AZ-libr.ру

информационный портал





Курчаткин Анатолий Николаевич [23.11.1944]

Курчаткин Анатолий Николаевич
       [23.11.1944, Свердловск]
       — прозаик, эссеист.
       Родился в семье инженеров. Детство провел в поселке завода Уралмаш. После окончания школы работал фрезеровщиком и техником-конструктором на заводе, одновременно учился на вечернем отделении Уральского политехнического института (1962-63).
       В 1963-66 служил в рядах СА. После демобилизации на учебу в институт не вернулся, работал корреспондентом свердловской молодежной газете «На смену!» (1966-67).
       В 1967 поступил в Литературный институт им. Горького. На старших курсах начал работать в отделе публицистики, затем прозы редакции журнала «Наш современник» (1971-72), позднее — в отделе литературы и искусства журнал «Студенческий меридиан» (1973-77).
       Прозу начал печатать с 1973.
       В 1977 вступил в СП. Секретарь СП Москвы (1991-94). Один из инициаторов и участников группы «Апрель». Был членом редколлегии журнала «Советская литература» (на иностранном языке.), редакционного совета журнала «Урал» (до 1999), общественного совета журнала «Октябрь». Член исполкома русского ПЕН-центра (1989-99).
       Курчаткин — автор повестей «Газификация» (1981), «Веснянка» (1989), «Записки экстремиста» (1990), романов «Вечерний свет» (1980), «Стражница» (1993), «Радость смерти» (2000). Творчество Курчаткин квалифицируется в критике как «проза сорокалетних» (термин В. Бондаренко), к которой причисляются также В.Маканин, А.Ким, Р.Киреев и др., и в значительной мере отражает основные тенденции развития этой генерации совр. русской прозы. Ведущими составляющими этой литературы становятся своеобразие героя (т.н. «безопорного») и особенность позиции автора («непроявленность»).
       Так, герой Курчаткина — современный человек, амбивалентный и маргинальный, разрываемый противоречиями, страдающий от одиночества и «ищущий человека», погрязший в безнравственной мгле и нащупывающий путь к просветлению, жаждущий истины и живущий фантомами. Если герои-современники «деревенской прозы» могли опереться на народно-национальную (крестьянскую) традицию, если герои-ровесники «городской прозы» искали опору в культурно-интеллектуальном наследии прошлого, то герой Курчаткина оказался без «почвы», без опоры, без идеала и ориентира. Таковы ведущие персонажи его рассказов (например, «Фома из нашего двора», 1986), повестей («Веснянка» и др.) и романов («Вечерний свет» и др.).
       С другой стороны, позиция автора в прозе Курчаткина (так же как и другие «сорокалетних») отличается внешней «непроявленностью», «независимостью», «невмешательством»: снятость полярной маркированности и безоценочность героев и ситуаций, приятие окружающего «как есть» позволяло автору усилить ощущение конфликтности и беспринципности совр. жизни, обозначить нравственный «разлом», произошедший в мире.
       Ранняя проза Курчаткина собрана в сборники рассказов — «Семь дней недели» (1977) и «Переход в середине сезона» (1978). Интересная тематически, она явилась началом утверждения особой авторской манеры, отразила поиски его своеобразного стиля и языка.
       Положительный критический и читательский отклик получил сборник «Через Москву проездом» (1981), в котором ярко проявились основные черты писательского универсума Курчаткина.
       Создавая свои рассказы и повести преимущественно в реалистической манере, Курчаткин не чужд условности и даже фантастичности. Критика отмечает близость Курчаткина приемам художественного письма Г.Уэллса и Ф.Кафки (В.Агеносов, П.Богдан). В этом проявилось характерное для поколения 1950-70-х стремление к аллюзивности и реминисцентности письма, к «защитной реакции» времени андеграунда и диссидентства.
       Условность письма, ощутимая на уровне приема (а нередко и тематической заданности) уже в ранних рассказах (например, «В поисках почтового ящика», 1967), в отдельных произведениях перерастает в «антиутопическую тенденцию», наиболее отчетливо проявившуюся в повести «Записки экстремиста». Герои Курчаткина, стремящиеся уйти от «социального кодекса» своего времени, чуждые насильственным тенденциям современного общества, оказавшись в условиях самоизоляции (в художественной реальности сюжета — попытка строительства линии метро), «бессознательно» строят образец еще более страшной и трагичной, чем «наверху», «подземной» системы.
       Приметы «горбачевского времени» нашли свое злободневное отражение («поэтика масскультуры») в романе «Стражница» (1993): в стремлении героев «перестроить» себя, время и социум отчетливо обнаруживает себя иронико-трагическая обреченность, неспособность и неготовность — «малость» совр. человека-творца.
       Над романом «Радость смерти» Курчаткин работал почти 10 лет. Героями «эпопеи <...> о тотальном ужасе российского существования» становятся реальные лица, фамилии которых означены в тексте инициалами: Елизавета С., Георгий М., Славик Ш., Анатолий К. (авторский персонаж) и др., и за этим приемом — не только «документальность», но и элемент типизации, стремление к уподоблению и всеобщности. Смерть — основной мотив романа, состоящего из 9 частей, в каждой из которых смерть красиво, величественно, фантастично, справедливо и неизбежно настигает героев. Обращает на себя внимание «нарушение» гуманистической традиции русской литературы, однако за «холстами» художника прочитывается не «любование» смертью, а скрытая, глубинная тревога за утраченную жизнь. Судьбы героев становятся иллюстрацией к истории страны — от революции и Отечественной войны до сегодняшнего дня, живописными мазками, отразившими в себе угасание «света» и приближение «тьмы». «По сути, весь его роман — это <...> карусель Дантова ада» (А.Королев).
       Отличительную особенность творчества Курчаткина составляет не только блеск рассказового мастерства, тонкое владение формой, изящество стиля и изысканность манеры, но и глубина постижения человеческой психологии, умение проникнуть в скрытые и сокровенные, потаенные уголки души героя, способность постичь и худож. отразить добро и зло, свет и тьму, духовность и порочность «цельной» личности, детерминированные не столько обстоятельствами внешнего социума, но внутренней природой самого человека.
       Курчаткин — лауреат премии журнала «Знамя» (1993), СП Москвы «Венец» (2001), выдвигался на «Буккера»-2001 («long-list»).
       Проза Курчаткин переведена на немецкий, французский, английский, болгарский, польский, чешский, японский, китайский, корейский и другие языки.

Соч.:
       Семь дней недели. М., 1977;
       Переход в середине сезона. М., 1978;
       Через Москву проездом. М., 1981;
       Повести и рассказы. М., 1988;
       Вечерний свет. М., 1989;
       Портрет романтического молодого человека. М., 1991;
       Записки экстремиста. М., 1993;
       Радость смерти. М., 2001.

Лит.:
       Чупринин С. На развороте судьбы: Заметки о прозе А.Курчаткина // Литературная учеба. 1981. №6;
       Вирен Г. Предупреждение // Октябрь. 1986. №11;
       Иванова Н. Пейзаж после битвы // Знамя. 1993. №9;
       Агеносов В., Богдан П. <Курчаткин А. Н.> // Русские писатели XX в.: Биографический словарь / главный ред. П.Николаев. М., 2000;
       Галантер В. Писатели украсились «венцами» // Вечерняя Москва. 2001. 27 апр.;
       Королев А. Жизнь инициалов: О радости смерти в прозе Анатолия Курчаткина // Литературная газета. 2001. №41. 10-16 окт.

О.В.Богданова



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:44:56 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"