|
Глинка Михаил Сергеевич
[27.5.1936, г. Старая Русса]
— прозаик.
Потомок старинного дворянского рода, представителями которого были видные деятели культуры, искусства, управления и военного дела. В его родословной — композитор М.И.Глинка, литераторы С.Н. и Ф.Н.Глинки, первый профессор-филолог из дворян Г.А.Глинка. Отец — специалист по военному коневодству, работал на Северном Кавказе. Мать преподавала иностранные языки. Школьные годы провел в Кологриве, затем в Ленинграде. Окончил Нахимовское военно-морское училище (1954), Высшее инженерное военно-морское училище в Ленинграде, Высшее военно-морское инженерное училище подводного плавания в Севастополе (1959).
В 1959-1965 служил на флоте и работал в научно-исследовательских учреждениях АН СССР.
Первый рассказ «Шлюпки» опубликован в «Звезде» (1964. №11). Спокойный, естественный стиль его письма, тонкое чувство слова вызвали интерес именитых литераторов к начинающему писателю. На страницах «Вопросы литературы» новое имя поддержал Ю.Герман, высказавшийся о рассказе Глинки «Ружье»: «Рассказ отличный, точный, написанный с настоящей болью за человека» (Герман Ю.- С.124). В.Конецкий, Ф.Абрамов, Ф.Искандер также проявили писательские симпатии к творчеству Глинки.
Уже будучи профессиональным писателем, Глинка немало путешествовал по стране и миру. Каждое из таких путешествий становилось материалом для литературных опытов. Так, например, в 1966 после многодневного плавания по озеру на катере Лимнологического института Глинка пишет очерк «Двадцать дней на Байкале».
В 1970 побывал в дельте Волги, в Астрахани, где стал свидетелем эпидемии холеры (повесть «Вторая американка»); в том же году принял участие в маневрах «Океан» нр атомной подводной лодке Северного флота (повесть «Горизонт чист»). По заданию Балтийского морского пароходства в 1978-79 четырежды пересекал Атлантику (книга «Ветер Балтики»).
Вступил в СП СССР в 1968.
Первый сборник повестей и рассказов Глинки «Улицы ведут к морю» (1967) высоко оценил В.Мануйлов, писавший о насыщенности стиля прозы Глинки: «его язык всегда точен, поэтически свеж и интонационно энергичен», книга поражает «своей достоверностью, жизненной правдой, и вместе с тем в ней есть ветер романтики» (Мануйлов В.— С.3). Отметив особую значимость для писателя темы флота (рассказы «Второй механик», «Шлюпки», «Весной»), Мануйлов указал на то, что уже в этих ранних произведениях «определяется характерный для писателя интерес к морально-этическим проблемам, борьба между "хочу" и "надо", "должен". В этих словах для автора заключены раздумья о том, что связывает людей и что их разъединяет: долг и эгоистическое начало» (Там же). Н.Изюмова в своей рецензии на «Улицы ведут к морю» отметила глубокое знание Глинки человеческой психологии.
Вторая книга Глинки — «Берег перемен» (1971) — свидетельствует о творческой зрелости автора. Его книга объединила рассказы о надежных людях, являющих собой характеры, которые не поддаются обстоятельствам, и о тех, кто утратил прочность человеческой личности (рассказы «Ружье», «За Новгородом»). В рассказе «За Новгородом» произошла история, сюжетно похожая на «Даму с собачкой» А.П.Чехова. Чеховскую лит. традицию усматривает в творчестве Глинки и С.Фомичев, указавший на продолжение этой традиции в «лиризме прозы» писателя, в «особой подчас концентрации событий, когда короткий рассказ вмещает в себя всю жизнь человека». И за всем этим стоит «чеховская грусть о разобщении людей» (Фомичев С- С.68).
Среди созданных в 1970-е произведений особенно выделяется роман «Водяной знак» (1977), названный автором «повестью». Как отметил М.Кураев, если под «повестью» понимать «историю одного события», то «Водяной знак», «населенный героями XVI, XVII, XVIII, XIX и XX веков, строго говоря <...>,— повесть, поскольку рассказывает о попытке главного героя разглядеть и в себе и за далью прежних дней что-то призрачное и неразличимое, от большинства его современников скрытое, это история его рода, его предков» (Кураев М.— С.26). Строитель-подрывник Евгений, еще ребенком вывезенный из Ленинграда во время эвакуации и вернувшийся с выдуманными именем и фамилией, ничего о себе не знает. Его дядя, профессор истории, способен вернуть «безродному» герою утраченный род, направить молодого человека по пути возрождения. «Роман "Водяной знак" <...> стал важным шагом писателя на пути самопознания, этот отход в бездны истории нужен для того, чтобы, как бы придя оттуда, освободившись от забот преходящих, быстротекущих дней, ответить на самый важный для себя вопрос: время делает человека, или его поступки, мысль, воля, а может быть, и напротив, безмыслие, безволие, отказ от поступка — и есть лицо времени?» (Кураев М.- С.27).
Написанные в 1980-е произведения «Горизонтальный пейзаж» и «Конец лета» были изданы одной книгой в 1989. Под одной обложкой оказались объединены документальная и художественные повести. «Быть может, самое интересное и содержательное в прозе Михаила Глинки — поиск и выработка индивидуального отношения к людям, событиям и даже собственным переживаниям. Читателю простодушному и поверхностному эта внутренняя сосредоточенность может даже мешать, отвлекая его от событийной канвы. Читатель же более искушенный скоро поймет, что выработка взгляда есть одновременно выработка поведения и что она-то и составляет главное событие этой прозы» (Крыщук Н.— С.479). Называя творчество Глинка «мужской прозой», критик поясняет свой неологизм, в частности, тем, что Глинка «любит сильные концовки. Когда чувство не дает себе воли <...>. Открытой эмоциональности герой его, а вместе с ним и автор, как будто стыдится. Деталь — другое дело, тут как бы ничего не сказано, а то, что вы ощущаете при этом, ваше дело» (Там же. С.492). Вот, например, как передается безмерное напряжение героя повести «Конец лета» в момент судьбоносной встречи: «В руках у меня хрустнуло стекло, я слышал, как из раздавленного ареометра полилась кислота, как стала капать на пол <...>. Кислота начинала жечь мне под ногтями» (Горизонтальный пейзаж; Конец лета. С. 450).
Глинка принадлежит к писателям, наделенным отличным слухом к жизненным ситуациям. Все книги Глинки — «одна увлекательная и поучительная повесть о победе "внутреннего" человека, даже если от него осталась лишь тень, над "наружным",— победа, такая нужная отечеству и, в сущности, доступная каждому человеку, способному решиться на автономное плавание» (Кураев М.— С. 28).
Соч.:
Улицы ведут к морю: повести и рассказы. Л,, 1967;
Берег перемен: повести и рассказы. Л., 1971;
Крыло волны: повести и рассказы. Л., 1973;
Васильевский остров: повесть и рассказы. Л., 1974;
Водяной знак: роман. М., 1977;
Горизонт чист: повести и рассказы. М., 1979;
Горизонтальный пейзаж: повести. Л., 1983;
Ветер Балтики: История Балтийского морского пароходства. Л., 1985;
Конец лета: повесть. М., 1985;
Горизонтальный пейзаж: повести и рассказы. П., 1986;
Дождливый май: повести и рассказы. Л., 1986;
Петровская набережная: повесть. Л., 1987;
Горизонтальный пейзаж; Конец лета. Л., 1989;
Свободы вечное преддверье: [сб.]. Л., 1990.
Лит.:
Герман Ю. Жизнь, характеры, конфликты // Вопросы литературы. 1966. №8. С.116-125;
Мануйлов В. Улицы ведут к морю // Ленинградская правда. 1968. 7 февр. С.3;
Изюмова Н. Ружье вернется к владельцу // Литературная Россия. 1968. №27. С.18;
Рыбаков А. Шестеро в пути. Заметки о прозе молодых // Литературная газета. 1969. 23 апр. С.6;
Фомичев С. О времени или о себе // Аврора. 1972. №6. С.66-68;
Полухина Л. После нелегкого плавания // Литературная газета. 1972. 13 сент. С.5;
Камянов В. По родословной линии // Новый мир. 1977. №4. С.245-260;
Шубин Э. Большая жизнь и малая проза // Звезда. 1968. №9. С.203-212;
Крыщук И. Инструкция судьбы // Глинка М. Горизонтальный пейзаж. Конец лета. Л., 1989. С.477-493;
Кураев М. Одиночное плавание // Литературное обозрение. 1991. №3. С.22-29.
В.М.Акимов,
М.В.Педько
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|