Аронов Анатолий Наумович [14.01.1911-23.12.1998]

Рыбаков (настоящая фамилия Аронов) Анатолий Наумович
       [1(14).1.1911, Чернигов — 23.12.1998, Нью-Йорк, похоронен в Москве]
       — прозаик.
       Родился в семье инженера, с 1919 жил в Москве. После окончания школы поступил в Инженерно-транспортный институт. Арестованный в 1933 по обвинению в контрреволюционной пропаганде (статья 58-10), был сослан на 3 года в Сибирь. Отбыв наказание, был лишен права проживания в больших городах, жил и работал в Уфе, Калинине, Рязани и др. Призванный в армию в начале Великой Отечественной войны, воевал рядовым, затем получил офицерское звание, судимость была с него снята.
       Демобилизовавшись в 1946, приступает к работе над детской приключенческой повестью «Кортик» (1948), действие которой происходит в годы Гражданской войны и нэпа; ее продолжением явилась повесть «Бронзовая птица» (1956). Построенные на остром сюжете, насыщенные романтикой, книги Рыбакова много раз переиздавались. Юношеству адресована и трилогия, в которую входят повести «Приключения Кроша» (1960), «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат» (1970). Ведя повествование от лица героя, на глазах читателя превращающегося из подростка в юношу, Рыбаков показывает, как идет процесс становления характера, вырабатываются нравственные принципы, определяется место в жизни. Повестям Рыбакова свойственны напряженность развития сюжета, легкость стиля, теплое сочувствие писателя своим юным героям.
       В отмеченном Государственной премией романе «Водители» (1950) писатель обращается к изображению людей, близких ему по прежней профессии инженера-автомобилиста. Написанная по канонам «производственного» романа, книга Рыбакова привлекает более всего дотошным знанием, точным изображением подробностей жизни людей, работающих на автотранспортном предприятии: именно на этой — трудовой — сфере целиком сосредоточен интерес автора. Типично «производственными» романами оказались и вскоре написанные книги Рыбакова «Екатерина Воронина» (1955) и «Лето в Сосняках» (1964): и здесь центральными оказываются проблемы, возникающие в коллективе людей, работающих на большом предприятии. Стремясь укрупнить масштабы повествования, Рыбаков выходит за рамки рассказа о производстве: в романах писателя обнаруживается настойчивое желание утвердить мысль об ответственности человека перед собой и другими за все происходящее в жизни. Попытки расцветить повествование о труде обращением к личной жизни тех, кто трудится, нельзя признать удачными: романы Рыбакова отличают схематичность, деловитая суховатость рассказа, суженность поля изображения. Анализу внутреннего мира своих персонажей Рыбакова предпочитает рассказ о них, изображение поступков.
       Новый для себя шаг сделал Рыбаков романом «Тяжелый песок» (1979): широко раздвинулись временные рамки и поле изображения, судьбы многочисленных персонажей оказались сопряженными с движением истории. Добиваясь достоверности повествования, Рыбаков вместе с тем пишет страстно, боль определяет тональность романа. К 1910 относится начало истории еврейской семьи, о которой рассказывается в романе, завершается эта история в страшном для ее членов 1943. Эпоха, границами которой очерчено повествование, вполне обнаруживает свой бесчеловечный характер, с такой жестокой силой сказавшийся в жизни — и смерти — героев романа Рыбакова.
       Одним из самых заметных событий в литре конца 1980-х стал роман Рыбакова «Дети Арбата»: замысел его относится к концу 1950-х, работа над ним продолжалась долго. Журнал «Новый мир» анонсировал роман в 1967, а «Октябрь» — в 1979, однако он был впервые опубликован лишь в 1987. События, о которых рассказывалось здесь, получили продолжение в романе «Тридцать пятый и другие годы» (1988), второй книгой которого явился роман «Страх» (1990), а третьей — роман «Прах и пепел» (1994). В этих многоплановых психологических романах дается яркая картина советского общества в эпоху начинающихся — все ширящихся, захватывающих все слои — сталинских репрессий: люди разных поколений, живущие в разных концах страны, оказываются под все усиливающимся страшным гнетом бесчеловечной диктатуры.
       Писатель не просто рассказывает о событиях, страшную власть которых все отчетливее ощущают на себе персонажи его повествования, но и стремится исследовать психологию общества 1930-х, где все глубже поселявшийся в душах людей страх лишь постепенно вытеснял их веру в целесообразность происходящего.
       Точно воспроизводя приметы времени, Рыбаков выходит теперь к художественному осмыслению процесса противоборства разных представлений о путях исторического развития. Однако образам романа недостает психологической глубины, логика развития характеров основывается прежде всего на анализе противостояния мировоззрений, которое и определяет нравственные позиции героев, а в конечном счете и судьбу каждого из них. Веря в способность человека занимать в жизни независимую позицию, Рыбаков показывает, какой дорогой ценой приходилось расплачиваться за это людям в сталинскую эпоху. Одним из первых писатель заставил задуматься читателей о справедливости казавшегося незыблемым принципа превосходства точки зрения коллектива над индивидуальной: названием одной из частей трилогии — «Страх» — определяется старательно насаждавшееся тогда в советском обществе чувство, позволяющее сделать человека покорным. Одним из первых также предпринял Рыбаков попытку объяснить характер Сталина и причины, позволявшие в течение нескольких десятилетий миллионам людей вопреки всему верить в мудрость вождя и справедливость проводимой им государственной политики, которая вела к уничтожению миллионов советских граждан. Рыбаков показывает, как последовательно, не останавливаясь ни перед чем, укрепляет свою власть диктатор, решительно подавляющий всякое проявление инакомыслия. Но в романе идет речь и о том, как вызревает в людях понимание чудовищности происходящего, понимание подлинного — трагического — смысла процессов в жизни общества, направлявшихся жестокой рукой вождя.

Соч.:
       Избранное: в 2 т. М., 1978;
       СС: в 4 т. М., 1981-82;
       Избранное: в 3 т. М., 1991-95;
       Дети Арбата. М., 1988;
       Тридцать пятый и другие годы. Книга 1. М., 1989;
       Страх (Тридцать пятый и другие годы). Книга 2. М., 1990.

Лит.:
       Берзер А. Тайна кортика и победа Кроша // Октябрь. 1961. №1;
       Файнберг Р. Испытание характера // Нева. 1965. №8;
       Старикова Е. Анатолий Рыбаков: Очерк творчества. М., 1977;
       Аннинский Л. Отцы и дети Арбата // Аннинский Л. Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. М., 1989;
       Аннинский Л. Почва. Воздух. Судьба: О прозе Анатолия Рыбакова // Аннинский Л. Локти и крылья: Литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы. М., 1989;
       Бочаров А. Противостояние // Неоконченные споры. М., 1990;
       С разных точек зрения: Дети Арбата Анатолия Рыбакова. М., 1990;
       Кавторин В., Чубинский В. Роман и история // Нева. 1988. №3;
       Латынина А. Взгляд из сегодня // Латынина А. За открытым шлагбаумом. М., 1991;
       Шкловский Е. Самое главное // Литературное обозрение. 1987. №11.

А.С.Карпов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:43:58 UTC