Ивнев Рюрик [23.02.1891-19.02.1981]

Ивнев Рюрик (настоящее имя Михаил Александрович Ковалёв)
       [11.(23).2.1891, Тифлис — 19.2.1981, Москва]
       — поэт, прозаик, переводчик.
       Отец — капитан русской армии, артиллерист, сын надворного советника Эриванской губернии, служил помощником военного прокурора Кавказского военно-окружного суда. Мать — из потомков голландского графа, который приехал при Петре I в Россию и нашел здесь свою вторую родину. В стихотворении «Предки» Ивнев воссоздает в романтическом свете голландских моряков, корсаров, адмиралов: «Эти руки сжимали с разною силой / Канаты, весла, горло и грудь...» Отец умер, когда Ивневу было 3 года, состоялся переезд в г.Каре, мать стала там работать начальницей женской гимназии.
       Семейная традиция предписывала военную карьеру — и с 1900 по 1908 М.Ковалев учится в Тифлисском кадетском корпусе. В эти годы знакомится с творчеством Пушкина и Лермонтова, со стихами современных поэтов.
       В 1908 поступает на юридический факультет Петербургского университета, затем переходит в Московский университет, который и оканчивает в 1913. Первая публикация — стихи в «Студенческом сб.», изданном в 1909 в Вышнем Волочке.
       В 1912 в большевистской газете «Звезда» Ивнев публикует обличительное стихотворение «Веселитесь! Звените бокалом вина!»: «Веселитесь! Зачем вам томиться и знать, / Что вдали за столицей холодной? / Пальцы собственных рук он готов искусать, / Этот люд, люд бездольный, голодный».
       Поэт входит в группу эгофутуристов и начинает печататься в московских альманахах и сборниках.
       В 1913 выходит под псевдонимом Рюрик Ивнев в Москве первый сборник стихов «Самосожжение» (Кн.1). Основные сборники Ивнева последующих лет — «Пламя пышет» (1913), «Золото смерти» (1916), «Самосожжение: Книга стихов. 1912-1916» (1917). В стихах ярко заявлен мотив огня, горения, образ Бога рассматривается как символ чистоты, но религиозные мотивы переплетаются со своеобразным богоборчеством. Вера не может дать надежды лирическому герою: «И заброшен мой молитвенник, / Надо мною не плачет никто» («Я танцую на острой бритве...», 1914). Драматические противоречия захлестывают, нет ответа на основные вопр.: «О, как мне жить? Как мыслить? Как дышать?» Стихи Ивнева замечены в литературном мире, он встречается с А.Блоком, с С.Есениным.
       Первая публикация прозы Ивнев — повесть «Неизбежное» (1912). Ивнев пишет много рассказов, которые печатаются в «Синем журнале», «Новом журнале для всех», «Лукоморье» и др. Патриотически откликается на первые бои Первой мировой войны, издает в 1915 брошюру «Как победить Германию?». В 1917 Ивнев был среди тех литераторов, которые приняли и Февральскую, и Октябрьскую революции. В стихотворении «Смольный» он писал: «Весь твой я, клокочущий Смольный, / С другими — постыдно мне быть». Ивнев становится общественным активистом, он — личный секретарь наркома просвещения А.В.Луначарского, корреспондент газеты «Известия ВЦИК».
       В 1918 Ивнев переезжает в Москву, вместе с Есениным, Мариенгофом, Шершеневичем активизирует движение имажинистов. При этом его поэтика остается более естественной, эмоционально непосредственной, чем поэтика Шершеневича и Мариенгофа. Стихи этого времени собраны в книге «Солнце во гробе» (1921). В ней общественный подъем первых лет революции сменяется душевным смятением: «Судорожно мечется / Душа — проклятая, оставленная Богом...» Именно этими словами открывается книга.
       Однако литературный авторитет Ивнев растет, он становится во главе Всероссийского союза поэтов. В конце 1920-х публикует эпическую трилогию «Жизнь актрисы», состоящую из романов «Любовь без любви», «Открытый дом» и «Герой романа», посвященную судьбе русской женщины. В «Открытом доме» — изображение литературно-артистической богемы Баку и Тбилиси, в «Герое романа» — развенчание беспринципного авантюриста.
       В первое время после Октябрьской революции Ивнев был в Грузии, но меньшевистское правительство выслало его оттуда. Позднее, в 1930-е Ивнев написал автобиографический роман о Грузии «У подножия Мтацминды». Грузии в 1920-30 Ивнев посвятил также ряд стихов — «Грузии», «Пушкин в Грузии», «Могу ли я забыть...» и др. Как спецкор журнала «Огонек» Ивнев много путешествует, пишет о своих впечатлениях, создает стихи «Сибирь», «Прощание с Камчаткой» и др. В конце 1930-х в антифашистском романе «Смятение» изображает предгрозье кануна Второй мировой войны.
       Во время Великой Отечественной войны Ивнев — штатный сотрудник Закавказского военного округа, газета «Боец РККА». Для военных лет характерно обращение поэта к темам совр. действительности, рост патриотического чувства, раздумья о судьбах Родины, эмоциональные обращения к читателям («Красной Армии», «Бакинское утро», «В госпитале», «Кура», «Киев наш», «Письмо солдата» и др. стихи). В 1942 в Тбилиси издает книжку «Пионер, даешь металл!», в 1943 — сб. стихов «Моя страна», в 1944 — «Знамя гвардии».
       В 1936-50 Ивнев жил в Тбилиси.
       После войны Ивнев издает «Избранные стихотворения» (1945) и «Стихи» (1948). Работает и в области драматургии, пишет исторические хроники «Трагедия царя Бориса», «Емельян Пугачев», «Сергей Есенин». Для стихов становится характерен жизнеутверждающий пафос, не свойственный ранним стихам, это как бы дыхание второй молодости: «Мы будем страстно каждой строчкой биться / За радость жизни и за вечный мир» (1966). Все более лирична и проза: «Мальчику было тепло, но не от печки, согревшей комнату, а от дыхания матери, которое он чувствовал все время. И ему казалось, так будет вечно...» (новелла «Фонарь или солнце»). Ивнев завоевал внимание широкого читателя, его книги выходили одна за другой — «Избранные стихи» (1963, 1965), «Память и время» (1969).
       Исключительно плодотворна переводческая деятельность Ивнев. Им переведены фольклорные произведения и произведения многих поэтов Кавказа и Закавказья — Грузии, Абхазии, Армении, Азербайджана, Осетии (Г.Орбелиани, А.Церетели, В.Пшавела, А.Абашели, И.Абашидзе, Х.Вардошвили, А.Мирцхулава, Г.Табидзе, С.Чиковани, Д.Гулиа, А.Акопян, О.Туманян, С.Вургун, И.Тарба и др.). Значительными литературно-общественными явлениями стали переводы Ивнев поэмы Низами «Семь красавиц» и осетинского эпоса «Нарты». Перевел Ивнев также произведения Яна Райниса, переводил и с французского («Влюбленные из Кандагара» Ж.А. де Гобино) и др.
       В 1950 Ивнев переехал в Москву, стал участвовать в работе кинематографа, сыграл роль А.Керенского в кинофильме «Великое зарево», его отклик вызвала книга «Абхазские новеллы», изданная в Москве в 1957. Стихи и прозу Ивнев публикуют журнал «Огонек» (1968. №4), «Звезда» (1968. №4), «Нева» (1968. №12), «Сибирские огни» (1972. №2), в №7 «Волги» (1971) откликается на книгу В.Белоусова о Сергее Есенине, в №15 журнале «Смена» (1975) выступает с предисловием к циклу стихов В.Смирнова, в №6 журнале «В мире книг» (1972) пишет о «Детстве» Л.Толстого.
       Особо значительное место в работе Ивнев занимает мемуаристика. «Создание ее — трудовой подвиг писателя: около сотни имен различных представителей отечественной культуры вызывает он из небытия в своих воспоминаниях» (Леонтьев Б. Человек из легенды. С.21). Особенно интересны воспоминания о С.Есенине, В.Брюсове, В.Маяковском, И.Асееве, с которыми Ивнев был наиболее дружен, отзывчивость сердца подсказывает строки добрые и задушевные.
       В 1968 в журнале «Огонек» Ивнев публикует воспоминания о В.В.Маяковском (№29), в журнале «Волга» — о А.В.Луначарском (№11), в 1970 в журнале «В мире книг» — о С.А.Есенине (№9), участвует в сборнике «Воспоминания о Николае Асееве» (М., 1980).
       В 1970-е Ивнев выходит к читателям с новыми книгами «Избранные стихотворения» (1974), «Теплые листья» (1978).
       За месяц до кончины Ивнев закончил автобиографический роман «Богема». За несколько часов до смерти написал свое последнее стихотворение, завершенное строками: «Это значит, что всё впереди,— / Но уже на другом берегу».

