|
Шульгин Василий Витальевич
[1(13).1.1878, Киев — 15.2.1976, Владимир]
— прозаик, публицист.
Шульгин родился в семье профессора истории Киевского университета, основателя и
владельца одной из крупнейших газ. «Киевлянин». Отец рано умер, и Шульгина
воспитал отчим, также профессор Киевского университета, главный редактор
«Киевлянина» Д.И.Пихно. Шульгин получил юридическое образование и с молодых лет
занялся политикой. В 29 лет стал членом Государственной думы, в дни Февральской
революции был избран членом Временного комитета думы, 2 марта 1917 вместе с
А.Гучковым принял отречение от престола последнего российского императора. С
окт. 1917 Шульгин стал одним из организаторов и руководителей Белого движения и
боролся с революцией до конца Гражданской войны, когда в 1920 с остатками
разгромленной врангелевской армии эмигрировал за границу.
В 1920-х, находясь в эмиграции, Шульгин написал свои лучшие и самые известные
книги, но к литературе начал приобщаться задолго до этого, в перерывах между
занятиями политикой. Он писал рассказы, стихи, поэмы, печатал их в периодике;
однако эти опыты внимания общественности не привлекали. Осталась незамеченной и
изданная в 1910 в Харькове книга Шульгина «Недавние дни», куда он собрал многое
из того, что до этого публиковал в газетах и журналах. Попробовал Шульгин
писать и в крупном жанре: сочинял в течение 10 лет исторический роман
«Приключения князя Воронецкого» (1-я ч.- «В стране свобод» — рассказывает о
событиях на Волыни в конце XVI в., когда эта часть Украины принадлежала
полякам; книга была опубликована в Киеве в 1914).
В 1913 после смерти Д.Пихно в руки Шульгина перешла газета «Киевлянин». Шульгин
становится одним из ведущих журналистов. В годы смуты 1918-19, находясь в
Киеве, Шульгин страстно и непримиримо боролся с украинским «самостийным»
движением, резко выступал не только против большевиков, но и против зверств
белогвардейцев.
Оказавшись в эмиграции, Шульгин написал книгу «1920 г.», изданную в 1921 в
Софии. «Разумеется, время для изображения нашей трагедии во всем объеме, так
сказать, с журавлиной высоты, еще не пришло,— писал Шульгин,— но можно и должно
записывать то, что каждый из нас видел воочию. И можно рассказать свои
переживания постольку, поскольку индивидуальность автора терпит публичное
раздевание. Настоящий очерк и представляет опыт записать в этих пределах
"кусочек жизни", пробежавший перед моими глазами». Шульгин рассказал о белой
Одессе, подробно описал белогвардейцев в советском подполье, запечатлел
врангелевский Крым.
«Книга В.Шульгина,— писал в берлинском журнале "Новая русская книга" (1922. №3)
рецензент В.Санкевич,— не только сводит разруху русской жизни к одичанию,
вызванную существом Гражданской войны, но еще иллюстрирует психологию, питающую
эту Гражданскую войну. Ведь сам автор, нарисовав такую чудовищно-неприкрашенную
картину Гражданской войны в начале своей книги, в конце ее все же находит в
себе какую-то плоскость мысли и чувства, чтобы опять оправдать и даже
идеализировать ее».
В «1920 г.» Шульгин применил стиль коротких заметок, каждая из которых
напоминает новеллу. В подобном стиле были написаны в те годы книги С.Федорченко
(«Народ на войне»), И.Эренбурга («Лик войны»), Б.Савинкова («Конь вороной») и
др. В предисловии к книге «1920 г.» Шульгин заявил: «Я выбрал 1920 год как
ближайший. Если из этого что-нибудь выйдет, вероятно, перейду к временам более
отдаленным».
В 1922 в журнале «Русская мысль» была опубликована еще одна работа Шульгина —
«Дни». Она оказалась аналогичной предыдущей и по идеологии, и по стилю и, в
сущности, составляла с ней единое целое с той лишь разницей, что действие
«Дней» происходило раньше 1920 — в февральско-мартовские дни 1917. Вторая книга
стала как бы началом первой. Это учли советские издатели, и когда в середине
1920-х решили выпустить в России произведения Шульгина, то сначала опубликовали
«Дни» (1925), а затем «1920 г.» (1926).
В 1925-26 Шульгин нелегально побывал в Советской России и, вернувшись за рубеж,
написал об этой поездке книгу «Три столицы» (1927), в которой рассказал о своих
впечатлениях от посещения Киева, Ленинграда и Москвы. Основная мысль этой книги
в том, что, несмотря на все перенесенные испытания, Россия жива. Не случайно
при переводе на французский язык издатель с согласия автора дал иное название
книге — «Возрождение России». Книга Шульгина не вызвала восторгов в стане
эмиграции, многое в ней шокировало зарубежных русских, и Шульгина даже назвали
«предателем белой идеи». В отличие от двух предыдущих книга «Три столицы»
показалась советским властям излишне правдивой и потому неуместной; «Три
столицы» на родине автора издавать не стали.
Предпринимал Шульгин в эти годы и попытки вернуться к беллетристике. Еще в 1921
он издал книгу «Нечто фантастическое», а в конце 1920-х вернулся к давнему
замыслу исторического романа и написал продолжение приключений князя
Воронецкого «В стране неволи» (1931). Действие происходит в те же отдаленные
времена, но уже в Турции, Румынии и др. восточноевропейских странах.
Однако для читающей публики Шульгин был интересен прежде всего как яркая
личность, играющая в описываемых событиях ведущие роли, от него ждали в
основном свидетельских показаний и трактовки злободневных вопросов.
Беллетристические опыты Шульгина остались почти не замеченными.
Для самого автора раздумья об окружавшей его действительности также были важнее
выдуманных историй. Одной из тем публицистики Шульгин 1920-х становится вопрос
о роли евреев в революции 1917. Осенью 1919 он на страницах «Киевлянина»
выступил со статьей «Пытка страхом», где назвал деникинские погромы
«средневековой жутью», призывал власти бороться с насилием, а евреев, которых
он считал виновниками революции и Гражданской войны, призывал покаяться в
поддержке большевизма.
Полемически заостренная статья вызвала разнообразные отклики (И.Эренбург,
С.Марголин и др.). Завязавшаяся полемика долго не затихала, в 1925 к ней
вернулся журнал «Былое»; а в 1930 Шульгин выпустил книгу «Что нам в них не
нравится», которая вызвала еще более острую реакцию читающей публики. То же
случилось и с работой Шульгина «Украинизирующие и мы» (1939), написанной на
весьма важную для автора тему «самостийности», с которой он не уставал
бороться.
В годы Второй мировой войны Шульгин жил в Югославии. В янв. 1945 с приходом в
Югославию частей Красной Армии Шульгин был арестован и осужден за
контрреволюционную деятельность на 25 лет. Наказание отбывал в тюрьме
г.Владимира, в котором и поселился после досрочного освобождения в 1956.
В 1961 вышла брошюра Шульгин «Письма к русским эмигрантам». После выхода этой
книги был задуман документальный фильм о годах революции с участием Шульгина.
Первоначальное название картины, которую взялся делать режиссер Ф.Эрмлер, было
«Дни». Однако в целях усиления ожидаемого эффекта фильм был назван «Перед судом
истории», в нем Шульгин беседовал о прошлом с советским историком. Но через
несколько дней после начала демонстрации фильм по идеологическим мотивам был
снят с экрана.
В конце жизни Шульгин работал над книгой воспоминаний «Годы», где рассказывал о
деятельности Государственной думы в 1907-17. Главным в ней стало не столько
содержание, сколько авторское ощущение прошедшего исторического времени; это
публицистическое произведение имело и большие литературного достоинства.
Шульгин успел закончить книгу, но опубликована она была только в 1979, уже
после смерти автора. Это повествование стало хронологическим началом
своеобразной трилогии Шульгин — «Годы», «Дни», «1920 г.». В начале 1990-х все
основные книги Шульгина были в России переизданы.
Соч.:
Дни. 1920 г. М., 1989;
Годы. Дни. 1920 г. М., 1990.
Лит.:
Заславский Д. Рыцарь черной сотни В.В.Шульгин. Л., 1925;
Жуков Д. Жизнь и книги В.В.Шульгина // Шульгин В. Дни. 1920 г. М., 1989;
Владимиров В. О книге «Годы» и ее авторе // Шульгин В. Годы. Дни. 1920 г. М.,
1990.
В.В.Попов
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|