Ивнев Рюрик
|
Другие персоны с фамилией Ивнев
Другие персоны с именем Рюрик Кто родился в этот день 23.02 Кто родился в этот год 1891 |
[11.(23).2.1891, Тифлис — 19.2.1981, Москва]
— поэт, прозаик, переводчик.
Отец — капитан русской армии, артиллерист, сын надворного советника Эриванской губернии, служил
помощником военного прокурора Кавказского военно-окружного суда. Мать — из потомков голландского
графа, который приехал при Петре I в Россию и нашел здесь свою вторую родину. В стихотворении
«Предки» Ивнев воссоздает в романтическом свете голландских моряков, корсаров, адмиралов: «Эти руки
сжимали с разною силой / Канаты, весла, горло и грудь...» Отец умер, когда Ивневу было 3 года,
состоялся переезд в г.Каре, мать стала там работать начальницей женской гимназии.
Семейная традиция предписывала военную карьеру — и с 1900 по 1908 М.Ковалев учится в Тифлисском
кадетском корпусе. В эти годы знакомится с творчеством Пушкина и Лермонтова, со стихами современных
поэтов.
В 1908 поступает на юридический факультет Петербургского университета, затем переходит в
Московский университет, который и оканчивает в 1913. Первая публикация — стихи в «Студенческом
сб.», изданном в 1909 в Вышнем Волочке.
В 1912 в большевистской газете «Звезда» Ивнев публикует обличительное стихотворение «Веселитесь!
Звените бокалом вина!»: «Веселитесь! Зачем вам томиться и знать, / Что вдали за столицей холодной? /
Пальцы собственных рук он готов искусать, / Этот люд, люд бездольный, голодный».
Поэт входит в группу эгофутуристов и начинает печататься в московских альманахах и сборниках.
В 1913 выходит под псевдонимом Рюрик Ивнев в Москве первый сборник стихов «Самосожжение» (Кн.1).
Основные сборники Ивнева последующих лет — «Пламя пышет» (1913), «Золото смерти» (1916),
«Самосожжение: Книга стихов. 1912-1916» (1917). В стихах ярко заявлен мотив огня, горения, образ Бога
рассматривается как символ чистоты, но религиозные мотивы переплетаются со своеобразным
богоборчеством. Вера не может дать надежды лирическому герою: «И заброшен мой молитвенник, / Надо
мною не плачет никто» («Я танцую на острой бритве...», 1914). Драматические противоречия
захлестывают, нет ответа на основные вопр.: «О, как мне жить? Как мыслить? Как дышать?» Стихи
Ивнева замечены в литературном мире, он встречается с А.Блоком, с С.Есениным.
Первая публикация прозы Ивнев — повесть «Неизбежное» (1912). Ивнев пишет много рассказов, которые
печатаются в «Синем журнале», «Новом журнале для всех», «Лукоморье» и др. Патриотически
откликается на первые бои Первой мировой войны, издает в 1915 брошюру «Как победить Германию?». В
1917 Ивнев был среди тех литераторов, которые приняли и Февральскую, и Октябрьскую революции. В
стихотворении «Смольный» он писал: «Весь твой я, клокочущий Смольный, / С другими — постыдно мне
быть». Ивнев становится общественным активистом, он — личный секретарь наркома просвещения
А.В.Луначарского, корреспондент газеты «Известия ВЦИК».
В 1918 Ивнев переезжает в Москву, вместе с Есениным, Мариенгофом, Шершеневичем активизирует
движение имажинистов. При этом его поэтика остается более естественной, эмоционально
непосредственной, чем поэтика Шершеневича и Мариенгофа. Стихи этого времени собраны в книге
«Солнце во гробе» (1921). В ней общественный подъем первых лет революции сменяется душевным
смятением: «Судорожно мечется / Душа — проклятая, оставленная Богом...» Именно этими словами
открывается книга.
Однако литературный авторитет Ивнев растет, он становится во главе Всероссийского союза поэтов. В
конце 1920-х публикует эпическую трилогию «Жизнь актрисы», состоящую из романов «Любовь без
любви», «Открытый дом» и «Герой романа», посвященную судьбе русской женщины. В «Открытом доме»
— изображение литературно-артистической богемы Баку и Тбилиси, в «Герое романа» — развенчание
беспринципного авантюриста.
В первое время после Октябрьской революции Ивнев был в Грузии, но меньшевистское правительство
выслало его оттуда. Позднее, в 1930-е Ивнев написал автобиографический роман о Грузии «У подножия
Мтацминды». Грузии в 1920-30 Ивнев посвятил также ряд стихов — «Грузии», «Пушкин в Грузии», «Могу
ли я забыть...» и др. Как спецкор журнала «Огонек» Ивнев много путешествует, пишет о своих
впечатлениях, создает стихи «Сибирь», «Прощание с Камчаткой» и др. В конце 1930-х в антифашистском
романе «Смятение» изображает предгрозье кануна Второй мировой войны.
Во время Великой Отечественной войны Ивнев — штатный сотрудник Закавказского военного округа,
газета «Боец РККА». Для военных лет характерно обращение поэта к темам совр. действительности, рост
патриотического чувства, раздумья о судьбах Родины, эмоциональные обращения к читателям («Красной
Армии», «Бакинское утро», «В госпитале», «Кура», «Киев наш», «Письмо солдата» и др. стихи). В 1942 в
Тбилиси издает книжку «Пионер, даешь металл!», в 1943 — сб. стихов «Моя страна», в 1944 — «Знамя
гвардии».
В 1936-50 Ивнев жил в Тбилиси.
После войны Ивнев издает «Избранные стихотворения» (1945) и «Стихи» (1948). Работает и в области
драматургии, пишет исторические хроники «Трагедия царя Бориса», «Емельян Пугачев», «Сергей Есенин».
Для стихов становится характерен жизнеутверждающий пафос, не свойственный ранним стихам, это как
бы дыхание второй молодости: «Мы будем страстно каждой строчкой биться / За радость жизни и за
вечный мир» (1966). Все более лирична и проза: «Мальчику было тепло, но не от печки, согревшей
комнату, а от дыхания матери, которое он чувствовал все время. И ему казалось, так будет вечно...»
(новелла «Фонарь или солнце»). Ивнев завоевал внимание широкого читателя, его книги выходили одна за
другой — «Избранные стихи» (1963, 1965), «Память и время» (1969).
Исключительно плодотворна переводческая деятельность Ивнев. Им переведены фольклорные
произведения и произведения многих поэтов Кавказа и Закавказья — Грузии, Абхазии, Армении,
Азербайджана, Осетии (Г.Орбелиани, А.Церетели, В.Пшавела, А.Абашели, И.Абашидзе, Х.Вардошвили,
А.Мирцхулава, Г.Табидзе, С.Чиковани, Д.Гулиа, А.Акопян, О.Туманян, С.Вургун, И.Тарба и др.).
Значительными литературно-общественными явлениями стали переводы Ивнев поэмы Низами «Семь
красавиц» и осетинского эпоса «Нарты». Перевел Ивнев также произведения Яна Райниса, переводил и с
французского («Влюбленные из Кандагара» Ж.А. де Гобино) и др.
В 1950 Ивнев переехал в Москву, стал участвовать в работе кинематографа, сыграл роль А.Керенского в
кинофильме «Великое зарево», его отклик вызвала книга «Абхазские новеллы», изданная в Москве в 1957.
Стихи и прозу Ивнев публикуют журнал «Огонек» (1968. №4), «Звезда» (1968. №4), «Нева» (1968. №12),
«Сибирские огни» (1972. №2), в №7 «Волги» (1971) откликается на книгу В.Белоусова о Сергее Есенине, в
№15 журнале «Смена» (1975) выступает с предисловием к циклу стихов В.Смирнова, в №6 журнале «В
мире книг» (1972) пишет о «Детстве» Л.Толстого.
Особо значительное место в работе Ивнев занимает мемуаристика. «Создание ее — трудовой подвиг
писателя: около сотни имен различных представителей отечественной культуры вызывает он из небытия
в своих воспоминаниях» (Леонтьев Б. Человек из легенды. С.21). Особенно интересны воспоминания о
С.Есенине, В.Брюсове, В.Маяковском, И.Асееве, с которыми Ивнев был наиболее дружен, отзывчивость
сердца подсказывает строки добрые и задушевные.
В 1968 в журнале «Огонек» Ивнев публикует воспоминания о В.В.Маяковском (№29), в журнале «Волга» —
о А.В.Луначарском (№11), в 1970 в журнале «В мире книг» — о С.А.Есенине (№9), участвует в сборнике
«Воспоминания о Николае Асееве» (М., 1980).
В 1970-е Ивнев выходит к читателям с новыми книгами «Избранные стихотворения» (1974), «Теплые
листья» (1978).
За месяц до кончины Ивнев закончил автобиографический роман «Богема». За несколько часов до смерти
написал свое последнее стихотворение, завершенное строками: «Это значит, что всё впереди,— / Но уже
на другом берегу».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх