|
Рыжей Пётр Львович
[24.1(11.1).1908, Киев — 2.10.1978, Москва])
— драматург.
Учились в Ленинграде, Тубельский — в Институте восточных языков, Рыжей — в
Институте сценического искусства.
В 1923 начали совместную журналистскую деятельность, выбрав в 1925 себе
псевдоним «братья Тур». «Было два соавтора: Тубельский и Рыжей. Они
подписывались как Туры. А Михаил Кольцов, когда брал их на работу в
"Известия"... переименовал их в "братьев Тур"» (Потапов В. Интервью с Зюкой
Тур).
В «Известиях» Тур писали рецензии на фильмы (например, рецензия на «Цирк»
И.Ильфа и Е.Петрова; 23 мая 1936) и фельетоны. 3.Тур вспоминала: «Когда в 1960
году муж умер, мне поручили составить его сборник. Он о своем архиве не
заботился, и мне пришлось просматривать подшивки "Известий" за несколько
десятилетий. Оказалось, в течение многих лет братья Тур писали по два-три
"подвальных" фельетона в неделю» (Потапов В. Интервью с Зюкой Тур).
Во время Великой Отечественной войны (1941-45) Туры работали фронтовыми
корреспондентами.
Начало драматургической деятельности Туров относится к началу 1930-х. Первый
успех у публики принесла Турам прославляющая органы советской госбезопасности
пьеса «Очная ставка» (1937) (в соавт. с Л.Шейниным). По мотивам «Очной ставки»
в 1939 Туры написали киносценарий «Ошибка инженера Кочина». Действие пьесы
происходит в Москве в 1930-е в разгар шпиономании. Инженер авиазавода Кочин
берет домой секретные чертежи, чтобы внести в них последние изменения. С
помощью возлюбленной Кочина иностранный разведчик фотографирует чертежи. В
результате любимая девушка инженера погибает, сам он осознает свою ошибку, а
органы НКВД разоблачают врага.
В 1943 Туры пишут пьесу о войне «Дым отечества», в 1944 в соавторстве с
Л.Шейниным — киносценарий шпионского детектива «Поединок», за который в 1951
получают Государственную премию СССР. «Поединок» создан по мотивам повести
Л.Шейнина «Военная тайна»: в разгар Великой Отечественной войны на вооружение
советской армии поступает новое сверхмощное оружие. Инженер Леонтьев едет на
фронт, чтобы в боевых условиях испытать свое изобретение, а агент фашистской
разведки Петронеску получает задание захватить и доставить Леонтьева в
Германию.
После шпионских лент «Ошибка инженера Кочина» и «Поединок» в 1946 Туры создают
комедийный сценарий «Беспокойное хозяйство» — о рядовых бойцах, взявших на себя
заботу по обслуживанию бутафорского аэродрома, отвлекающего внимание врага.
Ефрейтор Тоня, мечтавшая о передовой, и обрадованный перспективой спокойной
службы Огурцов, в прошлом счетовод санатория «Тихий отдых», в конце концов
начинают осознавать степень важности поставленной перед ними задачи и активно
работают над новыми проектами маскировки. Тоню любят два летчика — Герой
Советского Союза Крошкин и французский офицер Лярошель, которые навещают
девушку между боями. Но она отдает предпочтение Огурцову, который, успешно
выполнив первое задание, ухитрился привести в часть пленных немцев. Фильм занял
7-е место среди советских фильмов в прокате 1946. Реакцией властей на этот
фильм можно считать то, что после его выхода всякий намек на эксцентрику в
военной тематике на целых два десятилетия был исключен из кинематографического
арсенала.
Написанный вместе с Шейниным киносценарий «Встреча на Эльбе» (1947), основанный
на пьесе Туров «Губернатор провинции» и прославляющий Красную Армию как
безупречную освободительницу народов, был отмечен Сталинской премией 1-й
степени за 1949. Кроме того, Туры написали посвященные военной тематике пьесы
«Побег из ночи» (1958) и «Северная мадонна» (1961).
Наряду с военными Туры писали пьесы биографического содержания, например,
«Софья Ковалевская» (1943) или типичная для времен теории бесконфликтности
пьеса «Третья молодость» (1952), а также социально-семейные драмы «Испытание
верности» (1954) (в соавторстве с И.Пырьевым) и «Колесо счастья» (1955).
Туры жили в Москве.
После смерти Тубельского (1961) Рыжей писал пьесы в соавторстве со своей женой
Ариадной под тем же псевдонимом «Тур». Наибольший интерес у публики вызвала
написанная в виде хроники драма «Чрезвычайный посол» (1967). Главная героиня
пьесы — первая советская женщина-дипломат Елена Николаевна Кольцова, бессменный
в течение многих лет посол Советского Союза в одной из стран Северной Европы. В
судьбе Кольцовой легко угадать черты биографии Александры Коллонтай, хотя в
посвящении Туры называют и других «замечательных женщин революции»: Инессу
Арманд, Ларису Рейснер, Конкордию Самойлову. Драма «Чрезвычайный посол» шла во
МХАТе (постановка И.Раевского), в Ленинграде в Театре имени Ленсовета (реж.
М.Сулимов) и т.д. Пьеса была экранизирована («Посол Советского Союза»).
На сценах московских театров шли также комедия Ариадны Тур «Лунная соната»
(1961), драмы Ариадны и Петра Тур «Перебежчик» (1964), «Единственный свидетель»
(1971).
О популярности Туров помимо числа постановок и переводов их пьес
свидетельствуют многочисленные упоминания Туров в художественной литре. Так, их
имена встречаются в «Записных книжках» И.Ильфа, в «Архипелаге ГУЛАГ»
А.Солженицына, в «Факультете ненужных вещей» Ю.Домбровского и т.д.
Однако несмотря на успех у публики, советская критика постоянно отмечала, что
политическое и моральное поучение в пьесах Туров всегда лежит на поверхности.
Кроме того, пьесы Туров нередко схематичны по замыслу и исполнению,
популярность им принесла злободневная тематика. Именно в силу этих недостатков
драматургия Туров осталась без внимания авторов учебников и пособий по истории
советской литературы.
Соч.:
Очная ставка / в соавт. с Л.Шейниным // Октябрь. 1937. №9;
Неравный брак. М., 1940; Чрезвычайный закон / в соавт. с Л.Шейниным. М., 1943;
Кому подчиняется время / в соавт. с Л.Шейниным. М., 1945;
Особняк в переулке. М.; Л., 1949;
Встреча на Эльбе: киносценарий // Избранные киносценарии: сборники. 1949-50,
1951;
Третья молодость. М., 1953;
Губернатор провинции // Пьесы советских писателей: сб. 1955. №9;
После разлуки. М., 1957;
Побег из ночи. М., 1959;
Северная мадонна. М., 1961;
Чрезвычайный закон. М., 1943;
Драмы. М., 1962;
Средь бела дня. Фельетоны и рассказы. М., 1964.
Лит.:
О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению. Постановление ЦК
ВКП(б) от 26 авг. 1946 г // Большевик. 1946, №16;
Туровская М. Спектакль имеет успех // Литературная газета. 1956. 7 апр. №42;
Пименов В.Ф. Год за годом. Статьи и очерки. М., 1970;
Кожухова Г. Перед лицом совести // Правда. 1971. №53. 22 февр. С.6;
Потапов В. Моя память хранит обрывки: Интервью с Зюкой Тур // Огонек. 2002.
№37. Сент.
М.В.Смирнова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|