|
Ильязд (настоящее имя Зданевич Илья Михайлович)
[21.4.1894, Тифлис - 25.12.1975, Париж]
— поэт, прозаик, критик, издатель, художник.
Ильязд — сын преподавателя французского языка 6-й Тифлисской гимназии М.А.Зданевича и пианистки В.К.Гамкрелидзе. В юности жил с родителями и старшим братом Кириллом, впоследствии известным художником, в Тифлисе. Затем учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Поэтическая биография Ильязд тесно связана с судьбой и творчеством художника Нико Пиросманашвили (Пиросмани), которого открыли для культуры Серебряного века братья Зданевичи и их друг — художник М.В.Ле-Дантю. Творчество Пиросмани отчасти стало причиной литературного дебюта Зданевича: 10 февр. 1913 Ильязд опубликовал о нем в тифлисской газете «Закавказская речь» статью «Художник-самородок». Впрочем, еще в 1912 Ильязд примкнул к футуристскому движению и неоднократно принимал участие в футуристских диспутах.
В том же 1913 Ильязд объявил себя основоположником нового поэтического и художественного направления — «всечества», претендовавшего на универсальность и синтез всех ранее существовавших стилей и жанров.
Творчество Н.Гончаровой и М.Ларионова, одно время причислявших себя к «всекам», Ильязд исследовал в монографии «Наталия Гончарова. Михаил Ларионов» (М., 1913), опубликованной под псевдонимом Эли Эганбюри.
29 июня 1914 в газете «Восток» вышла еще одна статья Ильязд под названием «Нико Пиросманашвили». Эта публикация стала краеугольным камнем представления о Пиросмани как о выразителе «стиля эпохи». Ильязд последовательно творил миф о Пиросмани, мифологизировал его биографию, связывая ее с поэтическими судьбами Серебряного века и русского авангарда.
В 1918 в Тифлисе образовалась авангардистская поэтическая группа «41°», к которой принадлежал Ильязд. В это литературное объединение входили также И.Терентьев и А.Крученых. К объединению примыкали поэт Н.Чернявский, Кара-Дарвиш (Акоп Генджян) и некоторые молодые тифлисские художники. Название группы Ильязд связывал с мистическим значением числа 41: на 41-м градусе широты находятся Неаполь, Пекин, Константинополь, Мадрид, Нью-Йорк и, главное, Тифлис. 40 дней, как напоминал читателям Ильязд, провели в пустыне Иисус Христос и Заратустра, а 41 -й день стал днем их возвращения в мир. Группа «41°» оставила заметный след в истории русского авангарда и стала одним из наиболее ярких воплощений тифлисского ренессанса 1918-20.
В 1918-20 Ильязд издал несколько поэтических сборников: «Янко Круль Албанский» (Тифлис, 1918), «Остраф Пасхи» (Тифлис, 1919), «Зга Якабы» (Тифлис, 1920). В этот период Ильязд трудился над созданием заумного языка, считая заумь обязательной формой воплощения искусства. Свои поиски в этом направлении поэт продолжил в Париже, куда эмигрировал в начале 1920-х.
В эмиграции Ильязд считался учителем Б.Поплавского. В то же время поэт примыкал к дадаистскому движению. В 1923 им был написан роман «Парижачьи», дорабатывавшийся вплоть до 1926. Современники считали этот роман «гиперформалистическим», сам же Зданевич называл его «описью». Роман посвящен Вере Шухаевой, жене художника Василия Шухаева, к которой Ильязд был неравнодушен.
В 1930 Ильязд был создан роман «Восхищение», который современными критиками, например, А.Гольдштейном, оценивается как одно из ключевых произведений русской прозы XX в: «Ничего подобного до Ильязда в русской литературе не было, так что пессимистический роман о падении левого искусства не с чем сравнить, разве с иными прозрачными тканями Хлебникова, тоже сочетавшего авангард и архаику» (НГ. Ex libris 2000. №19). В частности, критик считает, что «Восхищение» должно быть прочитано как аллегория восхождения и гибели будетлянства.
В Париже вышли 3 поэтические книги И.: «ЛидантЮ фАрам» (1923), посвященная памяти М.В.Ле-Дантю, «Письмо» (1948) и «Афет» (1949). Поэма «Письмо» — одно из лучших поэтических произведений Зданевича — была издана крохотным тиражом в 60 экземпляров. Один экземпляр Ильязд послал Анри Матиссу с просьбой проиллюстрировать текст. По некоторым сведениям, существуют иллюстрации к «Письму» работы Пабло Пикассо.
«Письмо» — это и исповедь, и манифест, размышления «приговоренного к смерти», ожидающего прихода «силача-судьбы». Лирический герой поэмы теряет биографию и имя, дабы «взойти землей без собственных имен», раствориться в «потаенном». «Письмо» можно назвать художественной программой позднего Зданевича, ярчайшим документом русского поэтического авангарда. Характерно, что свою дебютную статью, посвященную Пиросмани, И. назвал «письмом-статьей». Жанр «письма» был для Ильязд, вероятно, одним из наиболее привлекательных, максимально исповедальным, а возможности «письма» предполагали «душевный разговор» на пороге «разводящей» смерти.
В Париже Ильязд женился на Элен Дуар, а в 1971 создал цикл поэм на французском языке в форме палиндрома «Бустрофедон в зеркале». Этот цикл поэм представляет собой мемуары, поэтическое воскрешение всех тех, кого Ильязд знал в жизни. И прежде всего это воскрешение Пиросмани. Последняя поэма цикла заканчивается обращением к «маляру Николаю», где Ильязд называет грузинского художника своими горами, лесами и погибшими дерзаниями.
Соч.:
Янко Круль Албанский. Тифлис, 1918;
Остраф Пасхи. Тифлис, 1919;
Зга Якабы. Тифлис, 1920;
Парижачьи: отрывок из романа // ГФ — Новая литературная газета. М., 1994. Вып.4;
Восхищение: роман. Париж, 1930;
ЛидантЮ фАрам. Париж, 1923;
Письмо: поэма. Париж, 1948; Афет. Париж, 1949.
Лит.:
Буачидзе Г. Через 41° // Литературная Грузия. 1989. №7;
Поплавский Б. Неизвестные стихотворения. Письма к И.Зданевичу. М.; Дюссельдорф, 1997;
Гольдштейн А. Лучшее из лучших // НГ Ex libris. 2000. №19;
Никольская Т. Фантастический город: русская культурная жизнь в Тбилиси (1917-21). М., 2000;
Парнис А. Теперь я знаю, что такое жизнь... Илья Зданевич — первый биограф Пиросманашвили // Русская мысль. 2000. 4 мая — 1июня. №4316-4320.
Е.Ю.Раскина
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|