| 
Рыжей Пётр Львович  
 | 
| Другие персоны с фамилией Рыжей Другие персоны с именем Пётр Кто родился в этот день 11.01 Кто родился в этот год 1908 | 
      
[24.1(11.1).1908, Киев — 2.10.1978, Москва]) 
      
 — драматург. 
      
Учились в Ленинграде, Тубельский — в Институте восточных языков, Рыжей — в 
Институте сценического искусства.  
      
В 1923 начали совместную журналистскую деятельность, выбрав в 1925 себе 
псевдоним «братья Тур». «Было два соавтора: Тубельский и Рыжей. Они 
подписывались как Туры. А Михаил Кольцов, когда брал их на работу в 
"Известия"... переименовал их в "братьев Тур"» (Потапов В. Интервью с Зюкой 
Тур). 
      
В «Известиях» Тур писали рецензии на фильмы (например, рецензия на «Цирк» 
И.Ильфа и Е.Петрова; 23 мая 1936) и фельетоны. 3.Тур вспоминала: «Когда в 1960 
году муж умер, мне поручили составить его сборник. Он о своем архиве не 
заботился, и мне пришлось просматривать подшивки "Известий" за несколько 
десятилетий. Оказалось, в течение многих лет братья Тур писали по два-три 
"подвальных" фельетона в неделю» (Потапов В. Интервью с Зюкой Тур). 
      
Во время Великой Отечественной войны (1941-45) Туры работали фронтовыми 
корреспондентами. 
      
Начало драматургической деятельности Туров относится к началу 1930-х. Первый 
успех у публики принесла Турам прославляющая органы советской госбезопасности 
пьеса «Очная ставка» (1937) (в соавт. с Л.Шейниным). По мотивам «Очной ставки» 
в 1939 Туры написали киносценарий «Ошибка инженера Кочина». Действие пьесы 
происходит в Москве в 1930-е в разгар шпиономании. Инженер авиазавода Кочин 
берет домой секретные чертежи, чтобы внести в них последние изменения. С 
помощью возлюбленной Кочина иностранный разведчик фотографирует чертежи. В 
результате любимая девушка инженера погибает, сам он осознает свою ошибку, а 
органы НКВД разоблачают врага. 
      
В 1943 Туры пишут пьесу о войне «Дым отечества», в 1944 в соавторстве с 
Л.Шейниным — киносценарий шпионского детектива «Поединок», за который в 1951 
получают Государственную премию СССР. «Поединок» создан по мотивам повести 
Л.Шейнина «Военная тайна»: в разгар Великой Отечественной войны на вооружение 
советской армии поступает новое сверхмощное оружие. Инженер Леонтьев едет на 
фронт, чтобы в боевых условиях испытать свое изобретение, а агент фашистской 
разведки Петронеску получает задание захватить и доставить Леонтьева в 
Германию. 
      
После шпионских лент «Ошибка инженера Кочина» и «Поединок» в 1946 Туры создают 
комедийный сценарий «Беспокойное хозяйство» — о рядовых бойцах, взявших на себя 
заботу по обслуживанию бутафорского аэродрома, отвлекающего внимание врага. 
Ефрейтор Тоня, мечтавшая о передовой, и обрадованный перспективой спокойной 
службы Огурцов, в прошлом счетовод санатория «Тихий отдых», в конце концов 
начинают осознавать степень важности поставленной перед ними задачи и активно 
работают над новыми проектами маскировки. Тоню любят два летчика — Герой 
Советского Союза Крошкин и французский офицер Лярошель, которые навещают 
девушку между боями. Но она отдает предпочтение Огурцову, который, успешно 
выполнив первое задание, ухитрился привести в часть пленных немцев. Фильм занял 
7-е место среди советских фильмов в прокате 1946. Реакцией властей на этот 
фильм можно считать то, что после его выхода всякий намек на эксцентрику в 
военной тематике на целых два десятилетия был исключен из кинематографического 
арсенала. 
      
Написанный вместе с Шейниным киносценарий «Встреча на Эльбе» (1947), основанный 
на пьесе Туров «Губернатор провинции» и прославляющий Красную Армию как 
безупречную освободительницу народов, был отмечен Сталинской премией 1-й 
степени за 1949. Кроме того, Туры написали посвященные военной тематике пьесы 
«Побег из ночи» (1958) и «Северная мадонна» (1961). 
      
Наряду с военными Туры писали пьесы биографического содержания, например, 
«Софья Ковалевская» (1943) или типичная для времен теории бесконфликтности 
пьеса «Третья молодость» (1952), а также социально-семейные драмы «Испытание 
верности» (1954) (в соавторстве с И.Пырьевым) и «Колесо счастья» (1955). 
      
Туры жили в Москве. 
      
После смерти Тубельского (1961) Рыжей писал пьесы в соавторстве со своей женой 
Ариадной под тем же псевдонимом «Тур». Наибольший интерес у публики вызвала 
написанная в виде хроники драма «Чрезвычайный посол» (1967). Главная героиня 
пьесы — первая советская женщина-дипломат Елена Николаевна Кольцова, бессменный 
в течение многих лет посол Советского Союза в одной из стран Северной Европы. В 
судьбе Кольцовой легко угадать черты биографии Александры Коллонтай, хотя в 
посвящении Туры называют и других «замечательных женщин революции»: Инессу 
Арманд, Ларису Рейснер, Конкордию Самойлову. Драма «Чрезвычайный посол» шла во 
МХАТе (постановка И.Раевского), в Ленинграде в Театре имени Ленсовета (реж. 
М.Сулимов) и т.д. Пьеса была экранизирована («Посол Советского Союза»). 
      
На сценах московских театров шли также комедия Ариадны Тур «Лунная соната» 
(1961), драмы Ариадны и Петра Тур «Перебежчик» (1964), «Единственный свидетель» 
(1971). 
      
О популярности Туров помимо числа постановок и переводов их пьес 
свидетельствуют многочисленные упоминания Туров в художественной литре. Так, их 
имена встречаются в «Записных книжках» И.Ильфа, в «Архипелаге ГУЛАГ» 
А.Солженицына, в «Факультете ненужных вещей» Ю.Домбровского и т.д. 
      
Однако несмотря на успех у публики, советская критика постоянно отмечала, что 
политическое и моральное поучение в пьесах Туров всегда лежит на поверхности. 
Кроме того, пьесы Туров нередко схематичны по замыслу и исполнению, 
популярность им принесла злободневная тематика. Именно в силу этих недостатков 
драматургия Туров осталась без внимания авторов учебников и пособий по истории 
советской литературы.
Литература и другие источники информации
| 
Дата последнего изменения: | 
Наверх