Аксёнов Василий Павлович
|
Другие персоны с фамилией Аксёнов
Другие персоны с именем Василий Кто родился в этот день 20.08 Кто родился в этот год 1932 |
[20.8.1932, Казань — 6 июля 2009, Москва]
— прозаик, драматург.
Родился в семье партийных работников, Евгении Семёновны Гинзбург и Павла Васильевича Аксёнова
(родители репрессированы в конце 1930-х), был отправлен в детдом для детей «врагов народа», а с 16
лет жил в Магадане, куда была сослана его мать Евгения Гинзбург (автор впоследствии написанной и
получившей широкую известность книги «Крутой маршрут»). Окончил в 1956 Ленинградский медицинский
институт, до 1960 работал врачом в больницах.
Печатается с 1959. Известность писателю принесла повесть «Коллеги» (1960), много раз
переиздававшаяся, получившая также воплощение на сцене и на экране. Эта и вслед за нею появившиеся
повести «Звездный билет» (1961) и «Апельсины из Марокко» (1963), роман «Пора, мой друг, пора» (1964) и
других упрочили за Аксёновым славу одного из лидеров «молодой прозы», громко заявившей о себе на
рубеже 1950-60-х (А.Гладилин, А.Кузнецов, Э.Ставский и др.). Произведения Аксёнова вызвали в критике
бурную полемику, т.к. в них заострялось внимание на злободневнейших проблемах периода «оттепели» и
прежде всего — на извечном конфликте поколений, который обретал особенно резкие формы в условиях
характерного для того времени процесса отрицания тоталитарного прошлого. Как нельзя более
соответствовали тогдашней духовной жизни общества и исповедальный характер прозы Аксёнов, и
преимущественное — сочувственное — внимание писателя к внутреннему миру, психологии и даже сленгу
молодого поколения: не случайно в это время он становится одним из наиболее активно печатающихся
авторов журнала «Юность», в течение нескольких лет являясь членом его редколлегии. Появление в 1968
повести «Затоваренная бочкотара» свидетельствует об изменении направления эстетических поисков
писателя, выходящего теперь, по его словам, к тотальной сатире: здесь открывается удивительная
нелепость мира, в котором живут персонажи повести, названной Аксёновым «сюрреалистической вещью».
Изменение творческой позиции Аксёнова свидетельствовало не только о собственно художественных
поисках писателя, отказывавшегося теперь в своих произведениях от принципа правдоподобия,
предпочитая ему изображение «иллюзии действительности»; сами эти изменения были вызваны
крепнущим у него убеждением в том, что «действительность так абсурдна, что, употребляя метод
абсурдизации и сюрреализма, писатель не вносит абсурда в свою литературу, а, наоборот, этим методом
он как бы пытается гармонизировать разваливающуюся, как помойная яма, действительность...». С этого
времени критика в адрес Аксёнова и его произведений становится все более резкой и даже
сокрушительной, когда она звучит из уст руководителей партии и государства (например, Н.С.Хрущева).
Нападки вызывала даже форма, к которой обращается теперь Аксёнов, воспринимаемая как несоветская и
ненародная: так была оценена, в частности, поставленная в театре «Современник» пьеса Аксёнова
«Всегда в продаже», свидетельствующая о переходе ее автора на авангардистские позиции в искусстве.
Положение Аксёнова еще более осложнилось,, когда (в 1977-78) его произведения начали появляться за
рубежом (прежде всего в США). В 1979 Аксёнов вместе с А.Битовым, Вик.Ерофеевым, Ф.Искандером и
Е.Поповым выступил составителем и автором альманаха «Метрополь», объединившего писателей
(Ю.Алешковского, Ф.Горенштейна, В.Высоцкого и др.), решительно отмежевавшихся от социалистического
реализма. Так и не изданный в советской подцензурной печати, альманах ушел в самиздат и вскоре был
издан в США. Он немедленно был подвергнут уничтожающей критике, некоторые его авторы были
исключены из писательского союза. Сам Аксёнов в дек. 1979 заявил о выходе из СП, 22 июля 1980 уехал в
США и вскоре был лишен советского гражданства.
Поселившись в Вашингтоне, он продолжает интенсивно работать: одна за другой выходят написанные им
в России, но впервые публикуемые лишь после отъезда писателя в Америку романы «Ожог» (1975),
«Остров Крым» (1970), «Золотая наша железка» (1980), написанные уже в эмиграции книги «Бумажный
пейзаж» (1983), «Право на остров» (1983), «Скажи изюм» (1985), «В поисках грустного бэ-би» (1986). В
1993-94 в России была опубликована его «Московская сага» в 3 книгах. Вскоре после переезда в США
Аксёнов начинает преподавать русскую литературу в одном из вашингтонских университетов. После
возвращения ему в 1990 гражданства А. часто приезжает в Россию, его произведения (кроме названных
выше, «Мой дедушка — памятник», 1991; «Рандеву», 1992, и др.) охотно печатаются здесь (в т.ч. в
журнале «Юность»), выходит собрание его сочинений. Но переселяться на родину Аксёнов не собирается:
покинув Америку, поселяется на юге Франции. Свое отношение к происходящему сегодня, к современному
человеку Аксёнов выразил в книге «Новый сладостный стиль» (1998).
Аксёнов начинал с изображения скептически настроенной по отношению к тогдашней советской
действительности молодежи с характерным для нее нигилизмом, стихийным чувством свободы, интересом
к западной музыке и литературе — со всем, что противостояло выработанным старшим поколением
духовным ориентирам. К середине 1960-х усиливается философская насыщенность прозы Аксёнов,
размышляющего о причинах неудачи «оттепели», о неустойчивости психологии человека, именно с нею
связывавшего свои лучшие надежды. Обращение к такой личности способствовало перестройке
индивидуальной творческой манеры писателя, соединяющего теперь в пределах одного произведения
реальное и ирреальное, обыденное и возвышенное. Особенно искусно разные планы соединяются в
программном для того времени произведении Аксёнов — романе «Ожог» — наиболее удачной попытке
писателя полномасштабно изобразить жизнь российской интеллигенции на переломе 1960-70-х. Герои
романа, каждый из которых одержим своей творческой идеей, находятся в состоянии трагического
разлада с существующей в их стране системой: стремление укрыться от нее оказывается тщетным. Облик
и поведение героев романа определяются их противостоянием порожденной этой системой толпе, которой
чуждо все высокое, светлое. Выход для них писатель видит в устремлении к Богу, в духовном прозрении.
Гипотетическую ситуацию рассматривает Аксёнов в романе «Остров Крым», явно обладающем признаками
антиутопии, где подвергается проверке модная идея о мессианской роли России. Эта идея доводится
здесь до логического завершения, обнажающего ее чудовищный смысл. Своим романом Аксёнов
окончательно развенчивает иллюзорность представлений о раскрепощении духовной жизни в советской
стране, порожденных эпохой «оттепели».
Прожив много лет в США, Аксёнов заявляет: «Америка — это мой дом, но я не почувствовал себя
американцем и никогда не почувствую». Произведения, написанные им в эмиграции (и более всего—
«Московская сага»), убеждают в том, что жизнь родной страны, происходящее в ней продолжает
оставаться в центре его внимания: уехав из России, Аксёнов остается писателем истинно русским. Уже в
1960-е провозгласив приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, указав на христианство как
на мировоззренческую основу истинно человеческой жизни, писатель остается верен этим принципам,
неустанно продолжая поиск новых форм, способных воплотить его представления о многомерности все
усложняющегося мира, отчетливо отдавая при этом предпочтение эстетике литературного авангарда,
прежде всего — сюрреализму, нередко в то же время пытаясь соединить его с реализмом.
Литература и другие источники информации
Произведения и другие публикации
Дата последнего изменения: |
Наверх