|
Муратов Павел Павлович
[9.2.1881, г.Бобров Воронежской губ.— 5.2.1950, Уотерфорд, Ирландия]
— эссеист, искусствовед, литературный и художественный критик, переводчик,
публицист.
Родился в семье военного врача, среднее образование получил в кадетском
корпусе, в 1903 окончил Петербургский институт путей сообщения и переехал в
Москву. Службу начал помощником библиотекаря библиотеки унститута. Печататься
начал в 1904, опубликовав вместе с братом (офицер Генерального штаба) на
страницах московских газетах несколько очерков о морских баталиях
Русско-японской войны. Когда окончилась война, Муратов отправился в Англию и во
Францию. Англией Муратов был покорен, увлекся английской литературой.
Муратов был человеком постоянно увлекающимся, причем страстно и неистово, а
необыкновенная и многогранная одаренность его натуры обеспечивала небывалый
успех всем его увлечениям. Во Франции Муратов увлекся современной французской
живописью и в первых же работах о Поле Гогене, Поле Сезанне, Анри Матиссе,
Эдуаре Мане и других импрессионистах заявил о себе как о блестящем эссеисте,
тонком художественной критике.
Вернувшись в Москву, Муратов поступил на службу в Румянцевский музей помощником
хранителя отдела изящных искусств. К этому периоду относятся работы Муратова о
русской живописи и русских художниках — В.Борисове-Мусатове, Н.Крымове,
В.Серове, М.Врубеле.
Неоклассик в символизме, Муратов ценит фактуру, детали, линии; его статьи
подчеркнуто описательны, лишены академичности: «О нашей художественной
культуре» (1906), «Выставки "Союза" и "Передвижная" в Москве» (1907), «Письма
из Лондона» (1906), «Пейзаж в русской живописи 1900-1910 гг.» (1910) и др.
Муратов пытается рассматривать отдельную тему в контексте мировой культуры.
В 1908 Муратов впервые приехал в Италию. Увлечение Италией оказалось самым
сильным и длительным в его жизни. Результатом первой встречи явилась книга
«Образы Италии», вышедшая в Москве в 1911-13 в 2 томах и сделавшая Муратова
знаменитым. Это опыт изображения прошлого и современной Италии, ее городов и
пейзажей, ее исторического гения. Книга оказала значительное влияние на русскую
культуру начала XX в.
В 1909 Муратов возвращается в Россию, но через 2 года снова уезжает в Италию,
где приступает к подготовке «Новелл итальянского Возрождения»; вышли в 1912-13
в 2 томах в Москве. В 3 томах «Образы Италии» вышли впервые в 1924 в Берлине в
издательстве 3.И.Гржебина.
Вспыхнувший в 1911-13 в русском обществе интерес к русской иконе оказал
значительное влияние на увлечение Муратова древнерусским искусством. Муратов
получил приглашение от И.Э.Грабаря принять участие в фундаментальном труде
«История русской живописи»; из 5 выпусков 6-го тома, посвященного
древнерусскому искусству, 4 были самостоятельно подготовлены Муратовым.
Муратов стал создателем эссеистической прозы в искусствоведении. Он принимал
активнейшее участие в организации первых выставок русской старины, ездил по
монастырям, работал с коллекциями И.С.Остроухова, С.П.Рябушинского,
П.И.Харитоненко, Г.М.Прянишникова, С.И.Щукина и других коллекционеров.
Увлечение Муратова древнерусским искусством нашло выражение в многочисленных
статьях, монографиях и редактировании журнала «София», который был задуман
Муратов совместно с издателем К.Ф.Некрасовым. «София» — журнала древнерусского
искусства и литературы был организован московскими почитателями старины в
противовес петербургскому журналу «Русская икона», издателем и редактором
которого был С.К.Маковский. Муратову как редактору удалось привлечь к журналу
А.Н.Бенуа, В.Ф.Ходасевича, М.О.Гершензона, И.Э.Грабаря, И.С. Остроухова и
многих других писателей, художников, искусствоведов, философов. С первого дня
Первой мировой войны Муратов был призван на фронт, и ж. вынужден был прекратить
существование.
Муратов как артиллерийский офицер попал в гаубичную батарею на австрийский
фронт и очень тяжело переносил невзгоды военной жизни. В 1915, благодаря
хлопотам друзей, был переведен в Севастополь, где комендантом служил его брат,
в зенитную артиллерию заведовать воздушной обороной крепости. В Севастополе
Муратов продолжает заниматься древнерусским искусством.
В 1914 в издательстве К.Ф.Некрасова выходит монография «Древнерусская иконопись
в собрании И.С.Остроухова», подготовленная Муратовым. Во вступительной статье
Муратов писал о том, что иконопись — искусство для художника и для собирателя:
«...в ближайшем будущем мы переживем стадию увлечения им, как новым блестящим
эстетическим открытием. Новые ценности займут, наконец, свое историческое место
в ряду сокровищ художественной культуры. После того с древнерусской живописью
останутся лишь немногие, верные ей» (С. 39).
В 1915 в издательстве К.Ф.Некрасова выходит книга «Новгородская икона св.
Фёдора Стратилата», подготовленная Муратовым при участии А.И.Анисимова. Во
вступлении Муратов вопрошал: «Итак, в те годы, когда в старой Европе, казалось
бы, все уже осмотрено, облюбовано и описано, <...> в нашем скромном и унылом
Новгороде перед нами сияют краски живописи древней, как живопись Возрождения,
изысканной, как искусство Востока, и в то же время изумительно новой и
неожиданной для самого опытного и изощренного глаза. Каким образом мы сделались
наследниками этого богатства; как могло случиться, что мы не имели о нем
никакого представления?» (С. 17).
Увлечение Муратов древнерусским искусством не ослабило его интереса к
западноевропейской литературе, к писателям, с которыми Муратов ощущал духовное
родство.
В 1911-16 в издательстве К.Ф.Некрасова Муратов предпринимает серию «вкусовых»
публикаций: переводит Жерара де Нерваля, Проспера Мериме, Эмилию Бронте,
Уолтера Петера, Верной Ли и создает блестящие эссе о писателях, как правило,
неизвестных или малоизвестных в России,— Уильяме Бекфорде, Ж. де Нервале, П.
Мериме, Уолтере Петере, Эмилии Бронте и др.
Во время службы в Севастополе в 1915-16 началось новое увлечение Муратова —
стилизованной прозой.
В 1916 в «Русских ведомостях» публикуются беллетристические этюды Муратов под
общим названием «Герои и героини», которые в 1918 в московском издательстве
«Геликон» вышли отдельной книгой.
Весной 1918 Муратов выходит в запас. По возвращении в Москву в марте 1918 на
Всероссийском кооперативном съезде Муратова избирают в Президиум Комитета по
охране художественных и научных сокровищ России, который просуществовал до
начала 1919. Наиболее ярким событием тех лет в жизни Муратов было
председательствование в «Studio Itialiano» — своеобразном институте итальянской
культуры, а в действительности небольшом кружке людей (Б.Зайцев, Б.Грифцов,
И.Новиков, М. Осоргин и др.), объединенных любовью к Италии и находивших в этой
любви еще один способ защититься от современной действительности. В те же годы
Муратов был человеком далеким от политики, вся его энергия была направлена на
собственные интеллектуальные увлечения, однако и он оказался затронутым
политическими переменами 1921-22. Вместе с Б.Зайцевым Муратов вступил в Комитет
помощи голодающим; вместе с др. членами этого комитета Муратов был арестован в
авг. 1921 и несколько дней провел на Лубянке.
Продолжая увлекаться стилизованной прозой, Муратов издает сборник «Магических
рассказов» и пробует свои силы в драматургии. Обе книги вышли в Москве в 1922 и
стали последними изданиями Муратова в России.
В 1922 Муратов вместе с семьей оказывается за границей будто бы по командировке
Главмузея. Долгое время Муратов не переходил на положение эмигранта и
мучительно раздумывал: возвращаться ему в Россию или нет. Под впечатлением
проводов А.Белого в Россию чуть было не вернулся домой. Сначала Муратов
поселился в Берлине, где выступил одним из инициаторов создания Клуба
писателей. Муратов по-прежнему верен Италии и беллетристической прозе, и в 1922
в Берлине выходит его роман — стилизация под старину — «Эгерия», повествующий о
приключениях авантюриста в Италии XVIII в., в прекрасном оформлении
В.Фаворского.
Осенью 1923 Муратов с семьей переехал в Рим, где прожил до 1927. В его доме
бывали Вяч.Иванов, В.Ходасевич, Н.Берберова и другие. В Риме Муратов издал
по-французски «Русские иконы», по-итальянски «Фрате Анджелико» и книгу о
готической скульптуре, задуманную им еще осенью 1917 в Москве.
Покинув Италию, Муратов обосновался в Париже, где принадлежал к кругу наиболее
уважаемых писателей. В конце 1920-х и начале 1930-х Муратов принимает активное
участие в обедах «без дам» в компании М.Алданова, Б.Зайцева, В.Ходасевича,
И.Бунина, который высоко ценил Муратов как публициста. Муратов печатался в
журналах «Беседа», «Воля России», «Звено» и особенно часто в «Совр. записках»,
где опубликовал статьи «Византийская живопись», «Искусство и народ»,
«Кинематограф», «Мавритания», «Антиискусство», «Открытие древнего русского
искусства», «Сеиченто». В эссе «Искусство и народ» Муратов изложил свою
эстетическую позицию, где назвал ситуацию умирания классического искусства
«пост-Европой». По убеждению Муратова, творчество в условиях культа науки и
индустриализации сводится к потребительской функции; «новый европеец» — не
индивидуальное лицо, а феномен толпы, которая опасна высвобождением
неконтролируемой энергии.
Свои политические взгляды Муратов излагал в газете «Возрождение», где активно
сотрудничал после 1927.
Он решает покинуть Европу и уезжает в Японию, откуда поначалу продолжает
присылать свои статьи в «Возрождение». В Токио Муратов оказался без средств, с
трудом добрался до Сан-Франциско, где начал читать лекции, поправил свое
материальное положение и вернулся в Париж. Вскоре после возвращения оставил
журналистику и начал огромную работу по истории русско-германской войны. Этот
труд был прерван начавшейся Второй мировой войной, на время которой Муратов
решил переселиться в Лондон, где вместе с У.Алленом, военным журналистом и
историком, Муратов начал работу над книгой «Русская кампания 1941-1945»,
которая вышла в Нью-Йорке в 2 частях в 1944 и 1946.
В конце войны Муратов перебрался в Ирландию, в имение своих друзей Алленов, где
была большая библиотека, полное уединение и огромный заброшенный сад — одно из
последних увлечений Муратова. В Ирландии Муратов работал над историей XVI в.,
подробно исследуя отношения между Россией и Англией в эпоху Ивана Грозного.
Работа осталась незавершенной — в окт. 1950 Муратов скончался от сердечного
приступа.
Соч.:
Герои и героини. М., 1918;
2-е изд. Париж, 1929;
Кофейня. М., 1922;
Магические рассказы. М., 1922; 2-е изд. Париж, 1928;
Эгерия. Берлин, 1922;
Проспериды // Окно. 1924. №2;
Посланник // Беседа. 1925. №6-7;
Приключения Дафниса и Хлои // Современные записки. 1926. №28;
Мавритания // Современные записки. 1927. №33;
Поездка в Апулию // Совр. записки. 1925. №24.
Лит.:
Любимов Л. На чужбине. М., 1963. С.213-216;
Зайцев Б. Далекое. Вашингтон, 1965. С.89-99;
Берберова Н. Курсив мой. М., 1990. С.458;
Иванова Л. Воспоминания: Книга об отце. М., 1992;
Из истории сотрудничества П.П.Муратова с издательством К.Ф.Некрасова / вступ,
статья, публ. и комм. И.В.Вагановой // Лица: Биографический альм. М.; СПб.,
1993. С.155-265;
Толмачёв В. Образ красоты // Муратов П. Образы Италии. М., 1994. С.564-570.
И.В.Ваганова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|