Мирошниченко Надежда Александровна [03.07.1943]

Мирошниченко Надежда Александровна
       [3.7.1943, Москва]
       — поэт.
       Родилась в семье партийного работника. Первые шаги в поэзию сделала благодаря матери, обладавшей литературным талантом и развившей любовь к творчеству в своих детях. Почувствовав внутренний надлом в русском обществе, прозрев разобщенность людей, Мирошниченко, по ее собственному признанию, уже с 13 лет задалась целью выразить в своей поэзии русского человека в его идеале. Первая публикация — в газете «Красное знамя» (1961. 12 февр.), где были помещены стихи начинающей поэтессы о детстве. Первая подборка стихов — в коллективном сборнике «Перекличка» (Сыктывкар, 1966). Окончила филологический факультет Коми государственного педагогического института. Работала в республике Коми учителем английского языка, журналистом в местных республиканских газет, редактором на телевидении.
       С 1981 — член СП СССР.
       В 1998 становится секретарем Коми отделения Всемирного русского народного собора.
       С 2002 — доцент кафедры по связи с общественностью гуманитарного факультета Ухтинского государственного технического университета.
       Основополагающее влияние на ее творчество оказала русская классическая поэзия, и в особенности А.С.Пушкин. Поэтическое мышление сформировалось во многом под воздействием учителя и друга — поэта, публициста и литературоведа С.Куняева.
       Став автором 2 поэтических книг «Назовите меня по имени» (1975) и «Отрывок» (1980), Мирошниченко была доброжелательно встречена в литературном мире. С.Куняев в статье «Самой себя достойнее и выше...» отметил, что стихи М. вдохновляют «высоким настроем сердца и души, "летучей" интонацией, открытостью, откровенностью по отношению к миру» (Куняев С.— С.101). Мирошниченко печаталась в журнале «Наш современник», «Медный всадник», «Академия поэзии», «Роман-журнал. XXI век», «Арт».
       Основные чувства-темы, питающие поэзию Мирошниченко,— любовь к Родине, любовь к близким людям, женское и материнское начало. Они органично сопрягаются и с темами истории, природы. По словам Г.Красникова, который в 1987 писал о необыкновенной творческой свободе Мирошниченко, «она — не пришла, она — влетела, ворвалась, чтобы от корки до корки, до предела, до донышка, прожить, прочувствовать, пропустить через себя, через свои чувства, эту жизнь и нам передать свою прекрасную неутоленность, свой захлеб, восторг, свое восхищение, свое опьянение жизнью и наступающее затем горькое отрезвление!..». Ее способность «написать обо всем» произрастает из тонкого умения чувствовать скрытую внутреннюю мелодию жизненных сюжетов. «В каждом ее стихотворении — чудесная интонация, виртуозный музыкальный рисунок. После ее стихов жизнь из немого кино превращается в озвученное, интонационно-яркое, разнообразное действо. "...Я умела жить без жалоб, / чем и дорожу, / к кому сердце не лежало, / с тем и не дружу. / Перед сплетней устояла, / в ведьмы не пошла. / Все, что в жизни потеряла, / в жизни и нашла"» (Красников Г. Когда остановилось время. С.312).
       Стихи Мирошниченко объединяет оригинальность и точность образного строя, говорящего о чуткой остроте восприятия бытия.
       В 1996 сыктывкарское издательство выпускает стихотворный сборник Мирошниченко «Русское сердце», вобравший в себя стихи разных лет. Критик отмечал, что поэзия Мирошниченко — «это сильная лирическая энергия женской души России. Энергия стремительная, яркая, волевая, цельная в созидательной запрограммированности на любовь — к мужчине ли, к ребенку, к домашнему очагу, к Родине. Энергия, можно сказать, гиперпассионарная, жертвенная, не терпящая никакой пассивности. Только голосом совестливости поверяющая свою правоту: "За то, что белый свет / Считала светом белым, / И если ночь черна, / Спасала свет в горсти..."» (Красников Г. Свет в горсти. С.10).
       Особой выразительности стихи Мирошниченко достигают за счет лексических и синтаксических повторов, умело используемых поэтом для того, чтобы лаконично, ярко передать напряженно-пронзительную мысль: «А мои долги не считаны, / А мои стихи не читаны, / А мои друзья не брошены, / А мои грехи не спрошены. / А моя звезда не видана, / А моя беда не выдана, / А еще чего не сказано, / Так я жизнью с тем повязана» («А мои долги не считаны...»).
       Мирошниченко выступает как поэт-урбанист: все увиденное ею предстает перед нами как пережитое городской жительницей — нашей современницей. «Интернациональное» звучание поэзии Мирошниченко достигается благодаря обращению поэта к символам русской и коми земли, а также за счет использования цветописи как средства перерастания частного в общее.
       Избранные стихи Мирошниченко объединила в сборник «Трудная книга» (2002). А.Суворов в предисловии пишет о «жертвенном саморазоблачении» души поэта: «Можно открывать эту книгу на любой странице, на любом поэтически обнаженном нерве и потрясенно замирать от ответного чувства, порой не понимая, почему так бьют невидимым током обыкновенные, в общем-то, слова, слетевшиеся в стихотворные строки. Нет в этом никакого колдовства. Просто поэт предельно откровенен, просто он без всякой жалости к себе отдает свою душу читателю: вот, смотрите — ничего не скрыто, все нараспашку, все высвечено и просветлено высшей человеческой болью, которую все почему-то называют любовью» (Суворов А.— С.6).
       Стихи Мирошниченко переводились на сербский, болгарский, армянский яз. На слова Мирошниченко написано множество песен, из которых одна — «Ой ты, речка Ижма» — считается народной.
       Член редколлегии журнал «Арт» и «Мир Севера». Лауреат премии «Северная звезда» Республики Саха (Якутия) и СП России, премий журнала «Наш современник», газеты «Литературная Россия». Живет в Сыктывкаре.

Соч.:
       Назовите меня по имени. Сыктывкар, 1975;
       Отрывок. Сыктывкар, 1980;
       Все кончается добром. М., 1984;
       Сыктывкарский вариант. Сыктывкар, 1986;
       Хочется счастья. М., 1988;
       Зачем не сберегли? М., 1989;
       Мы потерпим. За нами — бессмертье. М., 1993;
       Русское сердце. Сыктывкар, 1996;
       Трудная книга. Сыктывкар, 2002.

Лит.:
       Куняев С. Самой себя достойнее и выше... // Поэзия. М. 1984. №38. С.101-102;
       Журавлев С. Русь моя, Родина, крест и награда // Красное знамя. 1994. 14 янв. С.3;
       Романова П. В березовом полушалке сосновая сторона... (Образ Коми в поэзии Н.Мирошниченко) // Север. 1998. №11. С.143-146;
       Бутырева Г. А белый цвет опять меня спасает... // Арт. 1998. №3. С.100-101;
       Красников Г. Свет в горсти // Литературная Россия. 2000. №46. С.10;
       Романова П. Образ Коми земли в поэзии Н.Мирошниченко // Зыряне в истории русской словесности. Сыктывкар, 2000. С.56-62;
       Красников Г. Когда остановилось время. Надежда Мирошниченко // Красников Г. Роковая зацепка за жизнь, или В поисках утраченного Неба. М., 2002. С.311-313;
       Суворов А. Крылатые строки любви // Мирошниченко Н. Трудная книга. Избранное и новые стихи. Сыктывкар, 2002. С.5-6.

М.В.Педько

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:44:38 UTC