Гладилин Анатолий Тихонович
|
Другие персоны с фамилией Гладилин
Другие персоны с именем Анатолий Кто родился в этот день 21.08 Кто родился в этот год 1935 |
[21.8.1935, Москва]
— прозаик.
Окончил школу в Москве в 1953.
Яркое представление о юности Гладилина дают такие его произведения, как повесть «Хроника времен
Виктора Подгурского», роман «История одной компании», герои которых завершили среднее образование
в памятный год смерти Сталина. Подобно своему персонажу Виктору Подгурскому, Гладилин, потерпев
неудачу на вступительных экзаменах в вуз, работал электриком в научно-исследовательском институте.
В 1954-1958 учился в Литературном институте им. Горького. Публикация в 1956 «Хроники времен Виктора
Подгурского» принесла Гладилину широкую известность и положила начало т.н. «исповедальной прозе».
Как и в последующих книгах «исповедальщиков» (к их числу тогдашняя критика относила Г.Садовникова,
В.Московкина, Л.Жуховицкого, А.Кузнецова, В.Аксёнова), героем повести Гладилина стал молодой
мечтатель, для которого вступление в самостоятельную жизнь совпало с началом «оттепели» в
общественной жизни конца 1950-х - начала 1960-х.
Не сумев поступить в институт, Виктор Подгурский надолго потерял уверенность в себе. Постепенно,
однако, герой обретает спокойствие, поступает на работу, все в его жизни налаживается. По сути дела,
Гладилин воспроизвел сюжетную схему широко распространенного в те годы «производственного» романа
о молодом герое: первые неудачи и разочарования, а затем начало трудовой жизни и духовное мужание
под влиянием коллектива. Однако сходство здесь кажущееся. В центре внимания Гладилина частная
жизнь героя, а не его общественно-полезная деятельность, отсюда и совершенно иная, чем в тогдашней
«официальной» литературе, система ценностных ориентации. Неудача на экзаменах для Подгурского
оборачивается в какой-то мере благом: он внезапно выпадает из отлаженного механизма, оказывается вне
системы — один на один с самим собой. «Безделье», за которое упрекают Виктора окружающие, приносит
чувство свободы и способность самостоятельно размышлять. Все переживания и поступки героя носят
подчеркнуто приватный характер. Подгурский не хочет знать текущей перед ним общественной жизни —
он не читает газет, а о радиоприемнике говорит, что самая полезная его деталь — выключатель.
Следующим этапным произведением Гладилина стала также рассказывающая о самоопределении
молодого героя повесть «Бригантина поднимает паруса» (1957). Вся она, начиная с эпиграфа, строится как
спор с бытовавшими в те годы расхожими книжными представлениями о реальности, с казенным
оптимизмом передовиц. Как и в «Хронике...», Гладилин берет за основу стандартное сюжетное построение
очерка-штампа «о юноше, которому было поначалу трудно, но под влиянием общественности он
преодолел эти трудности». Но если в первой повести полемика с шаблоном скрыта в подтексте, то в
«Бригантине...» она становится важнейшим стилеобразующим фактором. Пронизанное иронией
повествование построено на контрасте казенноофициальной мифологии и подлинной жизни. В то время
Гладилин, подобно большинству своих современников, критиковал не столько содержание официальной
идеологии, сколько ее формы, стремясь вернуть девальвированным ценностям изначальную чистоту.
Плакатному несуществующему энтузиазму в повести противопоставляется подлинный задор молодых
строителей, казенному патриотизму — искренняя любовь к советской власти и т.д. Тем не менее ирония
Гладилин, в зоне которой оказывается буквально все, придает многим его произведениям амбивалентный
характер. Так, повесть «Вечная командировка» (1962) на первый взгляд воспевает подвиги майора
контрразведки Краминова, борца с расхитителями социалистической собственности и диссидентами.
Однако в повествовании о безупречном чекисте ощущается и привкус пародии.
В романе «История одной компании» (1965) речь идет о судьбе неудачника. Все приятели Руслана
Звонкова взрослеют, добиваются благополучия, только ему, вечному ребенку, не везет ни в карьере, ни в
любви. Он не заканчивает институт и работает шофером, а потом слесарем. Окончательно ломается его
жизнь после ухода любимой женщины к преуспевающему приятелю. Опустошенный Звонков опускается,
начинает пить. Основной причиной драмы героя оказывается изменившаяся общественная ситуация:
«оттепель» закончилась, жизнь стала трезвой и прагматичной, наивная доброта Руслана больше никому
не нужна, и он обречен на одиночество.
С конца 1960-х Гладилин обращается к исторической беллетристике. В серии «Пламенные
революционеры» были опубликованы роман «Евангелие от Робеспьера» (1970) и «Сны Шлиссельбургской
крепости. Повесть об Ипполите Мышкине» (1974).
С 1972 отдельные произведения Гладилина публикуются за рубежом, в 1976 писатель эмигрирует в
Париж, где становится одним из ведущих сотрудников русской службы Парижского отделения радио
«Свобода». Зарубежный период жизни Гладилина освещен в романе «Меня убил скотина Пелл» (1991), где
писатель отказывается от какой бы то ни было идеализации эмигрантской «третьей волны».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх