Муратов Павел Павлович
|
Другие персоны с фамилией Муратов
Другие персоны с именем Павел Кто родился в этот день 09.02 Кто родился в этот год 1881 |
- писатель, публицист, искусствовед, культуролог.
Род. в г.Боброве Воронежской губ., в семье военного врача.
Окончил Петербургский институт путей сообщения (1903); по профессии инженер.
В 1908 впервые попал в Италию, пробыл там около года. Увлеченность Италией сильно воздействовала на его творчество. Переехав в Москву, работал в библиотеке Московского университета, затем в отделе изящных искусств Румянцевского музея и в Московском историческом музее.
С января 1914 - редактор журнала "София" (№1-6). Печатался в газетах и журналах как художественный критик.
В годы Первой мировой войны - в действующей армии.
В 1918 - в Комитете по охране художественных и научных сокровищ России. Преподавал в учебных заведениях.
С 1921 - участник Вольной философской ассоциации (Вольфилы).
В 1922 выехал в командировку за рубеж, откуда не вернулся. Жил в Германии, затем в Риме и (с 1927) в Париже. Печатался в основных органах эмиграции. Перед Второй мировой войной выехал в Англию, жил в уединении.
Похоронен в Ирландии.
Главной сферой интересов Муратов в начале столетия было итальянское искусство; широкое признание ему принесла книга очерков "Образы Италии" (в 1911-1918 вышла в двух томах). Сила классического итальянского искусства обусловлена, по М., синтезом античных и христианских начал, "природной латинской религией", символической активностью, не столько порожденной христианством, сколько освобожденной им и "направленной" к цели. Новую культурологическую ситуацию он называет "пост-Европой" и оценивает ее в плане конфликта между "человеком органическим" и "человеком механическим", искусством и "антиискусством". Уничтожение пластического ("статического") образа, или "выпадение из пейзажа", привело к торжеству в искусстве механических форм знания, неспособных внушать эстетическое наслаждение.
По мнению Муратова, ситуация "механического абсурда" парадоксальна. С позиций эстетизма "пост-Европу", памятуя о классическом искусстве, следует ненавидеть; в плане же кипения беспредметной интеллектуальности - отчасти приветствовать. Однако игра интеллекта все же аморальна: перестройка культуры на механический лад неизбежно убивает в творце "народное", ремесленническое начало, притупляет эмоциональность. Оценивая перспективу развития искусства, Муратов не пессимистичен: параллельно с "анти-искусством" как следствием индустриализма существуют, пусть и в искаженном виде, пласты, культуры, способные возродить органические формы творчества.
Муратов склонен видеть в массофвой культуре (кинематографе) проявление тяги к морализму и "порядку", а также протест против автоматизма и "хаоса" цивилизации, которые внушает элитарное искусство. (См.: В.М.Толмачев. "РФС". С.308-309.)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх