Аронов Анатолий Наумович
|
Другие персоны с фамилией Аронов
Другие персоны с именем Анатолий Кто родился в этот день 14.01 Кто родился в этот год 1911 |
[1(14).1.1911, Чернигов — 23.12.1998, Нью-Йорк, похоронен в Москве]
— прозаик.
Родился в семье инженера, с 1919 жил в Москве. После окончания школы поступил в
Инженерно-транспортный институт. Арестованный в 1933 по обвинению в
контрреволюционной пропаганде (статья 58-10), был сослан на 3 года в Сибирь.
Отбыв наказание, был лишен права проживания в больших городах, жил и работал в
Уфе, Калинине, Рязани и др. Призванный в армию в начале Великой Отечественной
войны, воевал рядовым, затем получил офицерское звание, судимость была с него
снята.
Демобилизовавшись в 1946, приступает к работе над детской приключенческой
повестью «Кортик» (1948), действие которой происходит в годы Гражданской войны
и нэпа; ее продолжением явилась повесть «Бронзовая птица» (1956). Построенные
на остром сюжете, насыщенные романтикой, книги Рыбакова много раз
переиздавались. Юношеству адресована и трилогия, в которую входят повести
«Приключения Кроша» (1960), «Каникулы Кроша» (1966) и «Неизвестный солдат»
(1970). Ведя повествование от лица героя, на глазах читателя превращающегося из
подростка в юношу, Рыбаков показывает, как идет процесс становления характера,
вырабатываются нравственные принципы, определяется место в жизни. Повестям
Рыбакова свойственны напряженность развития сюжета, легкость стиля, теплое
сочувствие писателя своим юным героям.
В отмеченном Государственной премией романе «Водители» (1950) писатель
обращается к изображению людей, близких ему по прежней профессии
инженера-автомобилиста. Написанная по канонам «производственного» романа, книга
Рыбакова привлекает более всего дотошным знанием, точным изображением
подробностей жизни людей, работающих на автотранспортном предприятии: именно на
этой — трудовой — сфере целиком сосредоточен интерес автора. Типично
«производственными» романами оказались и вскоре написанные книги Рыбакова
«Екатерина Воронина» (1955) и «Лето в Сосняках» (1964): и здесь центральными
оказываются проблемы, возникающие в коллективе людей, работающих на большом
предприятии. Стремясь укрупнить масштабы повествования, Рыбаков выходит за
рамки рассказа о производстве: в романах писателя обнаруживается настойчивое
желание утвердить мысль об ответственности человека перед собой и другими за
все происходящее в жизни. Попытки расцветить повествование о труде обращением к
личной жизни тех, кто трудится, нельзя признать удачными: романы Рыбакова
отличают схематичность, деловитая суховатость рассказа, суженность поля
изображения. Анализу внутреннего мира своих персонажей Рыбакова предпочитает
рассказ о них, изображение поступков.
Новый для себя шаг сделал Рыбаков романом «Тяжелый песок» (1979): широко
раздвинулись временные рамки и поле изображения, судьбы многочисленных
персонажей оказались сопряженными с движением истории. Добиваясь достоверности
повествования, Рыбаков вместе с тем пишет страстно, боль определяет тональность
романа. К 1910 относится начало истории еврейской семьи, о которой
рассказывается в романе, завершается эта история в страшном для ее членов 1943.
Эпоха, границами которой очерчено повествование, вполне обнаруживает свой
бесчеловечный характер, с такой жестокой силой сказавшийся в жизни — и смерти —
героев романа Рыбакова.
Одним из самых заметных событий в литре конца 1980-х стал роман Рыбакова «Дети
Арбата»: замысел его относится к концу 1950-х, работа над ним продолжалась
долго. Журнал «Новый мир» анонсировал роман в 1967, а «Октябрь» — в 1979,
однако он был впервые опубликован лишь в 1987. События, о которых
рассказывалось здесь, получили продолжение в романе «Тридцать пятый и другие
годы» (1988), второй книгой которого явился роман «Страх» (1990), а третьей —
роман «Прах и пепел» (1994). В этих многоплановых психологических романах
дается яркая картина советского общества в эпоху начинающихся — все ширящихся,
захватывающих все слои — сталинских репрессий: люди разных поколений, живущие в
разных концах страны, оказываются под все усиливающимся страшным гнетом
бесчеловечной диктатуры.
Писатель не просто рассказывает о событиях, страшную власть которых все
отчетливее ощущают на себе персонажи его повествования, но и стремится
исследовать психологию общества 1930-х, где все глубже поселявшийся в душах
людей страх лишь постепенно вытеснял их веру в целесообразность происходящего.
Точно воспроизводя приметы времени, Рыбаков выходит теперь к художественному
осмыслению процесса противоборства разных представлений о путях исторического
развития. Однако образам романа недостает психологической глубины, логика
развития характеров основывается прежде всего на анализе противостояния
мировоззрений, которое и определяет нравственные позиции героев, а в конечном
счете и судьбу каждого из них. Веря в способность человека занимать в жизни
независимую позицию, Рыбаков показывает, какой дорогой ценой приходилось
расплачиваться за это людям в сталинскую эпоху. Одним из первых писатель
заставил задуматься читателей о справедливости казавшегося незыблемым принципа
превосходства точки зрения коллектива над индивидуальной: названием одной из
частей трилогии — «Страх» — определяется старательно насаждавшееся тогда в
советском обществе чувство, позволяющее сделать человека покорным. Одним из
первых также предпринял Рыбаков попытку объяснить характер Сталина и причины,
позволявшие в течение нескольких десятилетий миллионам людей вопреки всему
верить в мудрость вождя и справедливость проводимой им государственной
политики, которая вела к уничтожению миллионов советских граждан. Рыбаков
показывает, как последовательно, не останавливаясь ни перед чем, укрепляет свою
власть диктатор, решительно подавляющий всякое проявление инакомыслия. Но в
романе идет речь и о том, как вызревает в людях понимание чудовищности
происходящего, понимание подлинного — трагического — смысла процессов в жизни
общества, направлявшихся жестокой рукой вождя.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх