|
Панфёров Фёдор Иванович
[20.9(2.10).1896, с. Павловка Саратовской губ.— 10.9.1960, Москва]
— прозаик.
Родился в семье крестьянина-бедняка, с 10 лет работал в родном селе подпаском, затем в разных городах Поволжья «мальчиком» в магазине купца, подсобным рабочим: эта жизнь в людях не позволила ему закончить даже учительскую семинарию в Вольске. Печататься начал — после работы в редакции уездной газете, в уездном комитете ВКП(б), в сельхозкоммуне, им же созданной,— в 1920. Член Коммунистической партии с 1926.
Первые произведения Панфёрова — простенькие пьесы для крестьянских театров: «Пахом» (1920), «Дети земли» (1922), «Мужики» (1924), а также нравоописательные сб. очерков: «От деревенских полей» (1926), «В предутреннюю рань» (1927) и др. Несмотря на исключительную односторонность тематики творчества, целиком посвященного деревне в период революции и нэпа, Панфёров уже в 1920-е считался «пролетарским писателем», состоял в руководстве РАПП, в 1931 стал редактором рапповского журнала «Октябрь». Как и во многих других историко-литературных работах 1920-30-х, в «Литературной энциклопедии» 1930-х он характеризовался не как крестьянский писатель, а как писатель, «развернувший с пролетарских позиций острую критику частнособственнических деревенских отношений», показавший проклятие собственничества как «первопричину нищеты, отсталости и бескультурья масс» (Литературная энциклопедия. 1934. Т.8. С.427).
Многотомный роман Панфёрова «Бруски» (1928-37), многократно переиздававшийся, получивший в 1930-е официальную поддержку со стороны неистовых ревнителей коллективизации, скорейшей «переделки» на новый лад крестьянства и деревни в целом, целиком посвящен борьбе с т.н. идиотизмом деревенской жизни. В центре повествования как сюжетно-организующая основа — образ большевика Степана Огнева, своего рода кустодиевского богатыря, который создал артель-коммуну, начал борьбу с кулачеством (его воплощает в романе Егор Чухляев, до революции добровольный холоп последнего из бар Сутяжных). Огнев инициировал и процесс перевоспитания середняка Никиты Гурьянова, до этого искавшего «земли, где нет коллективизации» (эта линия романа была заимствована и переработана в поэме А.Твардовского «Страна Муравия»).
Безусловно, глубокое знание Панфёрова деревенских жителей, ощущение изменчивой фактуры быта положительно сказалось в «Брусках»: превосходны в романе все сцены деревенского отчаянного разгула («Пей, гуляй — однова живем!») и забоя скота в канун коллективизации, талантливо раскрыто поведение бедняка Шленки, выбивающегося из традиционной социологической схемы «подкулачника», живописны многие фрагменты пейзажной живописи, колоритен и «не облизан», как выразился А.С.Серафимович в статье «О писателях "облизанных" и "необлизанных"», и массив языковой стихии, передающей жизнь слова в его сказовом, предлитературном, «сыром» состоянии. Но волей обстоятельств Панфёров вынужден был о многом, что происходило в год «великого перелома», говорить на языке схем. Так, коммуне Огнева было противопоставлено «крепкое» хозяйство Кирилла Ждаркина, поддерживаемое кулаком Плакущевым: это была заведомо неорганическая иллюстрация все той же заданной идеи — раскрыть слепоту упрямствующего собственника, страховидности кулака. В дальнейшем именно Ждаркин быстро перековывается и становится вожаком масс, как и бедняк Шленка, совершенно неожиданно делающийся секретарем райкома (3-я книга «Твердой поступью»). Эта «податливость» жизненного материала обедняла роман, делала его эпизм ложным, а любовь к жизни выражалась в разгуле физиологических страстей, в нутряном псевдопсихологизме.
Роман «Бруски» вызвал обоснованную критику многих писателей, в частности М.Горького, справедливо не принявшего ни засилья натуралистических картин в романе, ни вульгарных языковых новообразований.
В 1930-50-е Панфёров — депутат Верховного Совета СССР, редактор журнала «Октябрь» (в разные годы), создал серию остросюжетных романов «Борьба за мир» (1945-47), «В стране поверженных» (1948), «Большое искусство» (1949), посвященных, условно говоря, войне и миру (т.е. борьбе народа на фронте, труду рабочих в тылу, на Урале и т.п.). Однако эти произведения, несмотря на высокие награды после их публикаций, премии всех степеней, как и подвергшиеся резкой критике за безвкусицу и мелодраматизм произведения писателя — пьеса «Когда мы красивы» (1952), роман «Волга матушка-река» (1953) и др.,— не выдержали испытания временем, стали во многом данью «дурному сочинительству».
Соч.:
СС: в 6 т. М., 1958-59;
Бруски: в 4 кн. М., 1928-37;
Трилогия: 1. Борьба за мир. М., 1945;
Трилогия: 2. В стране поверженных. М., 1948;
Трилогия: 3. Большое искусство. М., 1949, 1954.
Лит.:
Сурганов Вс. Фёдор Панфёров. М., 1967;
Фёдор Панфёров. Воспоминания друзей. М., 1964;
Вольпе Л. Ф.И.Панферов // История русской советской литературы. М., 1960. Т.2.
В.А.Чалмаев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|