Зозуля Ефим Давидович
|
Другие персоны с фамилией Зозуля
Другие персоны с именем Ефим Кто родился в этот день 10.12 Кто родился в этот год 1891 |
[10.12.1891, Москва — 3.11.1941, под Ржевом]
— прозаик.
Родился в семье мелкого служащего. Детство и юность (главной мечтой этого жизненного периода была
поездка в Америку) прошли в Лодзи, где он обучился малярно-вывесочному ремеслу. Зозуля недолго
проработал по специальности, но сохранил любовь к живописи на всю жизнь. В 1905 был близок к
революционным кругам и трижды оказывался в тюрьме за посещение нелегальных собраний.
В 1911 переехал в Одессу и стал писать короткие сатирические произведения. Первые фельетоны,
сатирические очерки и юморески были напечатаны в 1911 в одесских газетах «Южная мысль» и «Одесские
новости».
Переехав в 1914 в Петербург, Зозуля занялся профессиональной литературной и редакторской
деятельностью, работал в редакции журнале «Новый сатирикон», сотрудничал с журналом «Солнце
России». В этот период часто встречался с молодым Маяковским. Произведения тех лет, посвященные
обличению мещанства и духовного убожества, отличались сатирической заостренностью. Их важной
худож. особенностью стали концентрированность сюжета и обобщенность содержания. Пристальное
внимание писатель уделял воспроизведению бытовых деталей.
С началом Первой мировой войны Зозуля был мобилизован.
Первое крупное произведение Зозули — роман «Гибель Главного Города» — было издано в 1918.
Обращение к жанру антиутопии позволило писателю в аллегоричной форме отразить абсолютную
ценность свободы. Конфликт романа строится как противостояние «верхнего» и «нижнего» городов,
результатом которого становится полное моральное и физическое рабство в обмен на сытость, бытовую
благоустроенность и относительное спокойствие. Этот конфликт, заявленный в одной из ранних
антиутопий, проходит в дальнейшем через всю историю этого жанра в литературе XX в.
В 1919 Зозуля переехал в Москву.
С 1919 работал редактором Жургазобъединения, сотрудничал с редакцией журнала «Красноармеец»,
заведовал отделом в «Прожекторе». Принимал активное участие в общественной деятельности — был
участником ЛОКААФа, работал в Федерации советских писателей, много занимался с лит. молодежью. «Он
— типичный попутчик, но попутчик, который шагает с нами по одному и тому же пути и вслед за нами, а не
в сторонке и не наперерез, как многие другие» (Оленев С. Мелочь // На посту.1923. №2-3. С.230).
Зозуля был одним из инициаторов создания журнала «Огонек».
В 1923 вместе с М.Кольцовым он начал издание журнала, стал создателем его «Библиотеки».
По словам К.Паустовского, писал Зозуля «легко и быстро», а литературу он воспринимал как учительство,
проповедь. Он любил работать в малых жанрах. Часто писал короткие рассказы, «короче воробьиного
носа», в которых заключалась жизненная мораль.
Зозуля — мастер сжатой новеллы. Важным этапом его творчества являются символические и
философско-сатирические сказки («Студия любви к человеку», 1919; «Рассказ об Аке и человечестве»,
1919; «Живая мебель», 1919, «Каин и Авель», 1919; «Граммофон веков», 1919 и др.), где социальные темы
(в т.ч. и тема советского быта) воплощаются в аллегорических образах и ситуациях. Как отметила
критика, в это время «Зозуля теряет свой обычный объект наблюдения и переходит к романам-фантазиям,
романам-утопиям». Эти рассказы подверглись критике современников, поскольку в них не было «ничего о
революции и грандиозных событиях Гражданской войны». Они были оценены как «ряд страниц, в которых
фантазия повисшего в воздухе наблюдателя обливается кислотой интеллигентского скептицизма»
(Оленев С. — С.25). Однако классовый подход современной критики не помешал отдать должное тому
вкладу, который внес писатель в развитие сатирического и фантастического литературных направлений.
Повесть «Исход» (1920) стала поворотной в творчестве писателя — от фантазий он возвратился в
реальность.
В 1922 был опубликован рассказ «Мелочь», посвященный событиям Гражданской войны. Возвращение
писателя к социальной проблематике активно приветствовалось критикой. «Кажется, что Зозуля
нащупал, наконец, свой творческий путь — путь живых, тревожных, но не фантастических, не
выдуманных будней, в которых больше драматизма, чем во всех фантазиях» (Оленев С. - С.30).
Сатирическое и юмористическое изображение действительности — одна из особенностей прозы Зозули.
Основной творческий метод писателя и в выборе героев, и в анализе человеческих взаимоотношений —
это психологический реализм, соединяющийся с юмором. Большое значение в его прозе уделяется сюжету.
Художественным своеобразием произведений Зозули является отсутствие конкретных деталей,
условность места и времени действия. В большинстве рассказов и новелл Зозули вскрывал многоликие
проявления буржуазной пошлости и издевательского попирания человеческого достоинства. Эта тема
часто освещалась в обобщенном виде, без четко выраженных классовых мотивов. Автор приводил
«осязаемые» примеры из механизированной жизни капиталистического города (устойчивый образ его
прозы), психологию жителей которого и исследовал.
В 1923 началось издание собрания сочинений писателя, однако был опубликован лишь 1 -й том, в который
вошли рассказы и роман «Гибель Главного Города».
В 1928-29 вышло 3-томное собрание произведений Зозули. Рассказы, выходившие в 1920-30, в основном
были опубликованы в библиотеке журнала «Огонек».
В 1930 писатель пробовал себя в крупных прозаических жанрах. В незаконченных романах «Мастерская
человеков» (1930) и «Собственность» (1932) Зозуля пытался показать, как под воздействием идеи
революции меняется психология человека. Сатирический роман «Мастерская человеков» — наиболее
яркое произведение Зозули.
В 1930 в журнале «Молодая гвардия» были опубликованы 32 главы 1-й книги. Самостоятельное издание
романа готовилось в издательстве «Московское товарищество писателей». Однако из-за реорганизации
издательской деятельности и ликвидации кооперативных издательств роман полностью опубликован не
был. Небольшой отрывок из 2-й книги вышел в журнале «Огонек». Поиск «нового человека»,
художественно реализованный в судьбах центральных героев — воскрешенного Капелова и получившего
слишком большую долю «эликсира интеллекта» Мураля, сопровождается в произведении сатирическим
изображением современной действительности, что, по-видимому, и привело к неполной публикации
романа.
Проблемы, поднятые в незаконченных романах, продолжает ряд незавершенных новелл художественного
цикла «Тысяча», над которыми писатель работал в середине 1930-х. В это же время был создан очерк
«Субтропические люди».
С началом Великой Отечественной войны, 4 июля 1941, Зозуля вступил рядовым в народное ополчение,
участвовал в боях под Ельней. После появления приказа о переводе писателей на работу по
специальности в начале авг. 1941 вместе с поэтом С.Островым Зозуля был направлен в редакцию газеты
31-й армии «На врага». Он выполнял обязанности секретаря редакции. Зозуля прошел с армией боевой
путь от Калинина до Ржева. Погиб в бою под Ржевом.
3-томное СС Зозули, опубликованное до Великой Отечественной войны, стало последним и самым полным
изданием его произведений. Часть рассказов и очерков вошла в сборник «Я дома», который вышел в 1962.
До сих пор это последнее издание сочинений писателя.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх