AZ-libr.ру

информационный портал





Рыжей Пётр Львович [11.01.1908-02.10.1978]

Рыжей Пётр Львович
       [24.1(11.1).1908, Киев — 2.10.1978, Москва])
       — драматург.
       Учились в Ленинграде, Тубельский — в Институте восточных языков, Рыжей — в Институте сценического искусства.
       В 1923 начали совместную журналистскую деятельность, выбрав в 1925 себе псевдоним «братья Тур». «Было два соавтора: Тубельский и Рыжей. Они подписывались как Туры. А Михаил Кольцов, когда брал их на работу в "Известия"... переименовал их в "братьев Тур"» (Потапов В. Интервью с Зюкой Тур).
       В «Известиях» Тур писали рецензии на фильмы (например, рецензия на «Цирк» И.Ильфа и Е.Петрова; 23 мая 1936) и фельетоны. 3.Тур вспоминала: «Когда в 1960 году муж умер, мне поручили составить его сборник. Он о своем архиве не заботился, и мне пришлось просматривать подшивки "Известий" за несколько десятилетий. Оказалось, в течение многих лет братья Тур писали по два-три "подвальных" фельетона в неделю» (Потапов В. Интервью с Зюкой Тур).
       Во время Великой Отечественной войны (1941-45) Туры работали фронтовыми корреспондентами.
       Начало драматургической деятельности Туров относится к началу 1930-х. Первый успех у публики принесла Турам прославляющая органы советской госбезопасности пьеса «Очная ставка» (1937) (в соавт. с Л.Шейниным). По мотивам «Очной ставки» в 1939 Туры написали киносценарий «Ошибка инженера Кочина». Действие пьесы происходит в Москве в 1930-е в разгар шпиономании. Инженер авиазавода Кочин берет домой секретные чертежи, чтобы внести в них последние изменения. С помощью возлюбленной Кочина иностранный разведчик фотографирует чертежи. В результате любимая девушка инженера погибает, сам он осознает свою ошибку, а органы НКВД разоблачают врага.
       В 1943 Туры пишут пьесу о войне «Дым отечества», в 1944 в соавторстве с Л.Шейниным — киносценарий шпионского детектива «Поединок», за который в 1951 получают Государственную премию СССР. «Поединок» создан по мотивам повести Л.Шейнина «Военная тайна»: в разгар Великой Отечественной войны на вооружение советской армии поступает новое сверхмощное оружие. Инженер Леонтьев едет на фронт, чтобы в боевых условиях испытать свое изобретение, а агент фашистской разведки Петронеску получает задание захватить и доставить Леонтьева в Германию.
       После шпионских лент «Ошибка инженера Кочина» и «Поединок» в 1946 Туры создают комедийный сценарий «Беспокойное хозяйство» — о рядовых бойцах, взявших на себя заботу по обслуживанию бутафорского аэродрома, отвлекающего внимание врага. Ефрейтор Тоня, мечтавшая о передовой, и обрадованный перспективой спокойной службы Огурцов, в прошлом счетовод санатория «Тихий отдых», в конце концов начинают осознавать степень важности поставленной перед ними задачи и активно работают над новыми проектами маскировки. Тоню любят два летчика — Герой Советского Союза Крошкин и французский офицер Лярошель, которые навещают девушку между боями. Но она отдает предпочтение Огурцову, который, успешно выполнив первое задание, ухитрился привести в часть пленных немцев. Фильм занял 7-е место среди советских фильмов в прокате 1946. Реакцией властей на этот фильм можно считать то, что после его выхода всякий намек на эксцентрику в военной тематике на целых два десятилетия был исключен из кинематографического арсенала.
       Написанный вместе с Шейниным киносценарий «Встреча на Эльбе» (1947), основанный на пьесе Туров «Губернатор провинции» и прославляющий Красную Армию как безупречную освободительницу народов, был отмечен Сталинской премией 1-й степени за 1949. Кроме того, Туры написали посвященные военной тематике пьесы «Побег из ночи» (1958) и «Северная мадонна» (1961).
       Наряду с военными Туры писали пьесы биографического содержания, например, «Софья Ковалевская» (1943) или типичная для времен теории бесконфликтности пьеса «Третья молодость» (1952), а также социально-семейные драмы «Испытание верности» (1954) (в соавторстве с И.Пырьевым) и «Колесо счастья» (1955).
       Туры жили в Москве.
       После смерти Тубельского (1961) Рыжей писал пьесы в соавторстве со своей женой Ариадной под тем же псевдонимом «Тур». Наибольший интерес у публики вызвала написанная в виде хроники драма «Чрезвычайный посол» (1967). Главная героиня пьесы — первая советская женщина-дипломат Елена Николаевна Кольцова, бессменный в течение многих лет посол Советского Союза в одной из стран Северной Европы. В судьбе Кольцовой легко угадать черты биографии Александры Коллонтай, хотя в посвящении Туры называют и других «замечательных женщин революции»: Инессу Арманд, Ларису Рейснер, Конкордию Самойлову. Драма «Чрезвычайный посол» шла во МХАТе (постановка И.Раевского), в Ленинграде в Театре имени Ленсовета (реж. М.Сулимов) и т.д. Пьеса была экранизирована («Посол Советского Союза»).
       На сценах московских театров шли также комедия Ариадны Тур «Лунная соната» (1961), драмы Ариадны и Петра Тур «Перебежчик» (1964), «Единственный свидетель» (1971).
       О популярности Туров помимо числа постановок и переводов их пьес свидетельствуют многочисленные упоминания Туров в художественной литре. Так, их имена встречаются в «Записных книжках» И.Ильфа, в «Архипелаге ГУЛАГ» А.Солженицына, в «Факультете ненужных вещей» Ю.Домбровского и т.д.
       Однако несмотря на успех у публики, советская критика постоянно отмечала, что политическое и моральное поучение в пьесах Туров всегда лежит на поверхности. Кроме того, пьесы Туров нередко схематичны по замыслу и исполнению, популярность им принесла злободневная тематика. Именно в силу этих недостатков драматургия Туров осталась без внимания авторов учебников и пособий по истории советской литературы.

Соч.:
       Очная ставка / в соавт. с Л.Шейниным // Октябрь. 1937. №9;
       Неравный брак. М., 1940; Чрезвычайный закон / в соавт. с Л.Шейниным. М., 1943;
       Кому подчиняется время / в соавт. с Л.Шейниным. М., 1945;
       Особняк в переулке. М.; Л., 1949;
       Встреча на Эльбе: киносценарий // Избранные киносценарии: сборники. 1949-50, 1951;
       Третья молодость. М., 1953;
       Губернатор провинции // Пьесы советских писателей: сб. 1955. №9;
       После разлуки. М., 1957;
       Побег из ночи. М., 1959;
       Северная мадонна. М., 1961;
       Чрезвычайный закон. М., 1943;
       Драмы. М., 1962;
       Средь бела дня. Фельетоны и рассказы. М., 1964.

Лит.:
       О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению. Постановление ЦК ВКП(б) от 26 авг. 1946 г // Большевик. 1946, №16;
       Туровская М. Спектакль имеет успех // Литературная газета. 1956. 7 апр. №42;
       Пименов В.Ф. Год за годом. Статьи и очерки. М., 1970;
       Кожухова Г. Перед лицом совести // Правда. 1971. №53. 22 февр. С.6;
       Потапов В. Моя память хранит обрывки: Интервью с Зюкой Тур // Огонек. 2002. №37. Сент.

М.В.Смирнова



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники






Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:44:36 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"