|
Ефремов Иван Антонович
[9(22).6.1907, пос. Вырица под Петербургом — 5.10.1972, Москва; похоронен в пос. Комарове» под Петербургом]
— прозаик, публицист, критик, философ-футуролог.
Отец Ефремова — солдат лейб-гвардеец из заволжских крестьян, ставший крупным лесоторговцем, имел прекрасную библиотеку. Рано научившийся читать Ефремов с 6 лет увлекся романами Жюля Верна, книгами о путешествиях. Из-за болезни младшего брата Ефремова семья переехала в г.Бердянск; вскоре родители разошлись. В годы революции Ефремов становится воспитанником красноармейской автороты, проходит с ней по дорогам Гражданской войны до Перекопа. После этого возвращается в Петроград, работает (чернорабочим, подручным шофера и др.) и учится в 6-й единой трудовой школе. Уже в это время Ефремов знакомится с рядом ученых, получает возможность пользоваться крупными научными библиотеками. Особую роль в его судьбе сыграл знаменитый зоолог и палеонтолог — академик
П.П.Сушкин, распорядившийся поставить стол для юного энтузиаста науки в своем рабочем кабинете. Но в геологическом музее, которым он заведовал, не нашлось лишнего «пайка», и Ефремов, сдав экзамены за Мореходные классы, уезжает служить на Тихий океан, а затем перебирается на Каспийское море. Через некоторое время П.П.Сушкину все-таки удается выхлопотать ставку для своего любимого ученика. Ефремов работает препаратором в музее, посещает лекции в университете и ездит в многочисленные палеонтологические экспедиции — на север России, Урал, в Закавказье, Среднюю Азию, Казахстан, Киргизию.
В 20 лет Ефремов публикует свою первую научную работу, через несколько лет их насчитываются уже десятки.
С 1929 Ефремов принимает самое активное участие и в геологических исследованиях, совершает ряд открытий. Расширяется «география» его экспедиций — Сибирь, Якутия, Монголия, пустыня Гоби...
В 1935 Ефремов оканчивает (экстерном, как и школу) геолого-разведочный факультет Горного института.
В 1940 он получает степень доктора биологических наук. Имя Ефремова-ученого приобретает все большую известность.
После тяжелой болезни с 1942 Ефремов оказывается надолго прикованным к постели. Человек неукротимой энергии, он находит ей выход в создании цикла своих первых приключенческих и научно-фантастических новелл, которые объединяет названием «Рассказы о необыкновенном». Это были «Эллинский секрет», «Олгой-Хорхой», «Озеро Горных Духов» (в первых изд.— «Дены-Дерь» или «Тайна горного озера») и др. До конца 1944 к ним прибавились «Бухта Радужных Струй», «Обсерватория Нур-и-Дешт», «Тень минувшего», «Атолл Факаофо» (первое название — «Телевизор капитана Ганешина»).
С 1944 эти рассказы начинают публиковаться в «Новом мире», «Технике — молодежи», а также в военных журналах «Красноармеец» и «Краснофлотец». Вскоре выходят отдельные сборники, названные по одноименным рассказам: «Встреча над Тускаророй» (1944), «Белый Рог» (1945; сам рассказ в первой публикации назывался «Ак-Мюнгуз»), «Алмазная труба» (1946), а также озаглавленные по числу вошедших в них произведений «Пять румбов» (1944) и «Семь румбов» (1945).
Одним из первых высоко оценил литературный дебют Ефремова уже тяжелобольной А.Н.Толстой — за «правдоподобие необычайного» и необыкновенно «изящный и холодный стиль» (под «холодностью» имелись в виду краткость и научная точность изображаемого). Эта точка соприкосновения не случайна. В дальнейшем Ефремов будет продолжать традиции именно толстовского детектива и научной фантастики: мастерски построенный увлекательный сюжет, основанный на разработке новых научных идей, актуальная социально-философская проблематика, положенная в его основу, язык, сочетающий научную четкость и изобразительное мастерство, наконец, яркие и своеобразные характеры, как реалистические — современников, так и построенные по принципу экстраполяции образы героев из будущего или прошлого. Доброжелательное отношение читателей и критики к первым публикациям Ефремова было всеобщим; особенно привлекало сочетание ошеломляющих научных гипотез с увлекательными, часто драматически напряженными сюжетами.
К началу 1950-х рассказы Ефремова были переведены на английский, французский, немецкий, польский, румынский, чешский, венгерский, болгарский языки, а также на многие языки народов СССР. Не только научные труды, но и художественного произведения Ефремова стремительно приобретали мировую известность.
Вскоре к 13 рассказам, опубликованным в 1944-45, прибавляется написанная в эти же годы, но опубликованная позднее историческая дилогия «Великая Дуга» (повести «На краю Ойкумены», 1949, и «Путешествие Баурджеда», 1953, посвященные временам Древнего Египта и античной Греции), первые «космические повести» («Звездные корабли», 1947, «Cor Serpentis», 1959, в последующих публ.— «Сердце Змеи»), а также увлекательный путевой дневник «Дорога Ветров» (1956). Ефремов не оставляет и жанр рассказа — «Адское пламя» (написан в 1948, опубл. в 1954), «Юрта Ворона» и «Афанеор, дочь Ахархеллена» (оба-1960).
Самый большой успех выпал на долю первого научно-фантастического романа Ефремова о человечестве XXX в.— коммунистической утопии «Туманность Андромеды». Его появление (1957) совпало с запуском первого советского спутника Земли. Произведение стало известно во всем мире, вызвало огромное количество откликов — от научных статей и диссертаций до многочисленных читательских писем.
Человек воистину энциклопедических знаний (не только по геологии и палеонтологии, но и философии, которой Ефремов очень серьезно занимался с 1920-х, а также по истории, медицине, ботанике, зоологии, астрономии, космонавтике), он не был в литературе только представителем «социологической научной фантастики», как утверждается в ряде работ. В одном из последних интервью, опубликованном уже после смерти писателя (Литературное обозрение. 1977. №4. С.107-109), Ефремов говорил о высшем типе разума, охватывающем всечеловеческий фонд знаний. Проникновение в глубинные закономерности развития природы и общества дает носителям такого разума феномен предчувствия и предвидения. К этому следует добавить и дар футуролога. Ефремов говорил не о себе, но именно этими качествами обладал он сам. Общеизвестно, что геологи нашли в Якутии богатое месторождение алмазов именно там, где происходило действие рассказа «Алмазная труба». На Алтае было открыто ртутное месторождение, предсказанное в «Озере Горных Духов». Ефремовская фантастика стала реальностью, когда на Урале, в Башкирии нашли Капову пещеру с древними рисунками африканских животных. Изобретатель голографии Ю.И.Денисюк подчеркивал, что идею своего открытия он почерпнул в рассказе Ефремов «Тень минувшего». Возможности ефремовского моделирования будущего еще не постигнуты не только в сфере науки и техники, но и в областях социологии, экономики, психологии, биологии, эстетики.
Последний период жизни и творчества Ефремов оказался для него очень нелегким — огромной работы потребовали три романа, катастрофически ухудшалось здоровье. Вдобавок, чем больше росла популярность Ефремова-писателя, тем чаще подвергалась критике художественная сторона его произведений. К последним начали предъявлять требования с позиций жизнеподобного реализма и его социально-психологических жанров, не учитывая различных модификаций романтических форм в современного искусстве, а также собственно ефремовских приемов условности.
В конце 1962 Ефремов завершил роман «Лезвие бритвы» (1963). В увлекательном приключенческом сюжете с элементами детектива раскрываются представления о нереализованных возможностях, заложенных природой в человеке, нераскрытых могучих силах, пробуждение которых (путем соответствующего воспитания и тренировки) может изменить лицо мира. Особое место в романе занимает концепция красоты как высшей целесообразности природы и размышления о задачах подлинного искусства.
В это же время Ефремов работает над новым космическим сюжетом. По первоначальному замыслу это должна быть повесть «Долгая заря» — о путешествии землян на отдаленную планету в созвездии Рыси, где социальное развитие — при сравнительно высоком уровне техники — привело к олигархии фашистского типа. В окончательном виде этот замысел воплотился в роман-предупреждение, антиутопию «Час Быка», который явился продолжением «Туманности Андромеды» как по сюжету, проблематике, так и по поэтической образности. Если в первом космическом романе Ефремов воплотил свои представления о высшем типе гуманистической цивилизации, то «Час Быка» (отнюдь не отменяя написанного ранее) показал, как зло, запрограммированное в прошлом, во многом деформирует будущее. Роман писался в годы, когда была «заморожена» недолгая «оттепель», сменившись годами стагнации, а мир все больше сотрясали предчувствия ядерного и экологического апокалипсиса. Ефремов предупреждал о недопустимости бездумного уничтожении природы планеты.
В романе шла также речь о бесчеловечном устройстве общества, в котором ни во что не ставилась человеческая жизнь, где правили ложь и бездарные властители. Ситуация оказалась узнаваемой. Как и следовало ожидать, законченный в 1968 и успевший прорваться в печать (1968 — «Техника — молодежи», 1969 — «Молодая гвардия», 1970 — отдельным изданием в сокращении), роман был подвергнут негласному запрету: исчез из библиотек, библиографических справочников, из работ о научной фантастике, не вошел в первое СС писателя. Лишь в официальном некрологе «Час Быка» был мельком упомянут в перечислении. Впрочем, и смерть не спасла Ефремова — не прошло и месяца, по непонятным до сих пор причинам был произведен обыск (А.Измайлов. Туманность // Нева. 1990. №5. С.189-188). По другим данным, Ефремов умер на другой день после обыска — не выдержало сердце. (В.Баша. Странник из Туманности Андромеды // Мир новостей. 1997. №47; 24 часа. 1997. №52). Была прекращена подписка на уже объявленное 5-томное собр. соч.; имя Ефремова убирали даже из научных докладов, не имеющих отношения к литературе. Вокруг Ефремова создавали вакуум. В этих условиях появился его последний роман «Таис Афинская» (журнальная публикация, начавшаяся в последние месяцы его жизни — «Молодая гвардия», 1972; отдельным изданием — 1973, уже посмертно). Роман предстал как своего рода мост от прекрасного в прошлом к прекрасному будущему. Ефремов писал о неизведанных и неизмеренных возможностях человека не только в труде, мыслях и поступках, но и в любви.
«Залповый выброс» изданий романа «Час Быка» начался на рубеже 1980-90-х — 5 изд. только в Москве, а также в Ашхабаде,Воронеже, Горьком, Омске, Петрозаводске,Свердловске, Челябинске и др. городах. Но этого Ефремов уже не увидел.
Многие интересные замыслы Ефремова остались незавершенными. Была давно задумана и уже «выношена» повесть о Руси XIII в. «Дети Росы». О картинах отравления ноосферы и путях ее очищения должен был повествовать роман «Чаша отравы». Маленькая повесть об одном из ключевых эпизодов русско-японской войны — о бое броненосца «Ретвизан»с японской эскадрой — отразила бы размышления Ефремова, вызванные пребыванием на Тихом океане. Название автобиографической повести «Последние зубцы» воплотило дважды трагический образ — цепи далеких гор на горизонте, которые уже не суждено было увидеть, и последние зубцы на кардиограмме...
Соч.:
СС: в 5 т. М., 1986;
СС: в 6 т. М., 1992;
На пути к роману «Туманность Андромеды» // Вопросы литературы. 1961. №4;
Наклонный горизонт: заметки о будущем литературы // Вопросы литературы. 1968. №8;
Как создавался «Час Быка» // Молодая гвардия. 1969. №5;
Космос и палеонтология // Научная фантастика. М., 1972. Вып.12;
Хорошего в человеке много: интервью // Фантастика-77. Л., 1977;
Не опускать крылья! // На суше и на море. М., 1982;
Наука и научная фантастика // Румбы фантастики-89. М., 1990.
Лит.:
Брандис Е., Дмитревский В. Через горы времени: Очерк творчества И.А.Ефремова. Л., 1963;
Званцева Е. Научно-фантастическая художественная проза И.Ефремова. Автореферат кандидатской диссертации. П., 1968;
Материалы к творческой биографии И.Ефремова // Вопросы литературы. 1978. №2;
Багаев А. Материалы к библиографии И. Ефремова // Поиск-80. Свердловск, 1980;
Бритиков А. Целесообразность красоты в эстетике И. Ефремова // Творческие взгляды сов. писателей. Л., 1981;
Шалимов А.И. Дар Ветер среди нас: К литературному портрету И.А.Ефремова // О детской литературе. Л., 1985. Вып.20;
Чудинов П. И.А.Ефремов. 1907-1972 // Научно-биографическая серия. М., 1987;
Писатель-фантаст И.Ефремов: к 80-летию со дня рождения: Метод, рекомендации. М., 1987;
Гангули С.К. Научно-художественная фантастика И.Ефремова: автореферат кандидатской диссертации. М., 1988;
Шехтман М. Стругацкие contra Ефремов // Критика в художественном тексте. Душанбе, 1990;
Севастьянов В. Школа Ефремова: в 24 т. Т.8. Кн.1. М., 1993. (Б-ка фантастики).
К.Ф.Бикбулатова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|