деятельности, детерминируется социокультурными факторами, прежде всего категориальным строем мышления, мировоззренческими парадигмами эпохи.
       Деятельность измерения, являясь конкретно-всеобщим основанием математизации науки, синтезирует математическое познание с познанием человеческого общества. Математизация, понимаемая в широком культурном, историческом и гуманистическом измерениях, представляет одно из важнейших средств гуманизации науки и рационализации человеческой деятельности. Концепция деятельностно-мерной методологии определения природы, сущности математического знания как моделирования реальности, выделение основополагающего принципа математического моделирования - принципа мерности, показывают, что через математическое моделирование в познание интериоризуется понятие диалога - коэволюционного императива для решения глобальных проблем. На основе понятия "переменной" структуры (аналога переменной Р.Декарта) выявлена тенденция развития современной математики в сторону ее информатизации.
       В рамках информационной математики, конкретизирующей коэволюционную модель отношения человека к миру, математическое моделирование обретает функцию гуманизации современного научного познания, не отрицая человека, а возвышая его до уровня существа космо-планетарного масштаба. Синтез математики, синергетики, теории информации в рамках информационной математики предполагает соответствующее мировоззренческое основание, восходящее к целостному мировоззрению, преодолевающему рамки узкого партикуляризма ортодоксальных материализма и идеализма.
       Современная наука предполагает в качестве основания универсализм современной философии, адекватной эколого-информационному обществу будущего. Целостное мировоззрение восстанавливает паритетность духа и материи, человека и природы. Основные принципы целостного мировоззрения, синтезируя и трансформируя идеи paideia, epimeleia и у-вэй, соответствуют парадигмальным установкам постиндустриального общества, образованию XXI века, концепции устойчивого развития. В содержательном плане эти принципы конгениальны системности, неклассической онтологии, неклассической диалектике и онтологической истине.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:07:16 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"