|
Петников Григорий Николаевич
[25.1(6.2).1894, Петербург — 11.5.1971, Старый Крым]
— поэт, переводчик.
Родители — железнодорожные служащие на Украине, мать — из семьи известных польских революционеров Краевских, участников восстания 1863-64. Детские годы прошли в Харькове; здесь Петников учился в 1905-13 в 3-й гимназии, где подружился с Богданом Гордеевым (поэтом Божидаром), вместе с которым выпускает рукописный журнал «Народы и страны», а в 1913 поступает на славянорусское отделение филологического факультета Московского университета. После трагической смерти Божидара в сент. 1914 прервал учебу в Москве, вернулся в Харьков, где поступил на юридический факультет Харьковского университета (окончил в 1918).
Еще в 1912-13 в Харькове познакомился с поэтами Н.Асеевым и С.Бобровым. Летом 1914 вместе с Божидаром и Асеевым Петников организовал в Харькове издательство «Лирень» (просуществовало до 1922). Будучи фактически единоличным руководителем «Лирня», Петников выпустил в нем около 20 книг (своих, Асеева, Божидара, В.Хлебникова, Т.Чурилина и других).
Большое значение в литературной судьбе Петников имело его знакомство летом 1916 с приехавшим в Харьков Хлебниковым: он издает ряд его произведений (антивоенный манифест «Труба марсиан», «Барышня и смерть» и другие), становится одним из 317 Председателей Земного Шара — членом созданного Хлебниковым утопического правительства поэтов, художников и ученых. В мае 1917 вместе с Хлебниковым приехал из Харькова в Петроград для сбора подписей Председателей. Здесь к ним присоединился Маяковский: они вместе выступают с чтением антивоенных стихов. Октябрь Петников и Хлебников провели в Петрограде и Москве (см. стихотворение Петникова «Октябрь в Петербурге», «Революция. Эпиграммы», «Октябрь на Неве»).
В 1918-19 Петников был председателем Всеукраинского литературного комитета Наркомпроса, воевал добровольцем в рядах Красной Армии, издавал (вместе с А.Чапыгиным) в 1919-20 первый русский литературно-художественный журнал на Украине «Пути творчества», в котором напечатал поэму А. Белого «Христос воскрес», стихи Б.Пастернака, О.Мандельштама, С.Городецкого, статьи В.Хлебникова, свой перевод «Учеников в Саисе» Новалиса (отдельным изданием: М., 1920).
Свою литературную деятельность Петников начал в 1914 с перевода на русский язык и публикации в издательстве «Лирень» первой части «Фрагментов» немецкого романтика Новалиса. Позднее, в 1916 и 1919, Петников анонсировал издание второй части «Фрагментов» и книги афоризмов Новалиса «Цветень», но тогда эти издания остались неосуществленными.
В 1920 Петников выпускает свой перевод «Учеников в Саисе» Новалиса. И «Фрагменты», и «Ученики в Саисе» в переводе Петникова вошли в кн.: Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе... СПб.: «Евразия», 1995. Переводы занимают видное место и в последующей литературной работе Петникова: в 1926 выходит составленная им антология поэзии немецких экспрессионистов «Молодая Германия» (среди переводчиков, кроме самого Петникова, Ф.Сологуб, Б.Пастернак, О.Мандельштам и др.). Стихи Э.Толлера, Т.Голля и Э.Кеппена в переводе Петникова вошли и в его сборнике «Запад и Восток» (1935), в котором была представлена классическая и современная поэзия Европы, Азии, Африки и Америки. Петников выпускает издание сказок братьев Гримм (1937, 1949), книгу для юношества «Мифы Эллады» (1941), «Украинские сказки и легенды» (1966, 1971).
Оригинальные стихи Петникова футуристического периода составили сборник «Быт побегов» (1918), «Поросль солнца» (1918; 2-е изд.: 1922) и «Книга Марии-Зажги-Снега» (1920), вышедшие в издательстве «Лирень». В этих ранних сборниках достаточно полно и ярко проявилось своеобразие его довольно скромного поэтического дарования, особенности его художественного мировосприятия и стиля. Основной их пафос, обусловленный молодостью автора и революционным обновлением жизни,— радостное, романтически окрашенное восприятие мира, причем не столько в его социальных проявлениях, сколько в восприятии светлой живописности природы (особенно весны) и в поиске новых поэтических средств (главным образом неологизмов и метафор футуристического типа). Восприятие революции у Петников связано с мечтой о мире и светлой, обновленной жизни. В стихотворении «Революция» (1918, 1934) сказано: «Она, как утро, входит после битвы / Вся в будущее обращена, / И старые поправ обиды, / С мечтой о мире рождена...» Драматические и трагические явления революционного и послереволюционного, советского времени остались вне поля зрения поэта.
В 1925-31 Петников жил в Ленинграде, в 1931 возвращается в Харьков, а в 1937-58 живет в Подмосковье, в Малоярославце. В годы Великой Отечественной войны работает на Северном Кавказе (в Нальчике), печатается в местных «Окнах ТАСС», выступает на радио, занимается редакторской работой, с приближением фронта эвакуируется в Киргизию.
В 1958 переехал на жительство в Старый Крым.
С конца 1920-х в поэтическом творчестве наступает новый и, можно сказать, заключительный период, воплощенный главным образом в сборник стихов «Ночные молнии» (Л., 1928) и «Молодость мира» (Харьков, 1934). После этих сборников новых стихов Петников пишет сравнительно мало: он обычно включает их в состав своих избранных стих.: «Заветная книга» (1961), «Открытые страницы» (1963), «Утренний свет» (1967), «Лирика» (1969), «Пусть трудятся стихи» (1972, посмертно). Поэзия Петникова 1930-70-х почти совсем освобождается от футуристических неологизмов и метафор, становится простой, ясной и традиционной по своему стилю и стиховому строю. Основной в ней остается пейзажная лирика, дополненная урбанистическими стихами о Ленинграде, Москве, Донбассе. В стихах Петников нет контраста между пейзажными и сугубо городскими зарисовками, урбанистические картины органически сочетаются с природными и даже как бы растворяются в пейзажных зарисовках. Ленинград в стихотворении «Город» (1924) неотделим от природы и деревенских поселков: «Только светало. А он уже шел, / Зачатый рано, в туманы, с гудками, / Сбитый ветрами, в бульварах свежо / Пахнущий стройкой, смолой и дождями. / Медью ли тлела живая заря, / Жизнь ли звала в заводских корпусах — / Он высыпал на платформы, горя / Памятью рощ и поселков дымясь».
Соч.:
Книга избранных стихотворений [Худож. оформление К.С.Малевича, портрет Петникова работы Д.И.Митрохина]. Харьков, 1930;
Вiбранi поези. Харьков, 1934;
Стихотворения. Киев, 1935;
Избранные стихи. М., 1936;
Заветная книга / вступ. статья М.Рыльского. Симферополь, 1961;
Открытые страницы. Симферополь, 1963;
Утренний свет / вступ. статья Н.Тихонова. Симферополь, 1967;
Пусть трудятся стихи. Симферополь, 1972;
Wierse wybrane. Lodz, 1973.
Лит.:
Лившиц Б. В цитадели революционного слова // Пути творчества. 1919. №5; Хлебников В. О современной поэзии // Пути творчества. 1920. №6-7;
Белецкий А. Торжество слова // Художественная мысль. 1922. №9;
Хлебников В. Письма Г.Петникову // Хлебников В. Собрание произведений. Т.5. Л., 1933;
Лоступальский И. От «самовитого» слова к идейному творчеству // Художественная литература. 1935. №1;
Левицкий Я. Заветная книга: [рец.] // Новый мир. 1962. №7;
Макаров А. Страницы любви и мысли // Радуга. 1964. №2;
Райт-Ковалева Р. Счастье — это добро в человеке // В мире книг. 1987. №7;
Вышеславский Л. Предземшара-2 // Вышеславский Л. Наизусть: Воспоминания. М., 1989.
М.Ф.Пьяных
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|