|
Житков Борис Степанович
[30.8(11.9).1882, Новгород - 19.10.1938, Москва]
— прозаик.
Отец был учителем математики, мать — пианисткой, детство в основном прошло в Одессе. Учился в Одесской 2-й прогимназии в одном классе с К.Чуковским, но вновь они встретятся только через четверть века, когда их объединит литература. До этой встречи осенью 1923 Житков совершит кругосветное плавание, из юнги превратится в капитана, станет инженером-кораблестроителем, всю жизнь будет учиться. Эту жадность к учению отмечает и его школьный приятель: «Я принадлежал к той ватаге мальчишек, которая бурлила на задних скамейках и называлась "Камчаткой". Он же сидел далеко впереди, молчаливый, очень прямой, неподвижный, словно стеной отгороженный от всех остальных. Нам он казался надменным. Но мне в нем нравилось все, даже эта надменность» (Чуковский К.— С.433). Самостоятельность, рассудительность выделяли его в среде сверстников; еще будучи гимназистом, он занимался революционной деятельностью, и весьма серьезно.
В 1906 Житков окончил естественное отделение Новороссийского университета, а позже (в 1916) — кораблестроительное отделение Петроградского политехнического института. Получив чин мичмана, был командирован в Англию — принимать моторы для самолетов. Все же основной школой для него стало море, это и понятно: вырос он в порту, все дяди его были адмиралами, с юности осваивал он морские профессии.
Только в 1923 Житков приедет в Петроград в поисках работы и неожиданно для самого себя начнет писать. Литература и усилия К.Чуковского пересилили стремление стать художником, заставили отложить в сторону любимую скрипку. Здесь пригодились и самые разные знания, и огромный жизненный опыт, и неиссякаемое научное любопытство. Первый рассказ «Шквал» (позднее печатался под названием «На воде») был опубликован в журнале «Воробей» в 1924. Житков становится редактором научно-популярных книг в Госиздате. Это время выработки самостоятельной художественной позиции. «Мне страшно интересно выдержать, не сорваться, ни на йоту не отступить от реальности, чтоб все было с детской точки зрения, ни порошинки сентиментализма или романтики и ни на одну секунду не прерывающийся интерес к фабуле»,— отмечает Житков в одном из писем (Памятные книжные даты. 1982. М., 1982. С.182). Вскоре выходит его первый сборник «Злое море» (1924), почти сразу за ним — второй, «Морские истории» (1926). Житков продолжает искать новые формы творчества для детей, активно сотрудничает с Н.Олейниковым, Д.Хармсом, Е.Шварцем, художниками А.Пахомовым и П.Соколовым.
Житков подчеркивал, что ребенок «рвется в мир взрослых» и задача литературы — помочь ему в этом. Рассказы его не просто, а жестоко реалистичны (это подчеркнуто и названием первого сб.). Сила, воля, храбрость — определяющие понятия в той системе воспитания, которую отстаивал Житков. В статье «Храбрость» он замечает: «Я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается... Я знал, что по-французски "трус" и "подлец" — одно слово: "ляш". И верно, думал я: трусость приводит к подлости» (Храбрость. С.5-6). Такая позиция определяет отношение Житков и к героям его рассказов, прежде всего — на морскую тематику («Механик Салерно», «Под водой», «Погибель» и др.). Характеры героев раскрываются в момент наивысшего напряжения сил и воли: в борьбе с пожаром, наводнением, когда пароход сел на мель или затерт льдами. Нравственным маяком всегда оказывается человек мужественный, готовый прийти на помощь, смелый не из тщеславия, а от любви к людям. Рассказы Житкова о животных также ценны не только с научно-познавательной стороны, но и с воспитательной, в отношении к животным проявляется степень человечности («Рассказы о животных», 1935). Научно-производственные рассказы и повести Житкова представляют особый интерес. Сначала он ведет специальные разделы в журналах «Воробей» («Новый Робинзон»): «Как люди работают», «Бродячий фотограф», «Мастеровой»; позже появляются книги «Паровоз», «Пароход», «Река в упряжке», «Гривенник», «Про эту книгу» и др., в которых популярно рассказано об изобретении и создании окружающих человека вещей: как печатают монеты, варят сталь, как работает электростанция и что такое азбука Морзе.
«Именно перипетии научной мысли, провалы и удачи гениальных исследователей — вот что должно драматизировать "производственную" книгу»,— пишет он в статье 1936 г. «О "производственной" книге» (Жизнь и творчество Бориса Житкова. С.383). Житков стремится к выразительности и наглядности «Про эту книгу»), вводит элементы игры «Одень меня», 1928), пишет рассказы-инструкции («Буер-самоделка»).
Житков мечтал стать не только детским, но и «взрослым» писателем.
Уже в 1926 он начинает писать роман «Виктор Вавич» (1-я кн. 1929; 2-я кн. 1931, опубл. 1934; кн.1-3 опубл. 1941). В романе много действующих лиц, но на первый план выведены два героя: Виктор Вавич, пошедший служить в полицию (действие происходит в уездном городе в 1904) и завербованный в секретные сотрудники Башкин. В сущности, роман — это история нравственного падения околоточного Вавича, но мысль писателя была обращена к проблемам общего характера и гораздо более совр.: «Книжка-то очень современная, но изображено (внешне) старое. Кажется, будто это анахронично, только поверхностным критикам. Разумеется, что в чеховские времена я так бы не писал» (Там же. С. 493).
Однако от детской литературы Житков не уходит, напротив, накопив лит. опыт, определив педагогическую позицию, он обращается к самому маленькому и самому взыскательному читателю. Таковы изданные уже после смерти писателя сборник «Что бывало» и «Помощь идет», а также знаменитая энциклопедия для малышей «Что я видел» (1938). К этой своей последней книге Житков отнесся с огромным вниманием, справедливо понимая, что в жизни каждого человека есть очень короткий период, когда он вправе получить ответ на любой вопрос. К такому серьезному разговору с «почемучками» 4-6 лет и приступает Житков, ориентируясь на педагогические взгляды, в частности, Л.Толстого и К.Ушинского. Чтобы ввести ребенка в многосложный взрослый мир, предстающий на страницах книги, автору потребовался помощник — герой, мальчик Алеша, его детский характер, его взгляды, поступки и, конечно, вопросы. 4-летний Алеша отправлен автором в путешествие по стране, на его пути возникает множество неожиданных — и драматических, и комических ситуаций — он сталкивается со многими, очень разными людьми, непосредственно, эмоционально реагируя на то новое, что открылось ему в эти дни.
Книга не устаревает прежде всего благодаря своей энциклопедичности, все новые и новые поколения читателей с волнением готовы сопереживать герою, а автор каждому из этих поколений становится другом, собеседником, радостно и удивленно открывающим вместе с читателем и для самого себя огромный мир Земли.
Соч.:
Злое море. М., 1924;
Морские истории: рассказы для детей. М.; П., 1926;
Виктор Вавич: роман: в 3 кн. М., 1941;
Храбрость // Детская литература. 1939. №9;
Морские истории. М., 1972;
Семь огней: очерки, рассказы, повести, пьесы. Л., 1982.
Лит.:
Жизнь и творчество Бориса Житкова: сб. М., 1955;
Чуковская Л. Борис Житков. М., 1955;
Шкловский В. Писатель Борис Житков и традиции русской литературы // Шкловский В. Старое и новое. М. 1966. С.102-121;
Ивич А. Борис Житков // Ивич А. Воспитание поколений. 4-е изд. М., 1969. С.172-193;
Чуковский К. Борис Житков // Чуковский К. СС. М., 1965. Т.2. С.433-458.
А.А.Павловский
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|