Глинка Михаил Сергеевич
[27.05.1936]

  Другие персоны с фамилией Глинка
Другие персоны с именем Михаил
Кто родился в этот день 27.05
Кто родился в этот год 1936

       [27.5.1936, г. Старая Русса]
       — прозаик.
       Потомок старинного дворянского рода, представителями которого были видные деятели культуры, искусства, управления и военного дела. В его родословной — композитор М.И.Глинка, литераторы С.Н. и Ф.Н.Глинки, первый профессор-филолог из дворян Г.А.Глинка. Отец — специалист по военному коневодству, работал на Северном Кавказе. Мать преподавала иностранные языки. Школьные годы провел в Кологриве, затем в Ленинграде. Окончил Нахимовское военно-морское училище (1954), Высшее инженерное военно-морское училище в Ленинграде, Высшее военно-морское инженерное училище подводного плавания в Севастополе (1959).
       В 1959-1965 служил на флоте и работал в научно-исследовательских учреждениях АН СССР.
       Первый рассказ «Шлюпки» опубликован в «Звезде» (1964. №11). Спокойный, естественный стиль его письма, тонкое чувство слова вызвали интерес именитых литераторов к начинающему писателю. На страницах «Вопросы литературы» новое имя поддержал Ю.Герман, высказавшийся о рассказе Глинки «Ружье»: «Рассказ отличный, точный, написанный с настоящей болью за человека» (Герман Ю.- С.124). В.Конецкий, Ф.Абрамов, Ф.Искандер также проявили писательские симпатии к творчеству Глинки.
       Уже будучи профессиональным писателем, Глинка немало путешествовал по стране и миру. Каждое из таких путешествий становилось материалом для литературных опытов. Так, например, в 1966 после многодневного плавания по озеру на катере Лимнологического института Глинка пишет очерк «Двадцать дней на Байкале».
       В 1970 побывал в дельте Волги, в Астрахани, где стал свидетелем эпидемии холеры (повесть «Вторая американка»); в том же году принял участие в маневрах «Океан» нр атомной подводной лодке Северного флота (повесть «Горизонт чист»). По заданию Балтийского морского пароходства в 1978-79 четырежды пересекал Атлантику (книга «Ветер Балтики»).
       Вступил в СП СССР в 1968.
       Первый сборник повестей и рассказов Глинки «Улицы ведут к морю» (1967) высоко оценил В.Мануйлов, писавший о насыщенности стиля прозы Глинки: «его язык всегда точен, поэтически свеж и интонационно энергичен», книга поражает «своей достоверностью, жизненной правдой, и вместе с тем в ней есть ветер романтики» (Мануйлов В.— С.3). Отметив особую значимость для писателя темы флота (рассказы «Второй механик», «Шлюпки», «Весной»), Мануйлов указал на то, что уже в этих ранних произведениях «определяется характерный для писателя интерес к морально-этическим проблемам, борьба между "хочу" и "надо", "должен". В этих словах для автора заключены раздумья о том, что связывает людей и что их разъединяет: долг и эгоистическое начало» (Там же). Н.Изюмова в своей рецензии на «Улицы ведут к морю» отметила глубокое знание Глинки человеческой психологии.
       Вторая книга Глинки — «Берег перемен» (1971) — свидетельствует о творческой зрелости автора. Его книга объединила рассказы о надежных людях, являющих собой характеры, которые не поддаются обстоятельствам, и о тех, кто утратил прочность человеческой личности (рассказы «Ружье», «За Новгородом»). В рассказе «За Новгородом» произошла история, сюжетно похожая на «Даму с собачкой» А.П.Чехова. Чеховскую лит. традицию усматривает в творчестве Глинки и С.Фомичев, указавший на продолжение этой традиции в «лиризме прозы» писателя, в «особой подчас концентрации событий, когда короткий рассказ вмещает в себя всю жизнь человека». И за всем этим стоит «чеховская грусть о разобщении людей» (Фомичев С- С.68).
       Среди созданных в 1970-е произведений особенно выделяется роман «Водяной знак» (1977), названный автором «повестью». Как отметил М.Кураев, если под «повестью» понимать «историю одного события», то «Водяной знак», «населенный героями XVI, XVII, XVIII, XIX и XX веков, строго говоря <...>,— повесть, поскольку рассказывает о попытке главного героя разглядеть и в себе и за далью прежних дней что-то призрачное и неразличимое, от большинства его современников скрытое, это история его рода, его предков» (Кураев М.— С.26). Строитель-подрывник Евгений, еще ребенком вывезенный из Ленинграда во время эвакуации и вернувшийся с выдуманными именем и фамилией, ничего о себе не знает. Его дядя, профессор истории, способен вернуть «безродному» герою утраченный род, направить молодого человека по пути возрождения. «Роман "Водяной знак" <...> стал важным шагом писателя на пути самопознания, этот отход в бездны истории нужен для того, чтобы, как бы придя оттуда, освободившись от забот преходящих, быстротекущих дней, ответить на самый важный для себя вопрос: время делает человека, или его поступки, мысль, воля, а может быть, и напротив, безмыслие, безволие, отказ от поступка — и есть лицо времени?» (Кураев М.- С.27).
       Написанные в 1980-е произведения «Горизонтальный пейзаж» и «Конец лета» были изданы одной книгой в 1989. Под одной обложкой оказались объединены документальная и художественные повести. «Быть может, самое интересное и содержательное в прозе Михаила Глинки — поиск и выработка индивидуального отношения к людям, событиям и даже собственным переживаниям. Читателю простодушному и поверхностному эта внутренняя сосредоточенность может даже мешать, отвлекая его от событийной канвы. Читатель же более искушенный скоро поймет, что выработка взгляда есть одновременно выработка поведения и что она-то и составляет главное событие этой прозы» (Крыщук Н.— С.479). Называя творчество Глинка «мужской прозой», критик поясняет свой неологизм, в частности, тем, что Глинка «любит сильные концовки. Когда чувство не дает себе воли <...>. Открытой эмоциональности герой его, а вместе с ним и автор, как будто стыдится. Деталь — другое дело, тут как бы ничего не сказано, а то, что вы ощущаете при этом, ваше дело» (Там же. С.492). Вот, например, как передается безмерное напряжение героя повести «Конец лета» в момент судьбоносной встречи: «В руках у меня хрустнуло стекло, я слышал, как из раздавленного ареометра полилась кислота, как стала капать на пол <...>. Кислота начинала жечь мне под ногтями» (Горизонтальный пейзаж; Конец лета. С. 450).
       Глинка принадлежит к писателям, наделенным отличным слухом к жизненным ситуациям. Все книги Глинки — «одна увлекательная и поучительная повесть о победе "внутреннего" человека, даже если от него осталась лишь тень, над "наружным",— победа, такая нужная отечеству и, в сущности, доступная каждому человеку, способному решиться на автономное плавание» (Кураев М.— С. 28).

Литература и другие источники информации




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:55:24 UTC