Артёмов Владислав Владимирович
|
Другие персоны с фамилией Артёмов
Другие персоны с именем Владислав Кто родился в этот день 17.05 Кто родился в этот год 1954 |
[17.5.1954, с. Лысуха Минской обл., БССР]
— поэт, прозаик.
Воспитывался в детском доме. В 1971 окончил школу рабочей молодежи (г.Алмалык УзССР). Учился на
факультете журналистики Белорусского университета (Минск), но не окончил его. Работал на
станкостроительном заводе в Молодечно, художником-оформителем, дворником, экспедитором
горпищепромторга. В 1981 закончил Литературный институт (семинар Льва Ошанина), после этого пришел
в журнале «Литературная учеба».
Одной из первых внимание на поэзию Артёмова обратила критик Л.Г.Баранова-Гонченко. А в связи с
публикацией в «Литературной учебе» (1988. №5) его поэмы «Слово о маршале Жукове» Г.Калюжный и
В.Сорокин каждый по-своему написали о том, что в творчестве таких поэтов видят перспективу
возрождения лучших традиций русской литры: «Артемов не впадает ни в голую констатацию, ни в
стилизацию под народную былину. С точки зрения художественности поэма вполне оригинальна и
самостоятельна» (Калюжный Г. — С. 48); «Поэма о Жукове соединяет в себе былинно-сказовые мотивы,
она как бы вызвана к свету изустно, как бы и не поэт говорит, а кто-то за плечами поэта, за той ширью
трагедии, которую "осваивает" поэт...» (Сорокин В.— С.50).
Дебютная книга стихов Артёмова — «Светлый всадник» вышла в издательстве «Современник» в 1989. Во
внутренней рецензии на этот сборник Юрий Кузнецов отметил: «Мироощущение поэта необычно. Его стихи
не похожи на обыденную действительность, к которой мы привыкли. Поэт не описывает, не отражает ее
бытовую поверхность, а взламывает ее силой своего воображения, строит свой суверенный мир»
(аннотация книги «Светлый всадник»).
Поэт много занимается поэтическими переводами, особенно с белорусского языка.
С 1990 по 1999 работает в редакции журнала «Москва». Стихи и рассказы его появляются в периодике,
неизменно вызывая живой отклик читателей.
В 1997 вышел сборник избранных стихов Артёмова «Странник».
Для поэзии Артёмова характерно бережное, деликатное внимание к фольклорной традиции («Вышей мне
рубаху...», «Странник», «Выходил я в полюшко...», «Осенний вечер в поле», «Простор»). Однако в этих
стихах нет ни стилизации, ни увлечения внешней этнографической формой стиха — авторская манера
остросовременна, энергична, экспрессивна. Нередко А. использует в своем творчестве элементы гротеска
и гиперболизации («Гибель певня»), большое значение в его стихах имеет игровое, юмористическое
начало с налетом иронии и самоиронии («Грустно мне после пьянки...», «Докучная песенка»,
«Классическая борьба», «Наш ответ Кузнецову»). Однако даже в шуточных стихотворениях Артёмов
ощутимо искренне сочувствие поэта к своим современникам.
Стихи Артёмова органично вписаны в контекст русской поэзии, сохраняя в то же время свою
оригинальность. Критик В.Славецкий отмечал: «Раскованный, разговорный акцентный стих "Плача о доме
литераторов" генетически, исторически связан с акцентником есенинского "Пугачева"... Литературных
ассоциаций немало. Это и булгаковские "Роковые яйца", и балладная традиция... Для Арте-мова,
уроженца Беларуси, могли иметь значение описания крестьянского быта в национальном литературном
эпосе...» (Славецкий В.-С. 282-283).
Загадочные черты национального характера, и темные, и светлые, непостижимые для иноземцев, рисует
Артёмов в стихотворении «О русских людях» (1995): «Какой-то странный здесь народец, /Нигде такого не
бывает — / Ломают лифт, плюют в колодец / И матом речь пересыпают... / Они так страшно воевали / И
возвращались, обессилев, / Их в землю по уши вбивали, / Их миллионами косили. / Всему на свете есть
причина, / Народ таинственный и жуткий, / Он отрастает, как щетина, / Из-под земли на третьи сутки».
Поэзия Артёмова проникнута духом христианского человеколюбия, однако отношение поэта к вере не
догматичное, а творческое; религиозные мотивы всегда претворяются под его пером в целостные и
органичные худож. образы. Впрочем, авторская позиция выражается в высшей степени определенно и
четко: «Мне все человеки дороги, / Я всем прощаю долги, / Обнимемся, бывшие вороги, / Вы больше мне не
враги!.. / Спасибо за ночь недолгую, / За свет приходящего дня. / Прощаю вас, люди добрые... /
Простите и вы меня!» (Светлый всадник. С. 112).
Свою писательскую миссию Артёмов выразил в строках: «Мои стихи... При болях острых / Или когда
подступит страх, / Их будут раздавать медсестры / В палатах и госпиталях». Критик Л.
Баранова-Гонченко свидетельствует, что поэтический голос Артёмова окрашен «несломленной державной
волей» (Баранова-Гонченко Л.- С.10).
Артёмов — автор проникновенной любовной лирики. Обращение к далекой возлюбленной («Не кори меня,
жена») наполнено печалью разлуки, просветленным страданием. Любовное чувство может приобретать у
него вид невесомого импрессионистического переживания («Девушка из города Орла...»), и трагическое
ощущение конца мироздания («Я объяснил бы, да не стоит...»), и выливаться в настоящую мистерию
народного восприятия природы: «Пусть и наша юность канет без возврата, / Но веселых песен мне не
перепеть. / Вышей ты мне, вышей белую рубаху, / Чтоб и мне на праздник было что надеть. / Вышей мне
рубаху синими цветами, / Житом, васильками, ну а по краям — / Чистыми ключами, звонкими ручьями, / Что
текут, впадают в море-океан.../ Вышей мне рубаху стаей журавлиной, / Утренним туманом, ледяной росой,
/ Красною калиной, сладкою малиной, / А еще рябиной, горькою такой...» (Странник. С. 31).
Часто Артёмов проявляет себя как мастер поэтической миниатюры, когда в нескольких строчках ему
удается выразить свой взгляд на философскую, этическую или житейскую проблему: «Наш народ
воспрянет снова, / Народит сынов, / Потому что Иванову / Полюбил Петров» (Странник. С.57).
Во второй половине 1990-х — начале 2000-х Артёмов много и плодотворно работает над прозой. Его
первый роман «Обнаженная натура» (Наш современник. 1998. № 1,2) посвящен злободневным проблемам
сегодняшней жизни; напряженный сюжет способствует раскрытию разнообразных психологических типов
современников. Роман написан выразительным языком, позволяющим автору детали и штрихи жизни
современного мегаполиса погружать в контекст вневременных законов бытия: «Когда он вышел из метро,
рынок уже затихал. Торговцы укладывали нераспроданные за день товары в полосатые сумки, дежурные
бомжи сгребали в кучу оставшийся мусор... и жгли тут же, посредине площади. Черный густой дым
клубами поднимался в потемневшее небо. Закат уже отполыхал... Пахло кочевьем и дикой волей,
пришедшей извне, из разбойничьих степей, где дымится сухой ковыль и воют на багровую луну темные
волки...» В то же время не все заявленные в романе линии и темы были доведены до логического
завершения: автор завязал узлов больше, чем сумел развязать.
Проблемы морального и эстетического плана поставлены Артёмовым в повести «Художник Верещагин»
(2002). В начале XXI в. Артёмов работает над циклом романов, объединенных одним главным героем —
армейским офицером Родионовым («Капитан Родионов», 2003). В этом образе Артёмов стремится, по его
словам, «показать доблесть русского солдата и вообще сказать доброе слово о России» (Автобиография.
С.395). Артёмов также является автором ряда книг по истории культуры.
На стихи Артёмова написано несколько песен. Как поэт и журналист Артёмов принимал участие в
обеспечении ряда избирательных кампаний. Лауреат премий им. А.Фета (1995) и С.Есенина (2001).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх