Анцыферова Людмила Ивановна
|
Другие персоны с фамилией Анцыферова
Другие персоны с именем Людмила Кто родился в этот день 18.09 Кто родился в этот год 1924 |
- специалист по методологии психологии; доктор психологических наук, профессор
Род. в Златоусте (Челябинская обл.).
Окончила философский факультет МГУ (1948), аспирант кафедры психологии того же факультета (1952).
Работала в институте общей и педагогической психологии АПН РСФСР (1953-1956),
в ИФ АН СССР (1956-1972).
С 1972 - в институте психологии АН СССР,
заведующая сектором философских проблем психологии (1974-1984),
заведующая лабораторией психологии личности (1984-1992),
в настоящее время - ведущий научный сотрудник этой лаборатории.
Основные направления исследований: детерминация развития психологической науки; концептуальная разработка проблем психологии личности.
Согласно концепции Анцыферовой, детерминация развития психологии определяется взаимопреломлением внешнего и внутреннего факторов. В системе внутренних факторов мало изученную, но существенную роль играет субъект научной деятельности. Его личные качества и жизненные трудности (в различных сферах), рефлексируясь и обобщаясь, выступают источником оригинальных теорий. Внешние факторы влияют на динамику психологии опосредованно. Субъекты науки трансформируют внешние требования в аспекте содержания и структуры своей теории. Они применяют также механизмы психологической защиты против конъюнктурных попыток изменить внутреннюю логику развития психологии. Личность рассматривается как конструктор своего жизненного пути и соавтор обществественной жизни. Личность телеономична. "Воля к будущему" порождает в ее внутреннем мире целевые структуры, от масштабности которых зависит их энергетико-мотивационный потенциал, размерность субъективного жизненного мира и расширение сферы сознания за счет утилизации потенциальных, латентных, интуитивных процессов.
Успешность деятельности зависит от содержательности и адекватности создаваемой личностью имплицитной "квазитеории" - совокупности мнений человека о себе и о значимости разных областей действительности. Действуя, общаясь, познавая, личность неизбежно попадает в область неожиданного, неопределенного, ошеломляющего. Влияние нового, непредсказуемого на личность неоднозначно. Задача науки - разработать форму психологической поддержки личности в необычных для нее условиях.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх