Мирошниченко Надежда Александровна
|
Другие персоны с фамилией Мирошниченко
Другие персоны с именем Надежда Кто родился в этот день 03.07 Кто родился в этот год 1943 |
[3.7.1943, Москва]
— поэт.
Родилась в семье партийного работника. Первые шаги в поэзию сделала благодаря
матери, обладавшей литературным талантом и развившей любовь к творчеству в
своих детях. Почувствовав внутренний надлом в русском обществе, прозрев
разобщенность людей, Мирошниченко, по ее собственному признанию, уже с 13 лет
задалась целью выразить в своей поэзии русского человека в его идеале. Первая
публикация — в газете «Красное знамя» (1961. 12 февр.), где были помещены стихи
начинающей поэтессы о детстве. Первая подборка стихов — в коллективном сборнике
«Перекличка» (Сыктывкар, 1966). Окончила филологический факультет Коми
государственного педагогического института. Работала в республике Коми учителем
английского языка, журналистом в местных республиканских газет, редактором на
телевидении.
С 1981 — член СП СССР.
В 1998 становится секретарем Коми отделения Всемирного русского народного
собора.
С 2002 — доцент кафедры по связи с общественностью гуманитарного факультета
Ухтинского государственного технического университета.
Основополагающее влияние на ее творчество оказала русская классическая поэзия,
и в особенности А.С.Пушкин. Поэтическое мышление сформировалось во многом под
воздействием учителя и друга — поэта, публициста и литературоведа С.Куняева.
Став автором 2 поэтических книг «Назовите меня по имени» (1975) и «Отрывок»
(1980), Мирошниченко была доброжелательно встречена в литературном мире.
С.Куняев в статье «Самой себя достойнее и выше...» отметил, что стихи М.
вдохновляют «высоким настроем сердца и души, "летучей" интонацией, открытостью,
откровенностью по отношению к миру» (Куняев С.— С.101). Мирошниченко печаталась
в журнале «Наш современник», «Медный всадник», «Академия поэзии»,
«Роман-журнал. XXI век», «Арт».
Основные чувства-темы, питающие поэзию Мирошниченко,— любовь к Родине, любовь к
близким людям, женское и материнское начало. Они органично сопрягаются и с
темами истории, природы. По словам Г.Красникова, который в 1987 писал о
необыкновенной творческой свободе Мирошниченко, «она — не пришла, она —
влетела, ворвалась, чтобы от корки до корки, до предела, до донышка, прожить,
прочувствовать, пропустить через себя, через свои чувства, эту жизнь и нам
передать свою прекрасную неутоленность, свой захлеб, восторг, свое восхищение,
свое опьянение жизнью и наступающее затем горькое отрезвление!..». Ее
способность «написать обо всем» произрастает из тонкого умения чувствовать
скрытую внутреннюю мелодию жизненных сюжетов. «В каждом ее стихотворении —
чудесная интонация, виртуозный музыкальный рисунок. После ее стихов жизнь из
немого кино превращается в озвученное, интонационно-яркое, разнообразное
действо. "...Я умела жить без жалоб, / чем и дорожу, / к кому сердце не лежало,
/ с тем и не дружу. / Перед сплетней устояла, / в ведьмы не пошла. / Все, что в
жизни потеряла, / в жизни и нашла"» (Красников Г. Когда остановилось время.
С.312).
Стихи Мирошниченко объединяет оригинальность и точность образного строя,
говорящего о чуткой остроте восприятия бытия.
В 1996 сыктывкарское издательство выпускает стихотворный сборник Мирошниченко
«Русское сердце», вобравший в себя стихи разных лет. Критик отмечал, что поэзия
Мирошниченко — «это сильная лирическая энергия женской души России. Энергия
стремительная, яркая, волевая, цельная в созидательной запрограммированности на
любовь — к мужчине ли, к ребенку, к домашнему очагу, к Родине. Энергия, можно
сказать, гиперпассионарная, жертвенная, не терпящая никакой пассивности. Только
голосом совестливости поверяющая свою правоту: "За то, что белый свет / Считала
светом белым, / И если ночь черна, / Спасала свет в горсти..."» (Красников Г.
Свет в горсти. С.10).
Особой выразительности стихи Мирошниченко достигают за счет лексических и
синтаксических повторов, умело используемых поэтом для того, чтобы лаконично,
ярко передать напряженно-пронзительную мысль: «А мои долги не считаны, / А мои
стихи не читаны, / А мои друзья не брошены, / А мои грехи не спрошены. / А моя
звезда не видана, / А моя беда не выдана, / А еще чего не сказано, / Так я
жизнью с тем повязана» («А мои долги не считаны...»).
Мирошниченко выступает как поэт-урбанист: все увиденное ею предстает перед нами
как пережитое городской жительницей — нашей современницей. «Интернациональное»
звучание поэзии Мирошниченко достигается благодаря обращению поэта к символам
русской и коми земли, а также за счет использования цветописи как средства
перерастания частного в общее.
Избранные стихи Мирошниченко объединила в сборник «Трудная книга» (2002).
А.Суворов в предисловии пишет о «жертвенном саморазоблачении» души поэта:
«Можно открывать эту книгу на любой странице, на любом поэтически обнаженном
нерве и потрясенно замирать от ответного чувства, порой не понимая, почему так
бьют невидимым током обыкновенные, в общем-то, слова, слетевшиеся в
стихотворные строки. Нет в этом никакого колдовства. Просто поэт предельно
откровенен, просто он без всякой жалости к себе отдает свою душу читателю: вот,
смотрите — ничего не скрыто, все нараспашку, все высвечено и просветлено высшей
человеческой болью, которую все почему-то называют любовью» (Суворов А.— С.6).
Стихи Мирошниченко переводились на сербский, болгарский, армянский яз. На слова
Мирошниченко написано множество песен, из которых одна — «Ой ты, речка Ижма» —
считается народной.
Член редколлегии журнал «Арт» и «Мир Севера». Лауреат премии «Северная звезда»
Республики Саха (Якутия) и СП России, премий журнала «Наш современник», газеты
«Литературная Россия». Живет в Сыктывкаре.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх