Алексеев Сергей Трофимович
|
Другие персоны с фамилией Алексеев
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 20.01 Кто родился в этот год 1952 |
[20.1.1952, пос. Алейка Зырянского р-на Томской обл.]
— прозаик.
Родился в семье охотника-промысловика. Окончил геологоразведочный техникум в Томске и Высшие
литературные курсы в Москве. Работал молотобойцем в Зырянском р-не, геологом в Полярной и Томской
геологоразведочных экспедициях, инспектором уголовного розыска в Томске, в течение 2 лет был
сотрудником областной газеты «Красное знамя». В настоящее время живет в Вологде.
Алексеев начал работать в литературе в конце 1970-х. Первые рассказы и повести молодого художника
свидетельствовали о внимании автора к нравственным, духовным проблемам совр. общества,
обнаруживали критический ракурс в освещении процессов сегодняшней жизни, смыкались с
произведениями так называемой деревенской прозы (сб. «Тайна третьего кургана», 1983; «Таежный
омут», 1984; «Суд», 1985). Стремление найти нравственные связи, обнаружить общие «скрепы» между
историей и современностью во многом определили своеобразие романистики Алексеев Прошлое служит
ключом к пониманию многих современных проблем.
Наиболее репрезентативным произведением первого периода можно считать роман «Крамола» (1-я книга
— «Столпотворение», 1989; 2-я книга — «Доля», 1991), в котором автор стремится осмыслить события
революции и Гражданской войны с точки зрения художника и мыслителя 1980-х. Национальная
катастрофа 1917-21 в произведении Алексеев осмысляется в сопоставлении с отдаленной древностью —
походом дружины князя Игоря Святославича на половцев. События XII в. и ужасы братоубийственной
Гражданской войны начала XX в. имеют в романе Алексеев одну и ту же природу — являют собой
возмездие за тысячелетия разобщенности и вражды русских людей между собой: «На род наш проклятие
пало. Сокол на сокола! И быть тому вечно...» Спасение же земли Русской, по Алексеев,— в вере, в
духовном мужании и нравственном взрослении, в духовном здравии будущих поколений русских людей.
Судьба главного героя повествования красного командира, в прошлом офицера царской армии, дворянина
Андрея Березина трактуется художником как этическая параллель к образу князя Игоря: их трагические
судьбы стали искуплением грехов своих и чужих, явили собой сознательно принесенные жертвы ради
«сплочения всей земли в единый кулак, в едину рать...». Образ Андрея Березина создан художником как
образ героя мятущегося, сомневающегося, ищущего истину и познающего цену человеческой жизни ценой
жизни собственной. Отвергающий мораль классовой идеи, осознающий трагическую суть
общенациональной гражданской войны, герой романа ищет ответ на вопросы об истоках и причинах
«смуты» и «крамолы» на многострадальной русской земле.
Герои всех произведений Алексеев живут не дорожа земными благами, но пребывая в вечном поиске
внутреннего лада и духовного согласия, в желании спасти душу в любом искушении. При этом, по
Алексеев, человек только тогда остается человеком, когда «душой помнит свою историю».
С наступлением «перестроечного времени» в творчестве Алексеева намечается тенденция к
коммерциализации романа. В последнее десятилетие он становится одним из самых активных создателей
жанра современного приключенческого романа. Алексеев то всерьез погружается в глубины исторической
Руси времен раскола и скорбит вместе с боярыней Морозовой, потерявшей мужа и сознательно принявшей
смерть за веру («Скорбящая вдова»), то с легкостью возвращается в современность и вместе с
сотрудниками ФСБ пытается доискаться причин смерти сына губернатора Зубатого («Когда боги спят»). В
рамках «русской фэнтези» Алексеев пишет серию романов «Сокровища Валькирии» («Стоящий у солнца»,
«Страга Севера», «Земля сияющей власти», «Звездные раны», «Хранитель силы», «Правда и вымысел»),
действие остро-захватывающих сюжетов которых связано с древними сокровищами и ценнейшими
реликтами, овеяно мистическими тайнами и историческими загадками, изобилует удивительными
открытиями и смелыми авантюрами, строится на связи реального сегодня, мифологического вчера и
утопического завтра.
Творчество Алексеев развивается в русле реалистических традиций, позволяющих сочетать в себе и
притчевость, и символику, и причудливость композиционной формы. Романы Алексеев отличает
стремительность действия, сюжетная разветвленность, своеобразие композиционного построения.
Произведения Алексеев отмечены яркой индивидуальностью, недюжинным художническим дарованием,
широтой эстетических возможностей. Алексеев — щедро одаренный талантом романист, «самородок,
обладающий мощной энергией развития как в интеллектуальном, так и эстетическом плане» (В.Курицын).
Алексеев — лауреат нескольких литературных премий, в том числе премии М.Шолохова (1994, роман
«Возвращение Каина»), премии ВЦСПС и СП СССР (1988, роман «Рой»).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх