|
Куняев Станислав Юрьевич
[27.11.1932, г.Калуга]
— поэт, критик, литературовед, публицист.
Родился в интеллигентской семье: мать была врачом, а отец, погибший во время
ленинградской блокады, работал преподавателем истории. Куняев хорошо знает свою
родословную: «По материнской линии моя родня происходит из калужских деревень
Лихуны и Петрово. Дед был сапожником, а бабка — крестьянкой. Она, собственно, и
растила меня до войны (покамест мать с отцом учились и работали в разных концах
нашей земли)... Брат деда, Алексей, работая учителем в Олонецкой губернии,
писал стихи народнического, "надсоновского" толка и вместе со ссыльными
революционерами занимался просветительской работой среди крестьян в
окрестностях Петрозаводска.
В 1919 году Олонецкий губернский отдел народного образования издал книгу
"Стихотворения народного учителя Алексея Николаевича Куняева" <...> дед в 1914
году построил на пожертвования нижегородцев больницу, которой заведовал вплоть
до 1920 года. В этой же больнице работала медсестрой моя бабка — Наталья
Алексеевна Покровская. Когда во время Гражданской войны в Поволжье вспыхнули
очаги тифа, дед стал одним из главных организаторов борьбы с эпидемией, в конце
концов заразился сам и умер, как врач, на посту. До 1931 года на фасаде
больницы, и по сей день возвышающейся на речном откосе, висела мемориальная
доска с надписью "Больница имени доктора Куняева"» (Свободная стихия. С. 7-9).
В северном с. Пыщуг Куняев окончил 4 класса начальной школы. Здесь же стал
сочинять стихи. Его первое стихотворение, посвященное войне, было помещено в
стенной газете. Дальнейшие детские годы и юность Куняев прошли в Калуге, где он
прожил до начала 1950-х.
В 1951 будущий поэт поступил в Московский авиационный институт, однако через
год он оказался на филологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова: «В
Литературный институт не пошел — считал, что поэту нужно солидное гуманитарное
образование» (Свободная стихия. С.11). Будучи студентом, посещал литературное
объединение, которым руководил П.Г.Антокольский. Свои стихи Куняев впервые
опубликовал в 1956.
Окончив МГУ в 1957, Куняев отправился по распределению в г.Тайшет, где 3 года
проработал в районной газете К., как и другие молодые литераторы, был охвачен
романтикой конца 1950-х — начала 1960-х. На сибирской земле рождались стихи,
которые составили первую книгу Куняева «Землепроходцы», изданную в Калуге в
1960, когда он уже вернулся из Сибири в Москву, и положительно оцененную
критиками (см.: Дмоховский А. Есть романтика! // Литература и жизнь. 1960. 7
окт.; Жаданов Л. Связь времен // Литературная газета. 1961. 19 сект.; Коржев В.
Добрый запев // Сибирские огни. 1961. №5. С.189-190). Поселившись в Москве,
Куняев целиком отдался литературному творчеству.
С 1961 — член СП СССР. Некоторое время он работал в журнале «Знамя», много
путешествовал по стране. Полученные впечатления отражались в его поэзии. Куняев
активно выступал со своими стихами на страницах газет и журналах. Его
одаренность была вскоре отмечена признанными мастерами (например,
М.А.Светловым, Я.В.Смеляковым, М.К.Лукониным, Б.А.Слуцким).
Творческая зрелость пришла к Куняев во второй половине 1960-х, когда он «как
поэт почувствовал себя национальным» (Русские сны: стихотворения. М., 1990.
С.94; стих. 1965 «Опять скандал: расколотый фужер...»). Он ярко заявил о себе
как приверженец «тихой» гражданской лирики («Я живу, как наше государство...»,
1978). Его идейно-эстетические устремления имели национально-патриотическую,
«почвенническую» окраску.
В 1960-70-е у Куняев вышло немало стихотворных сб.: «Звено» (М., 1962), «Метель
заходит в город» (М., 1966), «Ночное пространство» (М., 1970), «Золотые холмы»
(Тбилиси, 1971), «Избранная лирика» (М., 1971), «В окруженье порожистых рек»
(Душанбе, 1972), «На краю небесных гор» (Фрунзе, 1972), «Вечная спутница» (М.,
1973), «В сентябре и в апреле...» (М., 1975), «Свиток» (М., 1976), «Рукопись»
(М„ 1977), «Глубокий день» (М., 1978), «По белому свету» (Иркутск, 1978),
«Избранное» (М., 1979). Куняев относится к «шестидесятникам», близок к таким
поэтам и прозаикам, как Н.М.Рубцов, Ю.П.Кузнецов, В.Н.Соколов, А.К.Передреев,
В.М.Шукшин, В.И.Белов, В.Г.Распутин и др. Многое роднило Куняев с
литературоведом и историком В.В.Кожиновым. В начале 1970-х один изкритиков
справедливо заметил: «...все егоглавные стихи — это раздумья о человеческой
судьбе, о ее неразрывном единении с Родиной: со всей огромной Россией и со
своимиродными местами, со своей округой, наделенной неповторимыми
щемяще-дорогимичертами...» (Дмитриев О. [Предисл. к подборке стихов С.Куняева]
// Мы — молодые / сост. В.Гейдеко, И.Купцов. М., 1973. Вып.3. с.203).
Размышляя над своей творческой судьбой, Куняев в конце 1970-х писал: «Как
научиться говорить о времени и о себе, не впадая ни в актерский эстрадный
пафос, ни в ироническое очернительство, ни в мертвенную декларативность,
подтверждая слово судьбою? В конце концов в разговорах, спорах, заблуждениях и
прозрениях шестидесятых годов, на которые пришлось творческое созревание моего
поколения, многие из нас пришли к мысли о том, что живую воду поэзии надо
черпать из двух рек — Жизни и Традиции» (Свободная стихия. С.10-11,12-13). С
течением времени в поэзии Куняев постоянно нарастали внутренняя энергия,
идейная насыщенность и весомость образов, что заметно расширяло границы его
худож. мира и укрупняло его собственное «я».
Постоянно развиваясь и обладая смелостью и умением признаваться в собственных
заблуждениях и ошибках и отказываться от «неграмотных формул своих» (таких,
например, как тезис 1959: «Добро должно быть с кулаками, / Добро суровым быть
должно...» // Избранные произведения: В 2 т. Т.1. С.75, 26), К. верен своему
творческому и гражданскому предназначению. В его поэзии 1980-90-х, ставшей
философичнее и масштабнее, по-прежнему ведется острый и нелицеприятный разговор
о подлинных и мнимых ценностях, о нравственном здоровье нации, о непростых
судьбах России и русской культуры, о месте человека в истории, о его
ответственности перед грядущими поколениями. Подтверждают это стихотворные
сборники Куняев: «Отблеск» (М., 1981), «Солнечные ночи» (М., 1981), «Путь» (М.,
1982), «Липы Загородного Сада» (Тула, 1983), «Озеро Безымянное» (М., 1983), «По
белому свету» (М., 1983), «Пространство и время» (М., 1985), «Мать сыра земля»
(М., 1988), «Русские сны: стихотворения» (М., 1990), «Высшая воля: Стихи
смутного времени, 1988-1992 гг.» (М., [1992]), «Сквозь слезы на глазах» (М.,
1996) и др.
Стихи последнего времени, появляющиеся на страницах газет и журналов,
отличаются острой публицистичностью, литературно-общественной и
мировоззренческой полемичностью, неприкрытой оппозиционностью, гражданской
«злостью», что объясняется сложностью и противоречивостью исторического
момента, переживаемого страной начиная с середины 1980-х. Куняев не скрывает
своего презрения к политикам-хамелеонам, историкам-перевертышам,
писателям-конъюнктурщикам. На некоторых популярных собратьев по перу он смотрит
как на «литературную шпану»: «Литературная шпана, / езжайте в Лондон иль в
Айову, / не лезьте в душу Шукшина / и не мешайте спать Рубцову» (Русские сны:
стихотворения. С. 76).
Куняев автор целого ряда поэм и лирических хроник: «Восточная дуга» (1974-78),
«Солнечные ночи» (1978), «Голоса с Куликова поля» (1980), «Калужская хроника»
(1968-87), «Хроника 50-х годов» (1973), «Карабахская хроника» (1973),
«Тунгусская хроника» (1974) и др. Душа поэта с особой силой раскрывается в
таких его значительных произведениях, как «лирическая хроника» «Русские сны»
(1986) и «Памяти моей матери».
Немало времени Куняев отдавал переводческой работе: благодаря ему по-русски
«заговорили» многие поэты бывшего Советского Союза (Куняев переводил с
грузинского, украинского, киргизского, армянского, таджикского, аварского,
татарского, литовского, абхазского, бурятского и другие языки).
Среди многочисленных переводов К. особо выделяется «вольный перевод» с
латинского оригинала поэмы «Песнь о зубре», написанной в начале XVI в. поэтом
славянского Возрождения Николаем Гуссовским. В своих заметках о Гуссовском и
его поэме Куняев сумел высказать целый ряд оригинальных, новаторских суждений и
оценок.
В 1970-90-е Куняев пробовал свои силы и в прозаических жанрах. Его повести и
рассказы («Охотничья осень», 1979; «Возвращение», «Пускай рожает», «Пора
расставаться», все — 1982; «Святая вода», «"Орднунг" — то есть порядок»,
«Последнее дыхание», «Средь шумного бала...», все — 1990; цикл «калужских
рассказов» «Дело душевное», 1997, и др.) были замечены и читателями, и
критиками. Перу поэта принадлежит также большое количество очерков и
публицистических статей на самые разные темы.
Осенью 1989 Куняев стал главным редактором ж. «Наш современник», название
которого ко многому обязывает: «...мы стараемся, чтобы острота событий
сегодняшнего дня не застила прошлое, не уводила от честных прогнозов на
будущее. Наши позиции неизменны: любовь и боль России. <...> Мы отстаивали и
будем отстаивать народные идеалы, возрождать утраченные и забытые имена в
истории российской культуры, философской и политической мысли, вести
бескомпромиссную борьбу за высокую нравственность народа, за сохранение
памятников культуры, отчей земли, рек, озер, славных воинских традиций. Если
это и есть консерватизм (слово это, кстати, переводится как "охрана", "защита",
"спасение"), то я — за него» (Современен ли «Наш современник»? Беседу [с
С.Ю.Куняевым] вел В.Казаков // Красная звезда. 1989. №291. 20 дек. С.4).
Та основательная «филологическая закваска», которую он получил в МГУ и которая
когда-то казалась молодому поэту лишней, обременительной, потребовалась Куняеву
довольно скоро. Критические и историко-литературные статьи Куняева содержат
немало оригинальных и глубоких суждений о творчестве как классиков (А.С.Пушкин,
М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, А.К.Толстой, А.А.Блок и др.), так и самых разных
представителей советской поэзии (Н.А.Заболоцкий, Я.В.Смеляков, М.К.Луконин,
Н.М.Рубцов, Е.М.Винокуров, В.Н.Соколов, А.К.Передреев, Б.Ш.Окуджава,
В.А.Солоухин, И.И.Шкляревский, Ф.И.Чуев, В.В.Коротаев, Э.А.Портнягин и др.). В
своих оценках тех или иных литературных явлений Куняев не боится быть
субъективным: «Каждый из людей, связавших свою судьбу с литературой, интересен
именно тем, что общую и единую для беспристрастного историка литературную жизнь
он видит, судит и славит по-своему» (Свободная стихия. С.16). Начиная с 1960-х
критическое слово Куняева весомо вторгалось в самые острые споры, будь то
знаменитая дискуссия «Классика и мы», разговор о теме гражданственности в совр.
поэзии, о некрасовских традициях в ней, о бытовании поэзии вообще, о переводах
или обсуждение проблем книжной торговли.
Особенно много страниц Куняев посвятил жизни и творчеству С.А.Есенина. В
течение трех десятилетий Куняев шел к большой книге о Есенине, которая увидела
свет в 1995, когда отмечалось 100-летие со дня рождения великого русского
поэта. Над книгой «Божья дудка. Жизнеописание Сергея Есенина» (Наш современник.
1995. №3-9) он самоотверженно работал вместе с сыном — С.С.Куняевым.
Определяя жанр фундаментального повествования о Есенине, Куняев счел
необходимым подчеркнуть: «Это не роман, а именно жизнеописание, завершающее
все, что мы узнали о поэте, его друзьях, "о страшных летах России", которые
продолжаются...» ([Предисл.] // Наш современник. 1995. №3. С.6). Книга «Сергей
Есенин» (1997) — это правдивая документальная биография поэта, построенная на
огромном количестве архивных материалов и лишенная всяких идеологических догм.
Начиная с середины 1990-х (особенно после завершения работы над книгой о
С.А.Есенине) Куняев явно охладевает к поэтическому творчеству. На встречах с
читателями (а журнал «Наш современник» довольно широко практикует их) он не раз
признавался, что новых стихов не сочиняет. И действительно, в последние годы
новые стихотворные произведения Куняева почти не появлялись в печати (да и
раньше, в далекие 1960-е, у поэта иногда вырывалось: «Стихи не радуют меня...»
// Русские сны: стихотворения. С.90). Всю свою энергию Куняев теперь отдает
журналу «Наш современник», публицистическим выступлениям, литературной критике
и мемуарному жанру.
Трехтомник Куняева «Поэзия Судьба. Россия», эпиграфом к которому стала строка
из стихотворений А.С.Пушкина 1836 «Была пора: наш праздник молодой...»: «Чему,
чему свидетели мы были...»,— это книга «о времени и о себе», своеобразная
энциклопедия литературной и общественной жизни страны на протяжении последнего
полувека.
Поясняя слагаемые своего замысла, Куняев признался: «Хотел показать русского
человека на протяжении второй половины XX века, его характер, многогранную
натуру, рассказать о всем ее многообразии. Рассказать не только и не столько о
нашей интеллигенции, так называемой элите, которая во многом вела себя подло по
отношению к России и ее народу. Я делал книгу о русских людях. Показал тайны
русской судьбы с ее героическими взлетами и трагическими падениями. Попытался
показать то, что называется русским миром» (Цит. по: Виноградов В. Остров души:
Станислав Куняев — о времени и о себе // Правда. 2001. №82. 26 июля. С.2).
Как и следовало ожидать, столь масштабная работа Куняева вызвала много откликов
в печати (их диапазон — от восторженных похвал до яростных нападок). Если
оппозиционные, национально-патриотические газеты и журналы приветствовали
«Книгу воспоминаний и размышлений» Куняев, то со страниц либеральной,
«демократической» прессы в адрес их автора раздавалось немало колких замечаний
и резких упреков.
В дек. 2000 за двухтомник «Поэзия. Судьба. Россия» и книгу «Сергей Есенин»
Куняев была вручена литературная премия «России верные сыны», учрежденная
исполкомом Общероссийского политического общественного движения «Сыны России».
Две первые книги мемуаров принесли их автору и еще одну награду: в начале июня
2001 Куняев получил Большую литературную премию России за 2000 (совместное
решение СП России и Акционерной компании «АЛРОСА»).
Произведения Куняев переведены на ряд славянских яз.: болгарский, чешский,
словацкий и др.
Куняев — лауреат Государственной премии РСФСР им. М.Горького (1987) за книгу
критических и публицистических статей «Огонь, мерцающий в сосуде...» (М.,
1986).
Награжден орденами Дружбы народов и «Знак Почета».
Соч.:
Свободная стихия. М., 1979 (Б-ка «О времени и о себе»);
О Русь, взмахни крылами...: Поэты есенинского круга / сост. С.Ю.Куняев,
С.С.Куняев; вступ. статья С.Ю.Куняева. М., 1986;
О Русь, взмахни крылами...: Поэты есенинского круга / сост. С.Ю.Куняев,
С.С.Куняев; вступ. статья С.Ю.Куняева. М., 1987;
Избранные произведения: в 2 т. / вступ. статья Л.Г.Барановой-Гонченко. М.,
1988;
Огонь, мерцающий в сосуде...: Книга критических и публицистических статей о
литературе, культуре и искусстве. М., 1989 (Лауреаты Государственной премии
РСФСР им. М.Горького);
Времена и легенды. М., 1990 (Диалог со временем);
Не сотвори себе кумира. Статьи и дневники эпохи перестройки. Саратов, 1990;
Не сотвори себе кумира. Статьи и дневники эпохи перестройки. Иркутск, 1990;
Средь шумного бала...: Повести, рассказы, публицистика. М., 1996;
Сергей Есенин [соавт. с С.С.Куняевым]. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1997. (ЖЗЛ);
Поэзия. Судьба. Россия: в 2 кн. Кн. 1: Русский человек. Кн. 2: ...Есть еще
океан М., 2001;
Поэзия. Судьба. Россия. Кн. 3: Шляхта и мы. М., 2002.
Лит.:
Смирнов К. Дороги приводят к людям // Навстречу будущему: Сб. статей молодых
критиков. М., 1962. С.282-303;
Макаров А.Н. Снимок характера // Москва. 1963. №1. С.212-213;
Митин Г.А. Счастливая судьба русской музы // Знамя. 1972. №9. С.244-247;
Огнев В.Ф. Становление таланта: Статьи о поэзии. М., 1972. С.36-41;
Шаповалов М. Светится родная вязь... // Молодая гвардия. 1972. №7. С.310-313;
Чупринин С.И. Между домом и миром // Дружба народов. 1978. №11. С.270-271;
Костров Вл. Строки, подтвержденные судьбой // Молодая гвардия. 1979. №4.
С.296-297;
Семёнов В.С. Слияние судьбы и слова // Молодая гвардия. 1980. №7. С.311-315;
Глушкова Т. М. Образ поэта — образ критика // Литературное обозрение. 1980. №8.
С.63-67;
Баранова-Гонченко Л.Г. Предначертанный юностью путь... // Литературное
обозрение. 1983. №4. С.39-41;
Баранова-Гонченко Л.Г. За всех и ради всех. М., 1987. С.27-49;
Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М., 1990. С.234-242;
Кожинов В.В. Полнокровность поэтического мира // Москва. 1992. №9-10.
С.130-132;
Личутин В.В. Терзания по золотом народе: Трезвые уроки Станислава Куняева //
Завтра. 1996. №6. Февр. С.6; №7. Февр. С.7;
Аннинский Л.А. Средь шумного бара... // Дружба народов. 1997. №7. С.217-222;
Бобров А.А. Выстоим или умрем непобежденными: К 70-летию Станислава Куняева //
Парламентская газ. 2002. №226. 27 нояб. С.8;
Чалмаев В.А. В огне скорбей: К 70-летию Станислава Куняева // Советская Россия.
2002. №135. 28 нояб. С.7;
Бондаренко В.Г. Русский лик патриотизма. М., 2003.
П.В.Бекедин
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|