|
Гитович Александр Ильич
[1(14).3.1909, Смоленск — 9.8.1966, Ленинград]
— поэт, переводчик.
Вырос в семье управляющего лесопильного завода Геллера. Обучался в Первой показательной школе Смоленска, где «издавал» с другом рукописный журнал «Двое». Тогда же вступил в местную артель художников слова «Арена», что вызвало тревожное письмо родителей: «Их сын из-за своего увлечения поэзией перестал учиться и рискует остаться на второй год» (Хренков Дм.— С. 10). Тем не менее вслед за «Ареной» Гитович стал членом литературного объединения при газете «Рабочий путь», которое возглавлял М.Исаковский и с которым были связаны А.Твардовский, Н.Рыленков. Первые стихи (о подавлении гамбургского восстания) Гитович напечатал в этой газете (Новый год: Германия // Рабочий путь. 1924.1 янв.). В отличие от других писателей-смоленцев того времени, увлеченных местным колоритом, Гитович испытывал влияние Н.Гумилева и Р.Киплинга, что, возможно, и привлекло к нему внимание Н.Тихонова.
В 1927 переехал в Ленинград, вступил в литературную группу «Смена» (руководитель В.Саянов, члены — Б.Корнилов, О.Берггольц, Б.Лихарев и др.).
С 1929 начались поездки Гитович в составе литературных бригад по стране (Средняя Азия, Заполярье), созвучные его романтическому умонастроению, обучение на географическом факультете ЛГУ, участие в коллективных сборниках «Разбег» (1929, вместе с Б.Лихаревым, А.Чуркиным, А.Прокофьевым); «Приказ о мобилизации» (1931, вместе с Н.Брауном и А.Прокофьевым); «Салют» (1932, вместе с А.Прокофьевым).
В 1931 выходит его первая поэтическая книга «Мы входим в Пишпек» (М.; Л., серия «Современная пролетарская литература»).
Критика одобрила органическое сращение в этих стихах темы Востока с темой военной защиты Отечества, хотя и не преминула укорить автора в «некритической учебе у классиков» (Ленинград. 1932. №2) и в «реакционном влиянии» на него «Столбцов» Н.Заболоцкого (На литературном посту. 1932. №4).
В 1931-1932 Гитович служил в полку конной артиллерии, по впечатлениям этих лет создана книга «Артполк» (1934). Самым популярным стихотворением сборника стал «Андрей Коробицын» (1932) — о подвиге советского пограничника на финской границе. Но уже тогда, наряду с романтизацией «гула артиллерийского полка», у Гитович обнаружилось и углубление в общефилософское чувствование мира, когда мы «падаем во мрак небытия» (цикл «О коне. Три стихотворения»).
В 1930-е Гитович, особенно при выступлениях в группе «Ленинград» (А.Прокофьев, Б.Лихарев, Н.Браун, В.Саянов), даже афишировал свою «воинскую стать». «Летный шлем, подаренный авиаторами, заменял ему кепку или шапку. Он носил краги, курил, разумеется, трубку, играл в теннис, стремился походить на героя тихоновской поэзии» (Хренков Дм.— С.34). И одновременно обратился к горестной любовной лирике (цикл «Разлука. Единственное невеселое путешествие», 1939), мужественно откликнулся на арест старшего друга — Н.Заболоцкого — публикацией стихотворения «Давным-давно, не знаю, почему...» (1939). К тому времени, стремясь сохранить связь времен, Гитович возглавил при Ленинградском Доме писателей объединение молодых поэтов, где обучались литературному мастерству В.Шефнер, А.Чивилихин, В.Лифшиц, А.Лебедев и др., чьи занятия посещали тот же Н.Заболоцкий, Ю.Тынянов, А.Ахматова.
Во время Отечественной войны, освобожденный по состоянию здоровья от воинской службы, Гитович ушел в народное ополчение. Работал в газете «На защиту Ленинграда», совершил 14 боевых вылетов с летчиками. Был военным корреспондентом на Ленинградском и Волховском фронтах, участвовал в войне с Японией. Лучшее из поэтических произведений этих лет — мистификация: стихи некоего Анри Лякоста, якобы участника французского Сопротивления (1943, написаны в госпитале). Так и получилось, что в русской поэзии Гитович утвердился не энергичными стихами «на злобу дня», а «современным прочтением» и воспроизведением мировой классики. Остались в анналах истории его «Стихи о Корее» (1958). Зато переложения Гитовича из классической китайской лирики (особенно Ду Фу и Ли Бо), к которой он обратился в послевоенные годы, продолжают жить как шедевры русской поэзии, а поздние оригинальные циклы Гитовича («Пиры в Армении», 1965-66; «Зимние послания друзьям», 1950-66) проявляют свойства могучей инородной культуры в ее пластическом лаконизме.
Вот отзывы современников о Гитовиче: «Гитович — поэт высокой дисциплины стиха» (А.Ахматов; цит. по: Хренков Дм.— С.127); «Он был строг и беспощаден и к себе, и к своим товарищам. Об этом лучше всего свидетельствуют его стихи, весомость и точность его прекрасных переводов классических китайских поэтов...» (Дудин М. // Дорога света. Суперобл.); «Стихи Александра Гитовича современны, ибо они мужественны» (Шефнер В. Гитович А. Стихотворения. Л., 1982. С. 6).
Соч.:
Стихи (1928-1934). Л., 1934;
Фронтовые стихи. Л., 1943;
Из китайской и корейской поэзии / пер. А.Гитовича. М., 1958;
Лирика китайских классиков / В новых переводах А.Гитовича. П., 1962;
Дорога света. Л., 1968;
Избранное. Л., 1973; 1978;
Стихотворения. Л., 1982.
Лит.:
Рождественский Вс. Страницы жизни. М.; Л., 1974. С.402-417;
Хренков Дм. Александр Гитович: Литературный портрет. Л., 1969;
Шефнер В. Александр Гитович // День поэзии. Л., 1976. С.331-332;
Александр Прокофьев: Вспоминают друзья. М., 1977;
Македонов А. Александр Гитович // День поэзии. Л., 1979. С.392-393;
Семёнов Б. Как о живом среди живых // День поэзии. Л., 1979. С.395-398.
Г.В.Филиппов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|