|
Гладилин Анатолий Тихонович
[21.8.1935, Москва]
— прозаик.
Окончил школу в Москве в 1953.
Яркое представление о юности Гладилина дают такие его произведения, как повесть «Хроника времен Виктора Подгурского», роман «История одной компании», герои которых завершили среднее образование в памятный год смерти Сталина. Подобно своему персонажу Виктору Подгурскому, Гладилин, потерпев неудачу на вступительных экзаменах в вуз, работал электриком в научно-исследовательском институте.
В 1954-1958 учился в Литературном институте им. Горького. Публикация в 1956 «Хроники времен Виктора Подгурского» принесла Гладилину широкую известность и положила начало т.н. «исповедальной прозе». Как и в последующих книгах «исповедальщиков» (к их числу тогдашняя критика относила Г.Садовникова, В.Московкина, Л.Жуховицкого, А.Кузнецова, В.Аксёнова), героем повести Гладилина стал молодой мечтатель, для которого вступление в самостоятельную жизнь совпало с началом «оттепели» в общественной жизни конца 1950-х - начала 1960-х.
Не сумев поступить в институт, Виктор Подгурский надолго потерял уверенность в себе. Постепенно, однако, герой обретает спокойствие, поступает на работу, все в его жизни налаживается. По сути дела, Гладилин воспроизвел сюжетную схему широко распространенного в те годы «производственного» романа о молодом герое: первые неудачи и разочарования, а затем начало трудовой жизни и духовное мужание под влиянием коллектива. Однако сходство здесь кажущееся. В центре внимания Гладилина частная жизнь героя, а не его общественно-полезная деятельность, отсюда и совершенно иная, чем в тогдашней «официальной» литературе, система ценностных ориентации. Неудача на экзаменах для Подгурского оборачивается в какой-то мере благом: он внезапно выпадает из отлаженного механизма, оказывается вне системы — один на один с самим собой. «Безделье», за которое упрекают Виктора окружающие, приносит чувство свободы и способность самостоятельно размышлять. Все переживания и поступки героя носят подчеркнуто приватный характер. Подгурский не хочет знать текущей перед ним общественной жизни — он не читает газет, а о радиоприемнике говорит, что самая полезная его деталь — выключатель.
Следующим этапным произведением Гладилина стала также рассказывающая о самоопределении молодого героя повесть «Бригантина поднимает паруса» (1957). Вся она, начиная с эпиграфа, строится как спор с бытовавшими в те годы расхожими книжными представлениями о реальности, с казенным оптимизмом передовиц. Как и в «Хронике...», Гладилин берет за основу стандартное сюжетное построение очерка-штампа «о юноше, которому было поначалу трудно, но под влиянием общественности он преодолел эти трудности». Но если в первой повести полемика с шаблоном скрыта в подтексте, то в «Бригантине...» она становится важнейшим стилеобразующим фактором. Пронизанное иронией повествование построено на контрасте казенноофициальной мифологии и подлинной жизни. В то время Гладилин, подобно большинству своих современников, критиковал не столько содержание официальной идеологии, сколько ее формы, стремясь вернуть девальвированным ценностям изначальную чистоту. Плакатному несуществующему энтузиазму в повести противопоставляется подлинный задор молодых строителей, казенному патриотизму — искренняя любовь к советской власти и т.д. Тем не менее ирония Гладилин, в зоне которой оказывается буквально все, придает многим его произведениям амбивалентный характер. Так, повесть «Вечная командировка» (1962) на первый взгляд воспевает подвиги майора контрразведки Краминова, борца с расхитителями социалистической собственности и диссидентами. Однако в повествовании о безупречном чекисте ощущается и привкус пародии.
В романе «История одной компании» (1965) речь идет о судьбе неудачника. Все приятели Руслана Звонкова взрослеют, добиваются благополучия, только ему, вечному ребенку, не везет ни в карьере, ни в любви. Он не заканчивает институт и работает шофером, а потом слесарем. Окончательно ломается его жизнь после ухода любимой женщины к преуспевающему приятелю. Опустошенный Звонков опускается, начинает пить. Основной причиной драмы героя оказывается изменившаяся общественная ситуация: «оттепель» закончилась, жизнь стала трезвой и прагматичной, наивная доброта Руслана больше никому не нужна, и он обречен на одиночество.
С конца 1960-х Гладилин обращается к исторической беллетристике. В серии «Пламенные революционеры» были опубликованы роман «Евангелие от Робеспьера» (1970) и «Сны Шлиссельбургской крепости. Повесть об Ипполите Мышкине» (1974).
С 1972 отдельные произведения Гладилина публикуются за рубежом, в 1976 писатель эмигрирует в Париж, где становится одним из ведущих сотрудников русской службы Парижского отделения радио «Свобода». Зарубежный период жизни Гладилина освещен в романе «Меня убил скотина Пелл» (1991), где писатель отказывается от какой бы то ни было идеализации эмигрантской «третьей волны».
Соч.:
Идущий впереди. М., 1958;
Бригантина поднимает паруса. М., 1959;
Песни золотого прииска. М., 1960;
Вечная командировка. М., 1962;
Евангелие от Робеспьера. М., 1970;
Сны Шлиссельбургской крепости. Повесть об Ипполите Мышкине. М., 1974;
Два года до весны. М., 1975;
ФССР. Французская Советская Социалистическая республика. Нью-Йорк, 1985;
Меня убил скотина Пелл. М., 1991;
Беспокойник. М., 1992.
Лит.:
Соловьева И. Материал и прием // Новый мир. 1963. №4;
Аннинский Л. Ядро ореха. М., 1965;
Чудакова М., Чудаков А. Современная повесть и юмор // Новый мир. 1967. №7;
Белова И. Поколение, потерявшее своих прозаиков // Синтаксис. 1983. №11;
Соколов Б. Горькая исповедь // Независимая газета. 1992. 26 авг. С.8.
А.О.Большев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|