Зданевич Илья Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Зданевич
Другие персоны с именем Илья Кто родился в этот день 21.04 Кто родился в этот год 1894 |
[21.4.1894, Тифлис - 25.12.1975, Париж]
— поэт, прозаик, критик, издатель, художник.
Ильязд — сын преподавателя французского языка 6-й Тифлисской гимназии М.А.Зданевича и пианистки
В.К.Гамкрелидзе. В юности жил с родителями и старшим братом Кириллом, впоследствии известным
художником, в Тифлисе. Затем учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
Поэтическая биография Ильязд тесно связана с судьбой и творчеством художника Нико Пиросманашвили
(Пиросмани), которого открыли для культуры Серебряного века братья Зданевичи и их друг — художник
М.В.Ле-Дантю. Творчество Пиросмани отчасти стало причиной литературного дебюта Зданевича: 10 февр.
1913 Ильязд опубликовал о нем в тифлисской газете «Закавказская речь» статью «Художник-самородок».
Впрочем, еще в 1912 Ильязд примкнул к футуристскому движению и неоднократно принимал участие в
футуристских диспутах.
В том же 1913 Ильязд объявил себя основоположником нового поэтического и художественного
направления — «всечества», претендовавшего на универсальность и синтез всех ранее существовавших
стилей и жанров.
Творчество Н.Гончаровой и М.Ларионова, одно время причислявших себя к «всекам», Ильязд исследовал в
монографии «Наталия Гончарова. Михаил Ларионов» (М., 1913), опубликованной под псевдонимом Эли
Эганбюри.
29 июня 1914 в газете «Восток» вышла еще одна статья Ильязд под названием «Нико Пиросманашвили».
Эта публикация стала краеугольным камнем представления о Пиросмани как о выразителе «стиля эпохи».
Ильязд последовательно творил миф о Пиросмани, мифологизировал его биографию, связывая ее с
поэтическими судьбами Серебряного века и русского авангарда.
В 1918 в Тифлисе образовалась авангардистская поэтическая группа «41°», к которой принадлежал
Ильязд. В это литературное объединение входили также И.Терентьев и А.Крученых. К объединению
примыкали поэт Н.Чернявский, Кара-Дарвиш (Акоп Генджян) и некоторые молодые тифлисские
художники. Название группы Ильязд связывал с мистическим значением числа 41: на 41-м градусе широты
находятся Неаполь, Пекин, Константинополь, Мадрид, Нью-Йорк и, главное, Тифлис. 40 дней, как
напоминал читателям Ильязд, провели в пустыне Иисус Христос и Заратустра, а 41 -й день стал днем их
возвращения в мир. Группа «41°» оставила заметный след в истории русского авангарда и стала одним из
наиболее ярких воплощений тифлисского ренессанса 1918-20.
В 1918-20 Ильязд издал несколько поэтических сборников: «Янко Круль Албанский» (Тифлис, 1918),
«Остраф Пасхи» (Тифлис, 1919), «Зга Якабы» (Тифлис, 1920). В этот период Ильязд трудился над
созданием заумного языка, считая заумь обязательной формой воплощения искусства. Свои поиски в этом
направлении поэт продолжил в Париже, куда эмигрировал в начале 1920-х.
В эмиграции Ильязд считался учителем Б.Поплавского. В то же время поэт примыкал к дадаистскому
движению. В 1923 им был написан роман «Парижачьи», дорабатывавшийся вплоть до 1926. Современники
считали этот роман «гиперформалистическим», сам же Зданевич называл его «описью». Роман посвящен
Вере Шухаевой, жене художника Василия Шухаева, к которой Ильязд был неравнодушен.
В 1930 Ильязд был создан роман «Восхищение», который современными критиками, например,
А.Гольдштейном, оценивается как одно из ключевых произведений русской прозы XX в: «Ничего
подобного до Ильязда в русской литературе не было, так что пессимистический роман о падении левого
искусства не с чем сравнить, разве с иными прозрачными тканями Хлебникова, тоже сочетавшего авангард
и архаику» (НГ. Ex libris 2000. №19). В частности, критик считает, что «Восхищение» должно быть
прочитано как аллегория восхождения и гибели будетлянства.
В Париже вышли 3 поэтические книги И.: «ЛидантЮ фАрам» (1923), посвященная памяти М.В.Ле-Дантю,
«Письмо» (1948) и «Афет» (1949). Поэма «Письмо» — одно из лучших поэтических произведений Зданевича
— была издана крохотным тиражом в 60 экземпляров. Один экземпляр Ильязд послал Анри Матиссу с
просьбой проиллюстрировать текст. По некоторым сведениям, существуют иллюстрации к «Письму»
работы Пабло Пикассо.
«Письмо» — это и исповедь, и манифест, размышления «приговоренного к смерти», ожидающего прихода
«силача-судьбы». Лирический герой поэмы теряет биографию и имя, дабы «взойти землей без собственных
имен», раствориться в «потаенном». «Письмо» можно назвать художественной программой позднего
Зданевича, ярчайшим документом русского поэтического авангарда. Характерно, что свою дебютную
статью, посвященную Пиросмани, И. назвал «письмом-статьей». Жанр «письма» был для Ильязд,
вероятно, одним из наиболее привлекательных, максимально исповедальным, а возможности «письма»
предполагали «душевный разговор» на пороге «разводящей» смерти.
В Париже Ильязд женился на Элен Дуар, а в 1971 создал цикл поэм на французском языке в форме
палиндрома «Бустрофедон в зеркале». Этот цикл поэм представляет собой мемуары, поэтическое
воскрешение всех тех, кого Ильязд знал в жизни. И прежде всего это воскрешение Пиросмани. Последняя
поэма цикла заканчивается обращением к «маляру Николаю», где Ильязд называет грузинского
художника своими горами, лесами и погибшими дерзаниями.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх