|
Зозуля Ефим Давидович
[10.12.1891, Москва — 3.11.1941, под Ржевом]
— прозаик.
Родился в семье мелкого служащего. Детство и юность (главной мечтой этого жизненного периода была поездка в Америку) прошли в Лодзи, где он обучился малярно-вывесочному ремеслу. Зозуля недолго проработал по специальности, но сохранил любовь к живописи на всю жизнь. В 1905 был близок к революционным кругам и трижды оказывался в тюрьме за посещение нелегальных собраний.
В 1911 переехал в Одессу и стал писать короткие сатирические произведения. Первые фельетоны, сатирические очерки и юморески были напечатаны в 1911 в одесских газетах «Южная мысль» и «Одесские новости».
Переехав в 1914 в Петербург, Зозуля занялся профессиональной литературной и редакторской деятельностью, работал в редакции журнале «Новый сатирикон», сотрудничал с журналом «Солнце России». В этот период часто встречался с молодым Маяковским. Произведения тех лет, посвященные обличению мещанства и духовного убожества, отличались сатирической заостренностью. Их важной худож. особенностью стали концентрированность сюжета и обобщенность содержания. Пристальное внимание писатель уделял воспроизведению бытовых деталей.
С началом Первой мировой войны Зозуля был мобилизован.
Первое крупное произведение Зозули — роман «Гибель Главного Города» — было издано в 1918. Обращение к жанру антиутопии позволило писателю в аллегоричной форме отразить абсолютную ценность свободы. Конфликт романа строится как противостояние «верхнего» и «нижнего» городов, результатом которого становится полное моральное и физическое рабство в обмен на сытость, бытовую благоустроенность и относительное спокойствие. Этот конфликт, заявленный в одной из ранних антиутопий, проходит в дальнейшем через всю историю этого жанра в литературе XX в.
В 1919 Зозуля переехал в Москву.
С 1919 работал редактором Жургазобъединения, сотрудничал с редакцией журнала «Красноармеец», заведовал отделом в «Прожекторе». Принимал активное участие в общественной деятельности — был участником ЛОКААФа, работал в Федерации советских писателей, много занимался с лит. молодежью. «Он — типичный попутчик, но попутчик, который шагает с нами по одному и тому же пути и вслед за нами, а не в сторонке и не наперерез, как многие другие» (Оленев С. Мелочь // На посту.1923. №2-3. С.230).
Зозуля был одним из инициаторов создания журнала «Огонек».
В 1923 вместе с М.Кольцовым он начал издание журнала, стал создателем его «Библиотеки».
По словам К.Паустовского, писал Зозуля «легко и быстро», а литературу он воспринимал как учительство, проповедь. Он любил работать в малых жанрах. Часто писал короткие рассказы, «короче воробьиного носа», в которых заключалась жизненная мораль.
Зозуля — мастер сжатой новеллы. Важным этапом его творчества являются символические и философско-сатирические сказки («Студия любви к человеку», 1919; «Рассказ об Аке и человечестве», 1919; «Живая мебель», 1919, «Каин и Авель», 1919; «Граммофон веков», 1919 и др.), где социальные темы (в т.ч. и тема советского быта) воплощаются в аллегорических образах и ситуациях. Как отметила критика, в это время «Зозуля теряет свой обычный объект наблюдения и переходит к романам-фантазиям, романам-утопиям». Эти рассказы подверглись критике современников, поскольку в них не было «ничего о революции и грандиозных событиях Гражданской войны». Они были оценены как «ряд страниц, в которых фантазия повисшего в воздухе наблюдателя обливается кислотой интеллигентского скептицизма» (Оленев С. — С.25). Однако классовый подход современной критики не помешал отдать должное тому вкладу, который внес писатель в развитие сатирического и фантастического литературных направлений.
Повесть «Исход» (1920) стала поворотной в творчестве писателя — от фантазий он возвратился в реальность.
В 1922 был опубликован рассказ «Мелочь», посвященный событиям Гражданской войны. Возвращение писателя к социальной проблематике активно приветствовалось критикой. «Кажется, что Зозуля нащупал, наконец, свой творческий путь — путь живых, тревожных, но не фантастических, не выдуманных будней, в которых больше драматизма, чем во всех фантазиях» (Оленев С. - С.30).
Сатирическое и юмористическое изображение действительности — одна из особенностей прозы Зозули. Основной творческий метод писателя и в выборе героев, и в анализе человеческих взаимоотношений — это психологический реализм, соединяющийся с юмором. Большое значение в его прозе уделяется сюжету. Художественным своеобразием произведений Зозули является отсутствие конкретных деталей, условность места и времени действия. В большинстве рассказов и новелл Зозули вскрывал многоликие проявления буржуазной пошлости и издевательского попирания человеческого достоинства. Эта тема часто освещалась в обобщенном виде, без четко выраженных классовых мотивов. Автор приводил «осязаемые» примеры из механизированной жизни капиталистического города (устойчивый образ его прозы), психологию жителей которого и исследовал.
В 1923 началось издание собрания сочинений писателя, однако был опубликован лишь 1 -й том, в который вошли рассказы и роман «Гибель Главного Города».
В 1928-29 вышло 3-томное собрание произведений Зозули. Рассказы, выходившие в 1920-30, в основном были опубликованы в библиотеке журнала «Огонек».
В 1930 писатель пробовал себя в крупных прозаических жанрах. В незаконченных романах «Мастерская человеков» (1930) и «Собственность» (1932) Зозуля пытался показать, как под воздействием идеи революции меняется психология человека. Сатирический роман «Мастерская человеков» — наиболее яркое произведение Зозули.
В 1930 в журнале «Молодая гвардия» были опубликованы 32 главы 1-й книги. Самостоятельное издание романа готовилось в издательстве «Московское товарищество писателей». Однако из-за реорганизации издательской деятельности и ликвидации кооперативных издательств роман полностью опубликован не был. Небольшой отрывок из 2-й книги вышел в журнале «Огонек». Поиск «нового человека», художественно реализованный в судьбах центральных героев — воскрешенного Капелова и получившего слишком большую долю «эликсира интеллекта» Мураля, сопровождается в произведении сатирическим изображением современной действительности, что, по-видимому, и привело к неполной публикации романа.
Проблемы, поднятые в незаконченных романах, продолжает ряд незавершенных новелл художественного цикла «Тысяча», над которыми писатель работал в середине 1930-х. В это же время был создан очерк «Субтропические люди».
С началом Великой Отечественной войны, 4 июля 1941, Зозуля вступил рядовым в народное ополчение, участвовал в боях под Ельней. После появления приказа о переводе писателей на работу по специальности в начале авг. 1941 вместе с поэтом С.Островым Зозуля был направлен в редакцию газеты 31-й армии «На врага». Он выполнял обязанности секретаря редакции. Зозуля прошел с армией боевой путь от Калинина до Ржева. Погиб в бою под Ржевом.
3-томное СС Зозули, опубликованное до Великой Отечественной войны, стало последним и самым полным изданием его произведений. Часть рассказов и очерков вошла в сборник «Я дома», который вышел в 1962. До сих пор это последнее издание сочинений писателя.
Соч.:
Соч. Т. 1. М.; Пг., 1923;
СС: в 3 т. М., 1928-29;
Царь (Через год). Пг., 1917;
Гибель Главного Города. Пг., 1918;
Граммофон веков. 1923;
Рассказы. 1925;
Рассказ об Аке и человечестве. 1925;
Лимонада. М., 1925;
Автобиография // Писатели... М., 1926;
Весенние рассказы. 1926;
Встречи. 1927;
Из Москвы на Корсику и обратно. Л., 1928;
По Европе. Интересная девушка. 1928;
Статьи и материалы. Л., 1928;
Собрание новелл. М., 1930;
Поэмы. М., 1930;
Пятьдесят новелл из цикла «Тысяча». М., 1935;
Разные новеллы. М., 1936;
Я дома. Рассказы. М., 1962.
Лит.:
Оленев С. [Предисл.] // Зозуля Е. Соч. Т.1. М., Пг. 1923;
Кольцов М. Главное о Е.Зозуле // На литературном посту. 1926. №78;
Владиславлев И.В. Литература великого десятилетия. Т.1. М., 1928;
Писатели современной эпохи. Т.1. М., 1928;
Дейч А. [Предисл.] // Зозуля Е. Я дома. Рассказы. М., 1962.
И.А.Тортнова
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|