Соч.:
       Избранные стихи. М., 1965;
       Часы и голоса: стихи. Воспоминания. М., 1978;
       У подножия Мтацминды. М., 1981;
       Стихотворения. М., 1982;
       Избранное: стихотворения и поэмы. 1907-1981. М., 1985;
       Воспоминания // Жизнь Есенина: сб. М., 1988. С.92-96, 122-124, 221-228, 342-348;
       В старом Тифлисе [и др. стихи] // Сонет Серебряного века. СПб.; М., 1990. С.555-560, 711;
       Мерцающие звезды: Стихотворения. 1903-81. М., 1991;
       Образ, временем сожженный. 1904-81: стихотворения. М., 1991;
       Осип Мандельштам // Осип Мандельштам и его время: сб. М., 1995. С.245-255;
       Воспоминания // Арион. 1995. №1;
       Дневник Рюрика Ивнева. 1930-31 // Река Времен. 1995. №2;
       На Волге [и др. стихи] // Русский футуризм: сб. М., 1999. С.185-187.

Лит.:
       Гулиа Г. Добрый город. М., 1963. С.378-379;
       Перцов В. Один из пяти // Ивнев Р. Избранные стихотворения. 1912-72. М., 1974. С.3-22;
       Марков А. Если я не скажу... М., 1979. С.30-37;
       Леонтьев Н. Человек из легенды // Ивнев Р. Избранное. М., 1988. С.3-24;
       Цветаева А. ...Где ждет меня спасенье // Знамя. 1989. №4;
       Мариенгоф А. Мой век, мои друзья-и подруги. М., 1990. С.102-104, 615-617;
       Пастухов В. Страна воспоминаний // Воспоминания о Серебряном веке: сб. М., 1993. С.456-464;
       Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов Серебряного века. М., 1993. С.193-197;
       Леонтьев Н. Последний имажинист // Арион. 1995. №1.

В.А.Шошин

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:44:56 UTC