|
Алексеев Сергей Трофимович
[20.1.1952, пос. Алейка Зырянского р-на Томской обл.]
— прозаик.
Родился в семье охотника-промысловика. Окончил геологоразведочный техникум в Томске и Высшие литературные курсы в Москве. Работал молотобойцем в Зырянском р-не, геологом в Полярной и Томской геологоразведочных экспедициях, инспектором уголовного розыска в Томске, в течение 2 лет был сотрудником областной газеты «Красное знамя». В настоящее время живет в Вологде.
Алексеев начал работать в литературе в конце 1970-х. Первые рассказы и повести молодого художника свидетельствовали о внимании автора к нравственным, духовным проблемам совр. общества, обнаруживали критический ракурс в освещении процессов сегодняшней жизни, смыкались с произведениями так называемой деревенской прозы (сб. «Тайна третьего кургана», 1983; «Таежный омут», 1984; «Суд», 1985). Стремление найти нравственные связи, обнаружить общие «скрепы» между историей и современностью во многом определили своеобразие романистики Алексеев Прошлое служит ключом к пониманию многих современных проблем.
Наиболее репрезентативным произведением первого периода можно считать роман «Крамола» (1-я книга — «Столпотворение», 1989; 2-я книга — «Доля», 1991), в котором автор стремится осмыслить события революции и Гражданской войны с точки зрения художника и мыслителя 1980-х. Национальная катастрофа 1917-21 в произведении Алексеев осмысляется в сопоставлении с отдаленной древностью — походом дружины князя Игоря Святославича на половцев. События XII в. и ужасы братоубийственной Гражданской войны начала XX в. имеют в романе Алексеев одну и ту же природу — являют собой возмездие за тысячелетия разобщенности и вражды русских людей между собой: «На род наш проклятие пало. Сокол на сокола! И быть тому вечно...» Спасение же земли Русской, по Алексеев,— в вере, в духовном мужании и нравственном взрослении, в духовном здравии будущих поколений русских людей. Судьба главного героя повествования красного командира, в прошлом офицера царской армии, дворянина Андрея Березина трактуется художником как этическая параллель к образу князя Игоря: их трагические судьбы стали искуплением грехов своих и чужих, явили собой сознательно принесенные жертвы ради «сплочения всей земли в единый кулак, в едину рать...». Образ Андрея Березина создан художником как образ героя мятущегося, сомневающегося, ищущего истину и познающего цену человеческой жизни ценой жизни собственной. Отвергающий мораль классовой идеи, осознающий трагическую суть общенациональной гражданской войны, герой романа ищет ответ на вопросы об истоках и причинах «смуты» и «крамолы» на многострадальной русской земле.
Герои всех произведений Алексеев живут не дорожа земными благами, но пребывая в вечном поиске внутреннего лада и духовного согласия, в желании спасти душу в любом искушении. При этом, по Алексеев, человек только тогда остается человеком, когда «душой помнит свою историю».
С наступлением «перестроечного времени» в творчестве Алексеева намечается тенденция к коммерциализации романа. В последнее десятилетие он становится одним из самых активных создателей жанра современного приключенческого романа. Алексеев то всерьез погружается в глубины исторической Руси времен раскола и скорбит вместе с боярыней Морозовой, потерявшей мужа и сознательно принявшей смерть за веру («Скорбящая вдова»), то с легкостью возвращается в современность и вместе с сотрудниками ФСБ пытается доискаться причин смерти сына губернатора Зубатого («Когда боги спят»). В рамках «русской фэнтези» Алексеев пишет серию романов «Сокровища Валькирии» («Стоящий у солнца», «Страга Севера», «Земля сияющей власти», «Звездные раны», «Хранитель силы», «Правда и вымысел»), действие остро-захватывающих сюжетов которых связано с древними сокровищами и ценнейшими реликтами, овеяно мистическими тайнами и историческими загадками, изобилует удивительными открытиями и смелыми авантюрами, строится на связи реального сегодня, мифологического вчера и утопического завтра.
Творчество Алексеев развивается в русле реалистических традиций, позволяющих сочетать в себе и притчевость, и символику, и причудливость композиционной формы. Романы Алексеев отличает стремительность действия, сюжетная разветвленность, своеобразие композиционного построения. Произведения Алексеев отмечены яркой индивидуальностью, недюжинным художническим дарованием, широтой эстетических возможностей. Алексеев — щедро одаренный талантом романист, «самородок, обладающий мощной энергией развития как в интеллектуальном, так и эстетическом плане» (В.Курицын).
Алексеев — лауреат нескольких литературных премий, в том числе премии М.Шолохова (1994, роман «Возвращение Каина»), премии ВЦСПС и СП СССР (1988, роман «Рой»).
Соч.:
Тайна третьего кургана: повести. М., 1983;
Таежный омут: повести и рассказы. М., 1984;
Суд: повести. Новосибирск, 1985;
Слово: роман. М., 1986;
Материк: повести. М., 1987;
Рой: роман. М., 1988;
Хлебозоры: повести. М., 1990;
Крамола: роман. М., 1990;
Возвращение Каина: роман. М., 1994;
Сокровища Валькирии: роман: в 2 кн. М., 1995;
Вулкан: роман. М., 1996;
Пришельцы. М., 1997;
Сокровища Валькирии. Земля сияющей власти. М., 1998;
Утоли моя печали: роман. М., 1998;
Удар «Молнии»: роман. М., 1998;
Сокровища Валькирии. Звездные раны. М. 1999;
Сокровища Валькирии. Хранитель силы. М., 2000;
Сокровища Валькирии. Правда и вымысел. М., 2003.
Лит.:
Литвиненко И. Корни крамолы // Литературная газета. 1989. 28 июня. №26;
Гридин Г. Кончится смута и опамятуются люди // Молодая гвардия. 1990. №4;
Курицын В. Человек и «царство сатаны» // Москва. 1990. №4;
Свининников В. Вольному — воля... // Роман-газета 1991. №19-20;
Dukas V. World lit. today. Norman (Okla). 1993. Vol. 67. №1;
Рейтблат А. Патриотические страхи // Новое литературное обозрение. 2000. №41.
О.В.Богданова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|