|
Елпатьевский Сергей Яковлевич
[23.10(4.11).1854, с. Новосел-Кудрине Александровского уезда Владимирской губ.— 9.1.1933, Москва]
— прозаик, публицист.
Сын сельского священника. После окончания медицинского факультета Московского университета (1872-78) служил земским врачом в Скопинском уезде Рязанской губ.
С конца 1878 начинаются скитания по тюрьмам и ссылкам.
В 1884 за принадлежность к «Народной воле» был выслан в Восточную Сибирь. За ним последовала жена Людмила Ивановна, дочь помещика Сокологорского, с двумя детьми. Местом поселения было назначено с.Верхне-Пашенское, в 8 верстах от Енисейска, затем — Енисейск. Елпатьевский занимался медицинской практикой, безвозмездно лечил неимущих, выезжал в Туруханский край и Приангарье для участия в борьбе с эпидемиями, побывал на озере Шира с целью изучения его лечебных свойств. Все это расширяло круг наблюдений писателя.
В 1887-1997 Елпатьевский жил в Нижнем Новгороде, посещал кружок В.Г.Короленко, помогавшего ему войти в литературу. Дружба продолжилась и в Петербурге, где Елпатьевский стал сотрудником, а затем и членом редакции журнала «РБ».
В конце 1890-х Елпатьевский поселился в Ялте, сблизился с А.П.Чеховым и Л.Н.Толстым, был избран членом Ялтинской городской думы и благотворительных организаций.
В 1905 в Москве на знаменитом Всероссийском съезде врачей, созванном в память Пирогова, Елпатьевский был избран председателем этого съезда.
В 1900-х ездил за границу. Елпатьевский входил в московский кружок «Среда», созданный Н.Д.Телешовым и объединявший писателей-реалистов. В связи с делом Бейлиса вместе с Короленко, М.Горьким и другими подписал обращение «К русскому обществу».
Творческий путь Елпатьевского продолжался около полувека. Печататься он начал в 1880 (очерки на деревенские темы). В разнообразных по проблематике произведениях сочувственно изображал народные низы, обличал пережитки крепостничества, духовно скудеющее дворянство, буржуазное хищничество. Для беллетристики тех лет характерны созданные им типологические портреты кулака, родственного щедринскому «чумазому», перерастающего в капиталистического магната (рассказ «Спирька»), барина-интеллигента («Миша»), деградирующего подобно «благополучному россиянину» из романа И.В.Кущевского.
Наиболее значительны в наследии Елпатьевского его сибирские рассказы, именно они принесли ему известность. Печатавшиеся разрозненно в периодических изд., в 1893 они вышли в Петербурге отд. книгой «Очерки Сибири», после чего неоднократно переиздавались.
Перед взором автора «Очерков Сибири» открывается бесконечная русская дорога и пустынная страна с ее тихими городами, чистыми реками от «безбрежной русской Амазонки» Оби до красавца Енисея. На 2-3 тысячи верст тянется «беспредельное царство тайги», то мертво молчаливое, то грозно бурное. Заметен особенный облик зажатой стенами высоких стволов сибирской деревни, на которую кладет отпечаток ее «отец» — этап.
Через всю книгу Елпатьевского проходит тема природы. Увиденная глазами изгнанника, она печальна (рассказы «Гектор», «Едут»), хотя коренные сибиряки любуются ею; красочен весенний пейзаж в рассказе «Отлетает мой соколик», посвященном смелому побегу каторжника. Снегурочка, героиня одноименного рассказа, берет с дочери обещание по окончании медицинского института вернуться в родные края, которые она преданно любит.
В очерках Елпатьевского показаны представители различных социальных слоев: золотопромышленники, торговцы, чиновники, местная и ссыльная интеллигенция, простые люди — «инородцы», каторжники и бродяги. Вместе с др. писателями-гуманистами он выступил на защиту малых народов Сибири: обездоленных остяков («До Томска», «Окаянный город»), тунгусов («В Туруханском крае»).
Елпатьевский — писатель-реалист, стремящийся к документальности, отсюда его тяготение к очерку, хотя в изображении пейзажа, вольнолюбивых бродяг чувствуется романтическое начало, чему способствует использование фольклора. В целом для «Очерков» характерны глубокий лиризм, повышенная эмоциональность, обилие фигур. Образ автора, единство места действия, наличие постоянных персонажей придают книге Елпатьевского целостность, хотя каждый рассказ самостоятелен. Язык отличается чистотой и музыкальностью, отдельные части текста и весь маленький рассказ «Абаканская степь» написаны ритмизованной прозой.
Заграничные путешествия 1894, 1897, 1900 и 1903 послужили материалом для серии очерков «За границей» (СПб., 1910), «Египет» (СПб., 1911), «Крымские очерки» (СПб., 1913). В 1909 и 1916 вышли две части мемуаров Елпатьевского — «Близкие тени» (СПб.) и «Литературные воспоминания» (М.), составленные из очерков-портретов Л.Толстого, А.Чехова, Г.И.Успенского, Н.К.Михайловского, Н.Г.Гарина-Михайловского, П.Якубовича и др.
Во время Первой мировой войны Елпатьевский работал в Земсоюзе по организации помощи раненым воинам, писал статьи патриотического содержания.
После Октябрьской революции Елпатьевский жил в Москве, работал в поликлинике при Кремлевской больнице, выступал с воспоминаниями о своих ссыльных скитаниях, эпизодах революционной борьбы, переменах в деревне и т.д. («Крутые горы». М.; Л., 1929; «Воспоминания за пятьдесят лет». М., 1929). Критик Б.Вальбе назвал эти книги «энциклопедией русской жизни в ее разнообразных прослойках за пятьдесят лет» (Красная панорама. Л., 1929. С. 51).
Соч.:
СС: в 3 т. СПб., 1911;
Рассказы. Т.1-4. М., 1914;
«Едут» и другие рассказы: в 2 т. М.; Л., 1923;
В Сибири. Новосибирск, 1938;
Крутые горы: Рассказы о прошлом. М.; 1963.
Лит.:
М.Ф.[Филиппов М.М.] Журналистка («Озимь» С.Елпатьевского) // РБ. 1886. №11;
Николаев П.Ф. Вопросы жизни в современной литературе. М., 1907;
Колтоновская Б. Писатель-гуманист // Вестник знания. 1904. №12;
Горнфельд А. Литературные беседы // Восход. 1905. №6;
Богданович А.И. Годы перелома. СПб., 1908;
Амфитеатров А.В. С.Я.Елпатьевский // Амфитеатров А.В. СС. СПб., 1916;
С.Я.Елпатьевский // Каторга и ссылка. 1933. №10;
Биографический справочник политкаторжан и ссыльнопереселенцев. М., 1934;
Весновасая Л. С.Я.Елпатьевский // Писатели-нижегородцы (Забытые имена). Горький, 1960;
Малютина А.И. Сибирские рассказы Елпатьевского // Ученые записки Енисейского педагогического института. 1960. Вып.4;
Малютина А.И. Елпатьевский в Енисейской ссылке // Вопросы истории. 1973. №2;
Литвинова В.И. Первый сибирский очерк Елпатьевского // Из истории литературы Сибири. Вып.2. Красноярск, 1977;
Шакирова Д.И. Литературный портрет Елпатьевского // Русская литература и освободительное движение: сб.8. Казань, 1977;
Скачилов В.А. Елпатьевский в Уфимской ссылке // По тропам былого. Уфа, 1980;
С.Я. Елпатьевский // Очерки русской литературы Сибири. Новосибирск, 1982. Т.1.
А.И.Малютина
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|