Бабель Исаак Эммануилович
|
Другие персоны с фамилией Бабель
Другие персоны с именем Исаак Кто родился в этот день 13.07 Кто родился в этот год 1894 |
[30.6(13.7).1894, Одесса — 27.1.1940, Москва; погиб в заключении]
— прозаик, драматург, переводчик, очеркист.
Родился в Одессе, на Молдаванке, в семье торговца Эммануила (Маня) Исааковича (Ицковича) Бабеля
(Бобеля). В раннем детстве жил в Николаеве, близ Одессы. Девяти лет поступил в 1-й класс
Коммерческого училища им. графа С.Ю.Витте в Николаеве. На следующий год стал учеником Одесского
коммерческого училища им. императора Николая Первого, которое окончил в 1911. В эти годы брал уроки
игры на скрипке у известного музыканта П.С.Столярского, увлекался французской литературой, сблизился
с французской колонией в Одессе, первые ученические рассказы писал на французском языке. В то же
время по настоянию религиозного отца серьезно изучал древнееврейский язык, еврейские священные
книги. После успешного окончания Одесского коммерческого училища ему было присвоено сословное
звание почетного гражданина. В том же году подает заявление о зачислении в Киевский коммерческий
институт на экономическое отделение. Был принят и несколько лет жил в Киеве. В 1916 закончил институт
с отличием — со званием кандидата.
Там же, в Киеве, в журнале «Огни» был впервые напечатан рассказ «Старый Шлойме».
После начала русско-германской войны Бабель был зачислен в ратники ополчения второго разряда, но в
военных действиях участия не принимал.
В 1915 Бабель был принят на 4-й курс юридического факультета Петроградского психоневрологического
института, однако институт не окончил.
В 1915 некоторое время жил в Саратове, где написал рассказ «Детство. У бабушки», затем возвратился в
Петроград.
Осенью 1916 встречался с М.Горьким в редакции журнале «Летопись». В этом журнале в №11 (нояб.) за
1916 опубликованы 2 рассказа: «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла». В том
же 1916 в петроградском «Журнале журналов» был опубликован цикл очерков под общим названием «Мои
листки».
В «Автобиографии» (1928) Бабель писал о первом знакомстве с М.Горьким: «...я всем обязан этой встрече и
до сих пор произношу имя Алексея Максимовича с любовью и благодарностью... Он научил меня
необыкновенно важным вещам и потом, когда выяснилось, что два-три сносных моих юношеских опыта
были всего только случайной удачей, и что с литературой у меня ничего не выходит, и что пишу я
удивительно плохо,— Алексей Максимович отправил меня в люди. И я на семь лет — с 1917 по 1924 —
ушел в люди».
В эти годы Бабель был солдатом на румынском фронте, служил переводчиком в иностранном отделе ЧК в
Пг.; в 1918 печатается в газете «Новая жизнь»; летом того же года участвует в продовольственных
экспедициях Наркомпрода и т.п.
В конце 1919 — начале 1920 живет в Одессе, работает заведующим редакционно-издательским отделом
Госиздата Украины. Ранней весной 1920 в качестве корреспондента Югроста, под именем Кирилла
Васильевича Лютова, Бабель попадает в Первую Конную армию. Служит там несколько месяцев, ведет
дневники, печатается в газете «Красный кавалерист» (статьи, очерки).
В конце 1920 после перенесенного тифа писатель возвращается в Одессу.
В 1922-23 он начинает активно печатать свои рассказы в одесских газетах и журнале: «Лава», «Силуэты»,
«Известия», «Моряк». Среди них рассказ «Король» (из цикла «Одесские рассказы») и рассказ «Гришук» (из
цикла «Конармия»). Почти весь 1922 Бабель живет в Батуми, выезжает в другие города Грузии.
В 1923 устанавливает связи с литераторами Москвы, печатается в «Лефе», «Красной нови»,
«Прожекторе», в «Правде» (новеллы из «Конармии» и «Одесские рассказы»). Еще в Одессе Бабель
познакомился с В.Маяковским, после окончательного переезда в Москву он знакомится со многими
московскими писателями — С.Есениным, А.Воронским, Д.Фурмановым. Первое время живет под Москвой, в
Сергиевом Посаде.
В середине 1920-х Бабель становится одним из наиболее популярных советских писателей. В одном лишь
1925 вышли отдельным изданием 3 сборника рассказов. В следующем году вышел первый свод его новелл
из «Конармии», который пополнялся в последующие годы. (Задумано было 50 новелл, опубликовано — 37,
последняя — «Аргамак».)
В 1925 приступает к работе над сценарием «Беня Крик» и пишет пьесу «Закат».
В середине и второй половине 1920-х Бабель создает (по крайней мере, публикует) почти все
произведения, которыми он вошел в советскую литературу и остался в ней. Последующие 15 лет его
жизни очень немного прибавили к этому основному ядру: пьеса «Мария» (1932-33), несколько новых
«конармейских» новелл, несколько рассказов, по большей части автобиографических («Пробуждение»,
«Ги де Мопассан» и др.). Создал киносценарий по прозе Шолом-Алейхема («Блуждающие звезды» и др.).
Вхождение Бабеля в литературу в середине 1920-х было сенсационным. Новеллы его «Конармии»
отличались небывалой даже для суровой реалистической прозы того времени остротой и прямотой
изображения кровавых событий Гражданской войны — и все это при подчеркнутой изысканности стиля,
редком изяществе слова. С особенной резкостью Бабель передает картину катастрофической сшибки в
хаосе революции и Гражданской войны трех контрастных культурных «полей», до того, в сущности, вряд
ли соприкасавшихся в русской истории,— судеб еврейства, исканий русской интеллигенции и народного
«низового» понимания жизни. Эффект этого парадоксального столкновения и образует полный духовных
страданий и надежд, трагических ошибок и прозрений худож. и нравственный мир «конармейской» прозы
Б. Книга эта сразу же вызвала чрезвычайно острую полемику, в которой столкнулись непримиримые точки
зрения (в частности, С.М.Буденного, командарма Первой Конной, который воспринял прозу Б. как клевету
на красных бойцов, с одной стороны, и М.Горького, А.Воронского — с другой, полагавших, что правда и
глубина изображения судеб людей в коллизиях Гражданской войны, а не пропаганда есть главная задача
писателя).
В «Одесских рассказах» Бабель создал образ романтизированной одесской Молдаванки, душой которой
стал «благородный» бандит Беня Крик. В книге колоритно, иронико-патетически и лирически изображен,
как уходящая экзотика, быт одесских налетчиков и торговцев, мудрецов и мечтателей. «Одесские
рассказы» (вариантом сюжетов 2-й книги стала пьеса «Закат») были одним из самых заметных событий в
литературе середины 1920-х, книга оказала влияние на творчество некоторых писателей, в частности
И.Ильфа и Е.Петрова.
Начиная с 1925 Б. особенно много ездит по стране (Ленинград, Киев, Воронежская губ., Юг России), где он
собирает материалы о Гражданской войне, работает секретарем сельсовета в д. Молоденово на
Москве-реке. Летом 1927 он впервые выезжает за границу — в Париж, затем в Берлин. С этого времени его
зарубежные поездки становятся почти ежегодными: 1927, 1928, 1932, 1933, 1935, 1936.
В 1935 Б. выступил в Париже с докладом на Конгрессе писателей в защиту культуры.
Многократно он встречался с Горьким, который всегда внимательно следил за его путем в литературе,
поддерживал его. После смерти Максима Пешкова, сына писателя, Горький пригласил Бабеля к себе в
Горки, где Бабель жил в мае-июне 1934. В авг. этого же года Бабель выступил с речью на I Всесоюзном
съезде советских писателей. Его работа середины и второй половины 1930-х связана главным образом с
литературной обработкой произведений других писателей: работает над киносценарием по роману
Н.Островского «Как закалялась сталь», сценарием по поэме Вс.Багрицкого «Дума про Опанаса», сценарием
фильма о М.Горьком, пишет для С.М.Эйзенштейна сценарий фильма «Бежин луг» (фильм как «идейно
порочный» был запрещен и уничтожен.).
В 1937 Бабель сообщил в печати о том, что окончил пьесу о Г.Котовском, а в 1939 — о завершении
сценария «Старая площадь». Ни одно из этих произведений не было опубликовано при жизни писателя.
Последний сборник рассказов Бабель вышел осенью 1936. Его последнее выступление в печати —
новогодние пожелания, опубликованные в «Литературной газете» 31 дек. 1938 под рубрикой
«Литературные мечтания».
15 мая 1939 был произведен обыск на московской квартире писателя и одновременно на его даче в
Переделкино под Москвой, где он в это время находился. При обыске были изъяты 24 папки с рукописями,
которые впоследствии не были обнаружены в архивах ФСК. После серии непрерывных допросов 29-30
июня Бабель был вынужден дать показания, от которых впоследствии в ряде заявлений, в т.ч. и во время
судебного заседания Военной коллегии Верховного суда СССР 26 янв. 1940, отказывался. В заявлении на
суде Бабель просил дать ему возможность «завершить <...> последние литературные произведения». Был
приговорен к расстрелу и казнен 27 янв. 1940. В тот же день его тело было предано огню в крематории
Донского монастыря.
В 1954 Бабель был полностью реабилитирован «за отсутствием состава преступления».
Споры вокруг творчества и судьбы Бабель возобновились после его реабилитации и продолжаются до
наших дней.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх