Житков Борис Степанович
|
Другие персоны с фамилией Житков
Другие персоны с именем Борис Кто родился в этот день 11.09 Кто родился в этот год 1882 |
[30.8(11.9).1882, Новгород - 19.10.1938, Москва]
— прозаик.
Отец был учителем математики, мать — пианисткой, детство в основном прошло в Одессе. Учился в
Одесской 2-й прогимназии в одном классе с К.Чуковским, но вновь они встретятся только через четверть
века, когда их объединит литература. До этой встречи осенью 1923 Житков совершит кругосветное
плавание, из юнги превратится в капитана, станет инженером-кораблестроителем, всю жизнь будет
учиться. Эту жадность к учению отмечает и его школьный приятель: «Я принадлежал к той ватаге
мальчишек, которая бурлила на задних скамейках и называлась "Камчаткой". Он же сидел далеко
впереди, молчаливый, очень прямой, неподвижный, словно стеной отгороженный от всех остальных. Нам
он казался надменным. Но мне в нем нравилось все, даже эта надменность» (Чуковский К.— С.433).
Самостоятельность, рассудительность выделяли его в среде сверстников; еще будучи гимназистом, он
занимался революционной деятельностью, и весьма серьезно.
В 1906 Житков окончил естественное отделение Новороссийского университета, а позже (в 1916) —
кораблестроительное отделение Петроградского политехнического института. Получив чин мичмана, был
командирован в Англию — принимать моторы для самолетов. Все же основной школой для него стало море,
это и понятно: вырос он в порту, все дяди его были адмиралами, с юности осваивал он морские профессии.
Только в 1923 Житков приедет в Петроград в поисках работы и неожиданно для самого себя начнет
писать. Литература и усилия К.Чуковского пересилили стремление стать художником, заставили отложить
в сторону любимую скрипку. Здесь пригодились и самые разные знания, и огромный жизненный опыт, и
неиссякаемое научное любопытство. Первый рассказ «Шквал» (позднее печатался под названием «На
воде») был опубликован в журнале «Воробей» в 1924. Житков становится редактором научно-популярных
книг в Госиздате. Это время выработки самостоятельной художественной позиции. «Мне страшно
интересно выдержать, не сорваться, ни на йоту не отступить от реальности, чтоб все было с детской
точки зрения, ни порошинки сентиментализма или романтики и ни на одну секунду не прерывающийся
интерес к фабуле»,— отмечает Житков в одном из писем (Памятные книжные даты. 1982. М., 1982. С.182).
Вскоре выходит его первый сборник «Злое море» (1924), почти сразу за ним — второй, «Морские истории»
(1926). Житков продолжает искать новые формы творчества для детей, активно сотрудничает с
Н.Олейниковым, Д.Хармсом, Е.Шварцем, художниками А.Пахомовым и П.Соколовым.
Житков подчеркивал, что ребенок «рвется в мир взрослых» и задача литературы — помочь ему в этом.
Рассказы его не просто, а жестоко реалистичны (это подчеркнуто и названием первого сб.). Сила, воля,
храбрость — определяющие понятия в той системе воспитания, которую отстаивал Житков. В статье
«Храбрость» он замечает: «Я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого
столько подлостей на свете делается... Я знал, что по-французски "трус" и "подлец" — одно слово: "ляш".
И верно, думал я: трусость приводит к подлости» (Храбрость. С.5-6). Такая позиция определяет
отношение Житков и к героям его рассказов, прежде всего — на морскую тематику («Механик Салерно»,
«Под водой», «Погибель» и др.). Характеры героев раскрываются в момент наивысшего напряжения сил и
воли: в борьбе с пожаром, наводнением, когда пароход сел на мель или затерт льдами. Нравственным
маяком всегда оказывается человек мужественный, готовый прийти на помощь, смелый не из тщеславия, а
от любви к людям. Рассказы Житкова о животных также ценны не только с научно-познавательной
стороны, но и с воспитательной, в отношении к животным проявляется степень человечности («Рассказы о
животных», 1935). Научно-производственные рассказы и повести Житкова представляют особый интерес.
Сначала он ведет специальные разделы в журналах «Воробей» («Новый Робинзон»): «Как люди
работают», «Бродячий фотограф», «Мастеровой»; позже появляются книги «Паровоз», «Пароход», «Река
в упряжке», «Гривенник», «Про эту книгу» и др., в которых популярно рассказано об изобретении и
создании окружающих человека вещей: как печатают монеты, варят сталь, как работает электростанция
и что такое азбука Морзе.
«Именно перипетии научной мысли, провалы и удачи гениальных исследователей — вот что должно
драматизировать "производственную" книгу»,— пишет он в статье 1936 г. «О "производственной" книге»
(Жизнь и творчество Бориса Житкова. С.383). Житков стремится к выразительности и наглядности «Про
эту книгу»), вводит элементы игры «Одень меня», 1928), пишет рассказы-инструкции («Буер-самоделка»).
Житков мечтал стать не только детским, но и «взрослым» писателем.
Уже в 1926 он начинает писать роман «Виктор Вавич» (1-я кн. 1929; 2-я кн. 1931, опубл. 1934; кн.1-3
опубл. 1941). В романе много действующих лиц, но на первый план выведены два героя: Виктор Вавич,
пошедший служить в полицию (действие происходит в уездном городе в 1904) и завербованный в
секретные сотрудники Башкин. В сущности, роман — это история нравственного падения околоточного
Вавича, но мысль писателя была обращена к проблемам общего характера и гораздо более совр.:
«Книжка-то очень современная, но изображено (внешне) старое. Кажется, будто это анахронично, только
поверхностным критикам. Разумеется, что в чеховские времена я так бы не писал» (Там же. С. 493).
Однако от детской литературы Житков не уходит, напротив, накопив лит. опыт, определив
педагогическую позицию, он обращается к самому маленькому и самому взыскательному читателю.
Таковы изданные уже после смерти писателя сборник «Что бывало» и «Помощь идет», а также знаменитая
энциклопедия для малышей «Что я видел» (1938). К этой своей последней книге Житков отнесся с
огромным вниманием, справедливо понимая, что в жизни каждого человека есть очень короткий период,
когда он вправе получить ответ на любой вопрос. К такому серьезному разговору с «почемучками» 4-6 лет
и приступает Житков, ориентируясь на педагогические взгляды, в частности, Л.Толстого и К.Ушинского.
Чтобы ввести ребенка в многосложный взрослый мир, предстающий на страницах книги, автору
потребовался помощник — герой, мальчик Алеша, его детский характер, его взгляды, поступки и,
конечно, вопросы. 4-летний Алеша отправлен автором в путешествие по стране, на его пути возникает
множество неожиданных — и драматических, и комических ситуаций — он сталкивается со многими, очень
разными людьми, непосредственно, эмоционально реагируя на то новое, что открылось ему в эти дни.
Книга не устаревает прежде всего благодаря своей энциклопедичности, все новые и новые поколения
читателей с волнением готовы сопереживать герою, а автор каждому из этих поколений становится
другом, собеседником, радостно и удивленно открывающим вместе с читателем и для самого себя
огромный мир Земли.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх