|  | 
 
Боков Виктор Фёдорович
[6(19).9.1914, д. Язвицы, ныне Московская обл.]
 — поэт.
 Родился в семье крестьянина. Как вспоминает Боков в автобиографической заметке 
«О себе», его первыми учителями были отец, мать, крестьянский труд, уличная 
гармонь и частушки. Работал токарем, учился в Загорском пед. техникуме.
 В 1934 опубликовал стихи в районной газете, их отметил М.Пришвин.
 Помимо поэзии занимался также прозой, его рассказ «Дорога» одобрил А.Платонов, 
который увидел в нем «силу и прелесть», «свой способ изложения темы», «глубину 
искреннего чувства», «острый литературный такт» (Детская литература. 1939. 
№10-11. С.3). Интерес к проблеме народности проявил и как собиратель, 
исследователь фольклора. Напечатал статьи «Юный фольклорист» (Литературное 
обозрение. 1936. №24), «О народной частушке, ее издателях и фальсификаторах» 
(Литературный критик. 1939. №8-9), «Фольклорные экспедиции учащихся» 
(Литература в школе. 1940. №2), опубликовал также записанное им произведение 
современного фольклора (Огонек. 1940. №3).
 В 1938 окончил Литературный институт им. М.Горького.
 В июле 1941 с Б.Пастернаком помогал Марине Цветаевой при ее сборах и отъезде в 
эвакуацию.
 В 1942 был призван в армию, находился в военном лагере. Неожиданно ночью 19 
авг. 1942 был несправедливо арестован, началась тюремная, а затем и лагерная 
одиссея. Недоумением и душевной болью полны были новые стихи поэта: «Товарищ 
Сталин! Слышишь ли ты нас? / Заламывают руки, бьют на следствии» (Стою на 
своем! С.41). Бодрость духа заключенного поддержали письма М.Пришвина и 
А.Платонова, пришедшие к нему в сибирский лагерь.
 10 сент. 1947 Боков писал из Сибири А.Платонову: «Сообщаю, что скоро месяц, как 
я гражданин. Остался работать в Сибири...» (РО ИРЛИ. Ф.780). Проработал в 
Сибири вольнонаемным до весны 1948, затем жил в Калужской обл. под Москвой, в 
столице жить еще не разрешалось.
 В 1958 опубликовал сборник стихов «Ярхмель» и «Заструги». Появились 
благожелательные отклики в печати Н.Рыленкова (Литература и жизнь. 1959. 27 
мая), И.Михайлова (Нева. 1959. №11).
 Вспоминая позже это время, Боков признавался: «Пришло уверенное вдохновение от 
встречи с людьми, с родной землей, с народной речью, которая рвет узды 
грамматик и вольно пасется на своем лугу» (Боков В. Стихотворения и песни. М., 
1973. С.15). Появляются новые книги стихов «Весна Викторовна» (1961), «Ветер в 
ладонях» 1962), «Лирика» (1964), «Алевтина» 1968), «Свирь» (1968), «Избранное» 
1970). Критика приветствовала песенный дар Бокова: «Радость стиха» (Ушаков Н. 
// литература и жизнь. 1962. 11 мая), «Вечно живые» (Денисова И. // Знамя. 
1966. № 4). Н.Рыленков констатировал: «...в поэзию пришел самобытный и притом 
вполне сложившийся художник, накрепко всеми своими корнями связанный с родной 
почвой, влюбленный в родное певучее слово, знающий цену хлеба и соли» (Рыленков 
Н. Поэзия родных просторов. М., 1964. С.6).
 По убеждению Бокова, Россия начинается с пристрастия к труду, к терпенью, к 
правде, к доброте, такой он и рисует свою родину, его поэзия празднична, это 
праздничность сенокоса. Поэту дорога вся страна: «Брусничная Вологда, рыбная 
Астрахань, яблочный Курск... таежный Онего, степная Ока, желтоглазый Иртыш» 
(«Клятва»). Многокрасочна палитра поэта, широка гамма передаваемых им чувств и 
картин народной жизни — от первого снега до урожайной осени. Своей поэзией 
Боков полемизирует с теми, кто мысленно разрывает Россию на прошлую и 
настоящую, на белокаменную и шлакоблочную; для него дорога Россия и былинных 
богатырей, и современных космонавтов. Н.Рыленков отмечал, что его оптимизм 
выстрадан и родствен оптимизму рабочего человека.
 Поэт народной души, Боков закономерно стал автором нестареющих, получивших 
народное признание песен: «Оренбургский пуховый платок», «На побывку едет...», 
«Ой, Наташа», «Колокольчик», «А любовь все жива», «На Мамаевом кургане», «Шуми, 
береза белая», «Ой, снег-снежок». Современник свидетельствует: «...его песни 
звучали везде — на улицах, в цехах заводов, в каждой семье» (Завтра. 1995. №12. 
С.7).
 Выходят новые книги стихов: «Когда светало...» (1972), «Три травы» (1975), 
«Поклон России» (1976), «В трех шагах от соловья» (1977); они находят 
позитивные отклики: «Даль слова» (В. Цыбин // Литературная Россия. 1972. 25 
февр.), «Вечное родство» (В.Коробов // Наш современник. 1974. №9), «Ключ 
сердца» (Д.Ковалев // Литературное обозрение. 1975. №3), «Ветер молодости» 
(В.Сорокин // Молодая гвардия. 1976. №3).
 Еще в 1950 Боков издал составленную им антологию «Русская частушка», в 1970-е 
продолжает изучение фольклора. Обращается к жанру поэмы, одну за другой создает 
поэмы на различные темы современности: «Свирь» (1965), «После Победы» (1976), 
«Злата Прага» (1979) и др. Как сказал о нем В.Сорокин: «и богат он щедростью 
воспринимать и делиться, удивляться и находить» (Огонек. 1974. №38. С.15). Он 
пишет добрые предисловие к книгам А.Боброва, В.Богданова, В.Туркина, 
Н.Журавлева, В.Замятина и других поэтов, отзывается в печати о стихах 
В.Казанцева, В.Кузнецова, А.Прасолова и др. Пишет о Н.А.Некрасове, С.А.Есенине, 
М.М.Пришвине, Н.Н.Асееве, особенно примечательны воспоминания о Б.Пастернаке 
«Собеседник рощ» (Юность. 1989. №11). Еще до войны Боков был увлечен 
«высоковольтной правдой» творчества А.Платонова, ему посвящена статья Бокова 
«Высокое слово Андрея Платонова» (Литературная Россия. 1989. 24 марта).
 Расширяя свой творческий диапазон, Боков обращается к переводам, дает вторую 
жизнь на русском языке стихам поэтов разных народов СССР: А.Граши, 
К.Герасименко, М.Грубияна, С.Данилова, П.Заднипру, М.Квливидзе, А.Копштейна, 
И.Тарба, С.Чиковани.
 В 1963 издает книгу прозы «Над рекой Истермой».
 Как художник истинно народного склада, Боков не чужд также юмора и сатиры — 
раешника, частушки, сатирических жанров. Книга «Частушки родины Шукшина» не 
случайно вышла в 1986 в Барнауле с предисловием Бокова.
 Поэт верен теме патриотизма, теме России как матери-Родины. В новых стихах он 
пишет: «Время смутное, сатанинское, / Балом правят карман и обман. / Русь 
родная! Заступница близкая / — Ты одна!» (Наш современник. 1993. № 7. С.47). 
Вновь возникает образ Пушкина, постоянного спутника Бокова. Пушкин для него 
«поэт поэтов», «высокий свет» России.
 Современники так определили главное в поэзии Бокова: «...знание необъятной 
Родины с ее городами и весями, лесами и реками вошло в плоть и кровь лучших 
стихов Бокова» (Гринберг И.— С.243); «...Виктор Боков самый народный поэт после 
Александра Прокофьева» (Сорокин В. — С.37); «...ритмическая неординарность, 
может быть, самая примечательная черта поэтики Бокова» (Михайлов Ал. — С.134). 
Источником же ритмических вариаций, усиливающих эмоциональное воздействие на 
читателя, служит осваиваемое поэтом частушечно-песенное богатство русского 
фольклора. И перед читателями новых поколений поэт предстает «мастером, 
вобравшим в себя лучшие традиции русской поэзии, убежденным собеседником, 
думающим о России, о ее и своей нелегкой судьбе, любви и милосердии» (Что 
думалось и пелось. 4-я с. обложки).
 
Соч.: 
СС: в 3 т. М., 1983-84;
 Избранные произведения: в 2 т. М., 1975;
 Весенние звоны; Высокое слово Андрея Платонова // Литературная Россия. 1989. 
№12;
 Собеседник рощ // Юность. 1989. №11;
 Высота духа // Слово. 1990. №7;
 День за днем...: стихотворения. М., 1991;
 Великий Берендей // Воспоминания о Михаиле Пришвине. М., 1991. С 104-110;
 Стою на своем!: стихи. М., 1992;
 Воспоминания о Марине Цветаевой. М., 1992. С.524-525;
 Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993. С.347-352;
 Что думалось и пелось: Избранные стихи и песни. М., 1994;
 Любовь моя, Россия! М., 1994;
 Россия в сердце не случайна: Избранные стихи. Ставрополь, 1997;
 Травушка-муравушка: Новая книга стихов. Оренбург, 1997;
 «Я в России живу не гостем.,.»: Образ современной России в эпистолярии и лирике 
В.Бокова / публ., вступ. статья и комм. В.М.Головко // Вестник Ставропольского 
университета. 1997. Вып.10;
 Я готовлю тебе воскресение... // Дальний Восток. 1998. №7;
 Жизнь — радость моя: Избранное. М., 1998;
 Повечерье: Новая книга лирики. М., 2000.
 
Лит.: 
Рыленков Н. Традиции и новаторство. М., 1962. С.120-121;
 Федоров Вас. Наше время такое... М., 1973. С.439-440;
 Платонов А. Размышления читателя. М., 1980. С.92-96;
 Михайлов Ал. Тайны поэзии М., 1980. С.134-139;
 Гринберг И. Труд и вдохновение. М., 1983. С.233-248;
 Сорокин В. Благодарение. М., 1986. С.33-47;
 Творчество Андрея Платонова. СПб., 1995. С.163-164, 173-176, 194-205;
 Шошин В.А. Стою на своем! // Вестник Ставропольского университета. 1998. 
Вып.14;
 Бобров А.А. Россия, Переделкино, Бокову: К 85-летию Виктора Федоровича Бокова 
// Русский дом. 1999. №10;
 Головко В.М. Три встречи: Литературно-критические очерки. Ставрополь, 2001;
 Головко В. Побудь со мной на высоте // Литературная Россия. 2002. №34.
 В.А.Шошин 
 А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
 Оглавление | Все источники
 
 | 
 
 
 
 |