Белых Григорий Георгиевич [20.08.1906-14.08.1938]

Белых Григорий Георгиевич
       [7(20).8.1906, Петербург — 14.8.1938, Ленинград]
       — прозаик.
       Отец рано умер, мать работала прачкой. О тяжелом, полуголодном детстве Белых напишет позднее в повести «Дом веселых нищих». В школу ходил неохотно и бросил ее, как только выучился читать и писать. Проводил время в играх с товарищами на пустырях и чтении книг о знаменитом сыщике Нате Пинкертоне. Чтобы зарабатывать на жизнь, мальчик брался за любую работу, возил с вокзала тяжелую поклажу мешочников, не останавливался и перед воровством. Его направляют в детский дом, оттуда в колонию и, наконец, в Шкид — Школу социально-индивидуального воспитания имени Ф.М.Достоевского, где он провел 3 года. В отличие от прочих колоний для трудных подростков Шкид давала широкое гуманитарное образование. Белых сразу же обнаружил явные литературные способности. Он подружился с Л.Пантелеевым, их сблизил общий интерес к литературе и кинематографу. Одна из их совместных затей — попытка создать «Шкидкино». В школьной газете «День» они стали печатать совместно сочиненный приключенческий роман «Ультус Фантомас за власть Советов» и другие произведения. Окончив школу в 1923, Белых становится журналистом. Л.Пантелеев вспоминал: «Мы не брезговали никаким литературным заработком печатались в «Смене», «Юном пролетарии», «Спартаке», «Работнице», «Кинонеделе», комсомольском юмористическом журнале «Будь жив!..» В «Смене» Белых был кинорепортером, пробовал себя и как киносценарист.
       В 1925 Белых и Л.Пантелеев решают начать работу над книгой о жизни Шкид. Первоначальное название — «Королевство Шкид». Работа продвигалась исключительно быстро: книга была написана менее чем за 3 месяца. Авторы отдали рукопись завотделом народного образования 3.И.Лилиной. Книга ей очень понравилась, а так как она была еще и заведующей детским отделом ленинградского Госиздата, она передала ее С.Маршаку. 1-е изд. с иллюстрациями Н.Тырсы вышло в 1927, и затем «Республика Шкид» переиздавалась каждый год. Но в начале 1936 Б. был репрессирован, и книга сразу же стала запрещенной — ее отправили в спецхран. Новое переиздание состоялось только после реабилитации, в 1961, с предисл. Маршака. С тех пор она неоднократно переиздавалась, прочно заняв место среди детской классики.
       Читатели приняли книгу восторженно, в среде педагогов и критиков единодушия не было: Н.К.Крупская заявила, что школа Викниксора похожа на дореволюционную бурсу, А.С.Макаренко отозвался о «Республике Шкид» и истории этого педагогического эксперимента как об «истории педагогической неудачи» (Детство и литература // СС. М., 1971. Т.5.). В то же время М.Горький высоко оценил книгу в письмах С.Н.Сергееву-Ценскому, Макаренко и самим авторам: «...написали удивительно интересную книгу и сделали ее талантливо, гораздо лучше, чем пишут многие писатели зрелого возраста» (Горький М.СС: в 30 т. Т.30. С.13).
       Оригинальность «Республики Шкид» в том, что традиционный сюжет «романа воспитания» дается в восприятии самих воспитанников.
       Директор школы и его помощники, несмотря на трудности и частные неудачи, твердой рукой ведут своих воспитанников от хаоса анархической, полублатной вольницы к разумной и честной жизни. Школа имени Достоевского появилась в сложное и противоречивое время: только что закончилась Гражданская война, Питер постепенно оживал после голодных и страшных первых лет революции. Авторы честно, не приукрашивая, показали, как в самой Шкиде нашли отражение все эти веяния времени — и энтузиазм первых лет революции, всколыхнувшей огромную страну, и наивная самодеятельность масс, считавших, что они строят небывалое, счастливое общество, и торгашеский дух НЭПа, и уголовные замашки, приобретенные на улице. Центральная фигура повести — директор Виктор Николаевич Сорокин Викниксор). Авторам удалось ярко показать его характер и сущность педагогического метода. Подлинная фамилия реального директора была Сорока-Росинский. Это был широко и разносторонне образованный человек. К началу работы в Шкиде у него уже был 15-летний опыт педагогической работы, много статей. Суть его метода работы с трудными подростками сводилась к следующему: во что бы то ни стало разбудить дремлющие умственные способности, дать всестороннее — социальное, эстетическое и физическое — воспитание. Сорока-Росинский избрал гуманитарный уклон. На вчерашних беспризорников он обрушивал буквально лавину знаний по литературе, истории, философии, несколько иностранных языков. Он развивал и творческую самодеятельность подростков, устраивая игры, спектакли и литературные диспуты. Ребята занимались по 10 часов в день. Вначале они воспринимали этот режим как насилие ненавистных «халдеев», но вскоре природная любознательность победила, и почти все втянулись в учебу. Викниксору удалось сохранить и развить личность доверенных ему детей.
       С выходом в свет «Республики Шкид» литературные пути Л.Пантелеева и Белых разошлись, но дружба сохранилась до конца жизни.
       В 1930 Белых написал автобиографическую повесть «Дом веселых нищих» — одну из лучших книг о детстве, проходящем на фоне великих социальных потрясений. Необычным в книге было то, что рассказывал о событиях не сознательный революционер, а подросток, сторонний, но внимательный наблюдатель. Не было в книге ни обычной для того времени революционной риторики, ни политической тенденциозности, благодаря чему она легко читается и по сей день. Запрещенная, как и «Республика Шкид», она была переиздана только в 1965 с предисл. Л.Пантелеева. Последняя прижизненная публикация «Холщовые передники» (1932) — документальное повествование о революционном движении прядильщиков Петербурга. Когда писателя арестовали в 1936, был изъят и его архив, в т.ч. и новые неопубликованные работы. После реабилитации дочь писателя, Татьяна Григорьевна, видела в «Деле» упоминание о конфискованных рукописях повестей «Поколение» и «Психологический обман», но они до сих пор не найдены. Белых умер в ленинградской тюремной больнице им. Ф.П.Гааза.

Соч.:
       Республика Шкид. М., 1927; Лапти / в соавт. с Е.Паиным. Л., 1929;
       Сидорова коза: Пионерские юмористические рассказы. Л., 1929;
       Белогвардеец. М., 1930;
       Американская каша / в соавт. с Л.Пантелеевым. П., 1932;
       Холщовые передники. Л., 1932;
       Дом веселых нищих. Л., 1965;
       Республика Шкид. Л., 1965;
       Республика Шкид. Шкидские рассказы. Статьи. Письма. М., 1988;
       Шкидские рассказы. Дом веселых нищих. М., 1999.

Лит.:
       Крупская Н.К. Воскресшая бурса // Правда. 1927. 30 марта;
       Тальников Д. Дети революции // Красная новь. 1927. №9;
       Горький М. О детской литературе // Горький М. Статьи, высказывания, письма. М., 1968; С.17.
       Путилова Е.О. ...Началось в республике Шкид: Очерк жизни и творчества Л.Пантелеева. Л., 1986;
       Яковлева Т. «Таких, как я, и с намордником не велено подпускать к триумфальным аркам Питера» // Комсомольская правда. 1992. 29 янв.

А.В.Успенская

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:45:00 UTC