AZ-libr.ру

информационный портал





Аксаков Константин Сергеевич
[10.04.1817-19.12.1860]

  Другие персоны с фамилией Аксаков
Другие персоны с именем Константин
Кто родился в этот день 10.04
Кто родился в этот год 1817

       - литератор, историк, философ, представитель ранних славянофилов.
       Род. в с.Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губ.
       В 1826 переехал в Москву. Учился в пансионате М.П.Погодина.
       С 1832 по 1835 Аксаков - студент словесного отделения Московского университета. Входил в кружок Н.В.Станкевича, где общался с Белинским, Бакуниным и Грановским, однако западническая ориентация кружка оттолкнула будущего славянофила.
       В 1838 находился за границей (Германия, Швейцария).
       В конце 30-х гг. сблизился с А.С.Хомяковым, братьями Киреевскими, Ю.Ф.Самариным. Испытал влияние славянофильских идей.
       Аксаков углубленно изучал Гегеля, пытался истолковать гегельянство в славянофильском духе.
       Окончив университет кандидатом, отдается научно-литературной работе, сотрудничает в "Телескопе", "Молве", "Московском наблюдателе".
       В 1846 публикует свою магистерскую диссертацию "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка", в 1847 защищает ее. Значительной была роль Аксакова в идейной борьбе 40-50-х гг. Отправным мировоззренческим положением его было утверждение, что мир есть творение Бога, что истина постигается через покорное следование Богу, путем откровения и через любовь к Богу и ближнему.
       В центре внимания Аксакова - социология и социо-философская проблематика. Конечная цель истории, считает он,- реализация учения Христа, построение Царства Божьего на земле. Государство противостоит социальной сфере: если социальная сфера есть ценное и подлинное восполнение личности, то государство чуждо внутренней жизни личности. Государство как принцип - зло; ложь лежит не в той или иной форме государства, а в самом государстве как идее, как принципе; надобно говорить не о том, какая форма истинна, какая ложна, а о том, что государство, как государтсво есть ложь. Русский народ принужден был создать государство, но по существу своему этот народ не государственный. "Русский народ,- писал он,- есть народ не государственный, то есть не стремящийся к государственной власти, не желающий для себя политических прав, не имеющий в себе даже зародыша народного властолюбия" (Ранние славянофилы. Сост. Н.Л.Бродский. М., 1910. С.79). Западная цивилизация рассудочна, там "внутренняя правда" христианства подчинена внешнему принуждению, регламенту государства. Славяне же, сохранившие "истинное христианство" и соответствующий его смыслу общинный быт - воплощение "нравственного союза людей",- не образуют из себя государства, а добровольно призывают его. Община и государство сосуществуют на условиях взаимной договоренности и разделения функций, как две "отдельные союзные силы". Государство не должно вмешиваться в земледелие, промышленность, торговлю, идейно-нравственную жизнь.
       В 1855 Аксаков представил Александру II "Записку о внутреннем состоянии России". В ней он писал о взаимоотношении народа и государственной власти. Обе стороны, считал он, необходимы друг для друга - не может быть государственной власти без народа, а народа без государственной власти. Не ища свободы полититической, народ ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной, т.е. свободы внутри себя. "Мудрость правительства состоит в том, чтобы способствовать всеми мерами стране, им управляемой, достигнуть своего назначения и совершить свое благое дело на земле; состоит в том, чтобы понять дух народный, который должен быть постоянным путеводителем правительства. От непонимания духа народного и от препятствия этим потребностям происходят или внутреннего волнения, или медленные изнурения и расстройство сил народных и государственных" (Записка К.С.Аксакова "О внутреннем состоянии России", представленная Государю императору Александру II в 1855 г. // Ранние славянофилы. С.71-72).
       Идеал общественной жизни для Аксакова - когда народ "не вмешивается в правительство, в порядок управления", а государство не вмешивается в духовную жизнь и в быт народа. Реальность же иная: государство нарушает принцип невмешательства, повсюду царит взяточничество, "чиновный организованный грабеж", угнетение духовной жизни народа. Отсюда - разлад, бунты и пр. Народ желает одного - свободы жизни, духа и слова (Там же. С.93). В "Записке" были сформулированы требования искоренения "чиновничьего организованного грабежа", введения гласности. Деятельность народа, как и деятельность человека, должна быть самостоятельна: "...у народа может быть только: или воззрение народное (самостоятельное, свое),- или никакого (ибо чужое воззрение не ему принадлежит)" (Еще несколько слов о русском воззрении // Русская идея. М., 1992. СПб).
       Образованные русские, отмечает Аксаков, уже полтораста лет стоят под безусловным авторитетом Западной Европы,- конечно же, "гораздо легче принимать и повторять... чужие мысли, чем думать самому". Между тем, "русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловечность, а не через посредство и не с позволения Западной Европы". К Европе следует относиться "критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием" (О русском воззрении // Там же. С.112). "Только перестаньте глядеть чужими глазами, и вы уже невольно, в ту же минуту посмотрите своими глазами. Вовсе не нужно, чтоб вы все отвергали и всему противоречили, что было сделано до вас; этого быть не может, ибо тогда не было бы между народами единства человеч. жизни. ...Взглянувши сами, вы, вероятно, в иных предметах, в отдельных вопросах науки самостоятельно согласитесь с мнением др. Когда вы согласитесь с другим самостоятельно, вы не подчиняетесь им и не перестаете быть самостоятельны. ...Истина, постигнутая народом с известной ему свойственной стороны, делается общим достоянием человечества" (Еще несколько слов о русском воззрении // Там же. С.115-116).
       В конце 50-х гг. Аксаков с обострением чахотки отправился за границу для лечения.
       Умер на о. Закинф (Греция), похоронен в Москве.

Литература и другие источники информации








  Оглавление
Начало раздела
 

Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:02:38 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"