Асадов Эдуард Аркадьевич
|
Другие персоны с фамилией Асадов
Другие персоны с именем Эдуард Кто родился в этот день 07.09 Кто родился в этот год 1923 |
[7.9.1923, г.Мерв, Туркменистан — 21.4.2004, пос. Лобанове» Московской обл.]
— поэт, прозаик, переводчик.
Родился в семье учителей, и это в значительной степени определило интерес мальчика к книгам, к
знаниям. В 1929 умер отец, и мать с сыном переехали к дедушке в Свердловск. Урал стал как бы второй
родиной поэта, оказавшей большое воздействие на формирование его души. В 8 лет Асадов написал свои
первые стихи, читал их на школьных вечерах. В 1939 семья переехала в Москву.
В 1941 Асадов закончил школу, 14 июня в 38-й школе г.Москвы, где он учился, состоялся выпускной бал.
Через неделю — война, и Асадов идет в райком комсомола с просьбой отправить его добровольцем на
фронт. Он стал наводчиком гвардейского миномета, легендарной «катюши», принимал участие в жестоких
боях на Волховском фронте.
В 1943 окончил гвардейское артиллерийско-минометное училище, стал командиром батареи «катюш» и
воевал на Ленинградском, Северо-Кавказском, 4-м Украинском фронтах. В эшелонах, в землянках, в
блиндажах при свете коптилки писал стихи. В битве за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944
был тяжело ранен в лицо, но не вышел из боя. Полтора года Асадов пролежал в госпитале, перенес 12
операций, но зрение вернуть не удалось. Будучи в госпитале, Асадов получил личную благодарность
маршала Г.К.Жукова.
Стихотворение Асадова «Письмо с фронта», написанное в 1943 20-летним лейтенантом, было взято
позднее в экспозицию Центрального музея Вооруженных Сил СССР. К.И.Чуковский, которому Асадов
послал свои стихи из госпиталя, оценил талант молодого автора. Асадов пишет поэму «Снова в строй»,
имеющую автобиографический характер. «Я буду видеть сердцем»,— говорит ее герой,
юноша-доброволец Сергей Раскатов. Сам Асадов, потеряв зрение, научился «видеть сердцем». Поэма
«Снова в строй» была в 1949 опубликована в сборнике студентов Литературного института им.
М.Горького, где учился Асадов. Поэма сразу же привлекла к себе внимание, о ней писали в газетах и
журналах, ее обсуждали на читательских конференциях, автор получил сотни писем от читателей.
Критика поставила ее рядом с «Сыном» П.Антокольского и «Зоей» М.Алигер.
Литературный институт им. М.Горького Асадов с отличием закончил в 1951, в этом же году издал свою
первую книгу «Светлые дороги» и был принят в члены СП. Сборник стихов Асадова «Светлые дороги»,
«Снежный вечер» (1956), «Солдаты вернулись с войны» (1957) свидетельствовали о том, что поэт
мужественно победил то одиночество, тот мрак, в которые его ввергла война. Поэзия Асадов отличается
яркой публицистичностью, рожденной драматизмом судьбы автора; в жизненном и творческом плане
судьба Асадова напоминает судьбу Н.Островского... «Снова в строю» — назвал П.Антокольский свой
отзыв об Асадове. Группа солдат писала ему: «Заверяем Вас, товарищ Асадов, что всю нашу жизнь будем
следовать Вашему примеру и никогда не выпустим из рук нашего оружия. А если нас настигнет несчастье,
мы так же, как и Вы, поборем свой недуг и снова вернемся в строй!» (Москва. 1957. №7. С.197). Подобные
письма приходили и из-за рубежа — из Польши, Болгарии, Албании.
Особую популярность в 1950-70-е приобрели стихи Асадова о любви: читателей привлекла воспеваемая
поэтом чистота интимного чувства («Все равно я приду», 1973; «Компас счастья», 1979, и др.).
Евг.Долматовский свидетельствовал: «Если вы спросите молодого рабочего или студента, каких поэтов он
знает, какие поэты ему интересны, он назовет несколько разных имен и фамилий. Но среди них
непременно будет Эдуард Асадов» (цит. по: Долматовский Е.— С.3). Читатели увидели в поэте друга,
который как бы протягивает руку помощи, ободрения тем, кто попал в беду, испытывает горе. Асадов
утверждает веру в благородство, молодежь тянется к романтике в его стихах, беспокойному исканию
трудных, но интересных дорог. В стихах Асадова привлекают эмоциональная обостренность,
романтическая приподнятость; суровый и мужественный взгляд воина здесь сочетается с юношеской
ок-рыленностъю и даже детской непосредственностью. Но при этом поэт напоминает, что война
продолжается — в быту, в повседневности будней, война между добром и злом, и потому напоминает о
долге перед погибшими, о преданности идеалам, о необходимости продолжать борьбу за них. Именно
Асадов как защитник Ленинграда отвечает тем, кто считает, что Ленинград нужно было в 1941 отдать
врагу: «Было нам всяко: и горько, и сложно, / Мы знали: можно, на кочках скользя, / Сгинуть в болоте,
замерзнуть можно, / Свалиться под пулей, отчаяться можно, / Можно и то и другое можно, / И лишь
Ленинграда отдать нельзя!» («Ленинграду»).
Асадов тяготеет к сюжетному поэтическому повествованию, его любимым жанром становится баллада
(«Ледяная баллада», «Баллада о ненависти и любви» и др.). Он разрабатывает жанры поэмы,
стихотворной повести — поэма «Шурка», маленькая поэма «Петровна», лирическая повесть в стихах
«Галина», «Поэма о первой нежности» и др. Поэт расширяет свой тематический диапазон — «Песнь о
бессловесных друзьях», стих. «Пеликан», «Медвежонок», «Стихи о рыжей дворняге» он посвящает заботе
о «братьях наших меньших». Сохраняя верность поэзии, Асадов работает и в прозе: воспоминания
«Зарницы войны» (Огонек. 1985. №17-18; Знамя. 1987. №6), рассказ «Разведчица Саша» (Дружба
народов. 1988. №3), документальная повесть «Фронтовая весна» (Молодая гвардия. 1988. №2-3).
В 1985 была издана первая книга его прозы, сборник фронтовых рассказов «Зарницы войны».
Стихи Асадов переводились на украинский, армянский, татарский, молдавский, киргизский, эстонский и
другие языки народов СССР, а также на польский, болгарский, чешский, немецкий, английский, испанский
и др. Асадов в свою очередь переводил стихи поэтов Узбекистана (Мирмухсин, М.Бабаев, М.Шейхзаде),
Азербайджана (М.Рагим, Р.Рза), Грузии (А.Тевзаде), Казахстана (А.Сарсенбаев), Башкирии (Б.Ишемгулов),
Калмыкии (А.Сусеев) и др. Душевная отзывчивость присуща поэту органично. И навсегда в его душе —
любовь к Ленинграду: «Я не рожден в этом городе. Но город этот мой. А я принадлежу ему» (Асадов Э.
Зарницы войны. М., 1985. С.4). Защищая Ленинград зимой 1941/42, Асадов дал по врагу более 300 залпов
своего орудия. В послевоенные годы его выступления в Ленинграде состоялись в Академической капелле,
в концертном зале у Финляндского вокзала, в Доме офицеров, во Дворце культуры на Выборгской
стороне, в ДК 1-й пятилетки.
Но и для стихов Асадова настали трудные времена. Однако после ряда лет забвения, совпавшего с
реформами конца 1980-х — середины 1990-х, его словно заново стали открывать. «Одной из особенностей
Асадова как в поэзии, так и в прозе,— провозгласил в 1995 С.Баруздин,— является его необычайная
оптимистичность. Каждая страница асадовской прозы дышит неколебимой добротой, любовью к людям,
верой в победу справедливости над силами зла и вообще во все самое хорошее» (Зарницы войны. М., 1995.
С.6). В завершение своей книги «Интервью у собственного сердца», изданной уже в 2001, Асадов с
грустью пишет: «В стране объявлена была так называемая приватизация. По сути же — самая
беззастенчивая грабиловка. <...> Однако рушились не только политика и экономика, с благословения и
при открытой поддержке Запада разрушалась в нашей стране и культура. Та самая великая культура,
которая всегда стояла во главе всей духовной жизни планеты!» (С. 617).
В связи с этим А.Засимова в предисловии к 2-томнику Асадова писала: «Когда речь заходит о негативных
проблемах, когда перед нами хитрость, лицемерие и расчет, голос поэта совершенно меняется и речь его
звучит жестко, бескомпромиссно и резко. Вот, к примеру, стихотворение "Нужные люди", в котором
говорится о том, что корыстолюбие и прагматизм в последние годы стали чуть ли не бичом общества»
(Засимова А.— С.9). В названный двухтомник включено много новых стихов поэта на острые социальные
темы.
В 2003 в связи с 80-летием Асадов был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Давний друг поэта, командовавший артиллерией 2-й гвардейской армии генерал И.С.Стрельбицкий в своей
книге писал: «В музее героической обороны и освобождения Севастополя лежат старая полевая сумка,
письма и фотография Эдуарда Асадова, грампластинка с записью его голоса. Но, право же, еще надежнее
хранятся имя поэта и его стихи в душах его читателей» (Стрельбицкий И.- С.87).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх