Балханов Валерий Александрович
|
Другие персоны с фамилией Балханов
Другие персоны с именем Валерий Кто родился в этот день 13.07 Кто родился в этот год 1945 |
- специалист по философским вопросам математики и философской науки; доктор философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки Республики Бурятия, академик Международной академии информатизации.
Род. в с.Тарбагатай Тарбагатайского р-на Бурятской АССР.
Окончил Бурятский педагогический институт (физико-математический факультет, 1969), аспирант МОПИ им. Н.К.Крупской (1975).
С 1970 - ассистент, с 1978 по 1991 - старший преподаватель, доцент кафедры философии Бурятского государственного педагогического института.
С 1991 - профессор кафедры философии, заведующий кафедрой культурологии;
с 1993 по 1996 - профессор, заведующий кафедрой философии Бурятского государственного университета.
В настоящее время - профессор кафедры философии Бурятского государственного университета.
Докторская диссертация - "Взаимосвязь социокультурных и логико-методологических оснований математизации науки" (1990).
В основных трудах развивается идея имманентного содержания "математических" характеристик в науке. Предмет математики интерпретируется как специфическая представленность качества в количестве, как измерение "качества". Сущность математизации определяется как функционирование особой "субстанции" математизации - деятельности измерения, конкретный тип которой и является основанием исторически изменяющегося предмета математики. Деятельность измерения, представляя собой превращенную форму предметной деятельности, детерминируется социокультурными факторами, прежде всего категориальным строем мышления, мировоззренческими парадигмами эпохи.
Деятельность измерения, являясь конкретно-всеобщим основанием математизации науки, синтезирует математическое познание с познанием человеческого общества. Математизация, понимаемая в широком культурном, историческом и гуманистическом измерениях, представляет одно из важнейших средств гуманизации науки и рационализации человеческой деятельности. Концепция деятельностно-мерной методологии определения природы, сущности математического знания как моделирования реальности, выделение основополагающего принципа математического моделирования - принципа мерности, показывают, что через математическое моделирование в познание интериоризуется понятие диалога - коэволюционного императива для решения глобальных проблем. На основе понятия "переменной" структуры (аналога переменной Р.Декарта) выявлена тенденция развития современной математики в сторону ее информатизации.
В рамках информационной математики, конкретизирующей коэволюционную модель отношения человека к миру, математическое моделирование обретает функцию гуманизации современного научного познания, не отрицая человека, а возвышая его до уровня существа космо-планетарного масштаба. Синтез математики, синергетики, теории информации в рамках информационной математики предполагает соответствующее мировоззренческое основание, восходящее к целостному мировоззрению, преодолевающему рамки узкого партикуляризма ортодоксальных материализма и идеализма.
Современная наука предполагает в качестве основания универсализм современной философии, адекватной эколого-информационному обществу будущего. Целостное мировоззрение восстанавливает паритетность духа и материи, человека и природы. Основные принципы целостного мировоззрения, синтезируя и трансформируя идеи paideia, epimeleia и у-вэй, соответствуют парадигмальным установкам постиндустриального общества, образованию XXI века, концепции устойчивого развития. В содержательном плане эти принципы конгениальны системности, неклассической онтологии, неклассической диалектике и онтологической истине.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх