Ульянов Николай Иванович [05.01.1905-07.03.1985]

Ульянов Николай Иванович (псевдонимы Н. Шварц, Элеонский)
       [23.12.1904(5.1.1905), Петербург — 7.3.1985, Нью-Хэйвен, США; похоронен на старинном кладбище Иельского университета]
       — прозаик, эссеист, литературный критик.
       Из небогатой семьи. После окончания гимназии (1922) поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, который окончил в 1927. В студенческие годы увлекался музыкой и театром, мечтал стать режиссером. Работа Ульянова «Влияние иностранного капитала на колонизацию русского Севера в XVI-XVII вв.» (1927) обратила внимание академика С.Ф.Платонова, который оставил его на кафедре для подготовки к научной деятельности.
       В 1927-30 Ульянов учился в Москве при Институте истории РАНИОН под руководством С.В.Бахрушина и А.Е.Преснякова, одновременно занимался в семинаре М.Н.Покровского по русской историографии. В годы аспирантуры Ульянов написал 3 научных труда: «Торговая книга конца XVI в.», «Колонизация Мурмана в XVII в.» (Исторический сб. 1934), «Общественно-экономические воззрения Б.Н.Чичерина», составил обзор архивных материалов по истории Кольского полуострва (Кольский сб. 1930), выпустил популярный очерк «Разинщина» (1931) о С.Разине.
       В 1930 Ульянов был командирован лектором в Архангельский педагогический институт, в котором работал до 1933. Там написал книгу «Очерки по истории комизырян» (издана в 1932), за которую ему была присуждена ученая степень кандидата исторических наук.
       С 1933 по 1936 Ульянов состоял старшим научным сотрудником Постоянной историко-археологической комиссии при АН СССР в Ленинграде. В 1935 он был приглашен на работу в ЛГУ, переехал в Ленинград.
       2 июня 1936 Ульянов был внезапно арестован, обвинен в контрреволюционной пропаганде и приговорен к 5 годам лагерей. Срок отбывал сначала на Соловках, затем в Норильске и на Таймырском полуострове.
       В 1941 Ульянов освобождается и направляется к определенному ему властями месту жительства, но в связи с началом Великой Отечественной войны доезжает только до Ульяновска, работает там ломовым извозчиком. В сент. был мобилизован на окопные работы под Вязьму, попал в плен. Совершив побег из Дорогобужского лагеря, Ульянов пробрался тылами в район осажденного Ленинграда. Жил на оккупированной территории. Осенью 1943 Ульянов был отправлен на работы в Германию (лагерь Карлсфельд под Мюнхеном), работал сварщиком на заводе BMW.
       После окончания войны, опасаясь насильственной репатриации, эмигрировал в Марокко, жил в Касабланке, работал на заводе металлоконструкций. В это время, не имея возможности продолжать научную работу, Ульянов занялся публицистической и литературной деятельностью, начал выступать со статьями в эмигрантской печати под псевдонимом Шварц Оманский. Изредка выезжал в Париж, где познакомился с Б.К.Зайцевым, П.Е. и С.П.Мельгуновыми, Н.Берберовой, Г.Ивановым и другими видными деятелями русской культуры, а также с французским славистом Андре Мазоном.
       В 1952 в нью-йоркском издательстве им. А.П.Чехова выходит исторический роман Ульянова «Атосса» о походе персидского царя Дария Гистаспа на Скифию в VI в. до н.э.
       В 1953 Ульянов переезжает в Канаду, где продолжает работу над книгой «Происхождение украинского сепаратизма» (1966), печатается в эмигрантских газетах и журналах, выступает с докладами в «Обществе друзей русской культуры».
       В 1953 Ульянов непродолжительное время сотрудничал с радиостанцией «Освобождение».
       В 1955 он перебирается в Нью-Йорк, где примыкает к антикоммунистической организации «Союз борьбы за свободу России», созданной С.П.Мельгуновым. В том же году Ульянов был приглашен лектором по русской истории и литературе в Иельский университет (Нью-Хэйвен, штат Коннектикут), преподавал в нем до 1973, времени выхода на пенсию. Все эти годы Ульянов активно и плодотворно выступал со статьями, эссе, рассказами, рецензиями, отрывками из своих произведений в эмигрантской периодике — «Новом русском слове», «Русской мысли», «Новом журнал», «Возрождении», «Опытах» и многих других изданий, в т.ч. англоязычных.
       В последние годы жизни Ульянов тяжело болел. Скончался в возрасте 81 года. Оставленное писателем творческое наследие значительно как по объему, так и по содержанию. Это фундаментальное исследование «Происхождение украинского сепаратизма» (1966), сборник эссе «Диптих» (1967), «Свисток» (1972), сборник статей о России и русском изгнанничестве «Спуск флага» (1979), книга «Скрипты» (1981), сборник рассказов «Под каменным небом» (1970). Критика отмечала, что автору наиболее удался рассказ «Солнце» о трагической судьбе ученого, живущего в условиях тоталитаризма (написан не без влияния книги Дж.Оруэлла «1984»), а также рассказ «Мантуанская ночь» о фантастическом карнавальном безумии в Мантуе. Отдельными книгами выходили другие значительные работы У.: «Исторический опыт России» (1962), эссе «Северный Тальма» (1964). Резонанс вызвали статьи Ульянова: «Ignorantia est» (1960) — о роли русской интеллигенции в судьбах России («Драма русской интеллигенции не религиозная и не социальная. Это драма культуры и просвещения»); «Басманный философ» (1957) — о взглядах П.Я.Чаадаева на Россию; «Замолчанный Маркс» (1968) — обзор забытых газетных статей К.Маркса, проникнутых ненавистью к славянским народам; «Комплекс Филофея» (1956) — о развенчании мифа об империалистической сущности идеи Третьего Рима; «Патриотизм требует рассуждения» (1956) — о различии между национальным самосознанием и ложной «национальной идеей». Своеобразная по стилевой манере эссеистика Ульянова (его сравнивали с М.Алдановым) демонстрирует широчайшую эрудицию и игру живого ума автора, остроту и оригинальность его взгляда на историко-философские, культурологические и литературные проблемы. Ее пронизывает тревожное ощущение надвигающейся гибели величайших ценностей (интеллектуальных, эстетических, моральных), созданных человечеством.
       В эссе «Шестая печать» (1965), а также «Орвието» (1967) Ульянов приходит к апокалипсическим выводам относительно спасения западной культуры: «Идея Антихриста — это идея подмены добра злом. Вряд ли существовала во всемирной истории эпоха, подобная нашей, когда во всех областях жизни происходило столько чудовищных подмен и превращений... никогда зло так победно и ликующе не выступало в обличье добра». Пессимизм мироощущения Ульянова роднит его с А.Шопенгауэром, О.Шпенглером, Н.Я.Данилевским, Х.Ортега-и-Гассетом.
       Особое место в творческом наследии Ульянова занимают его исторические романы.
       Свои мысли о сущности этого находящегося в упадке жанра он сформулировал в эссе «Об историческом романе» (1953): «После шумного успеха Вальтера Скотта исторический роман сошел со сцены. Как вид литературы он попал в категорию "книг для юношества..." Читатель... усвоил взгляд на исторический роман как на "несерьезный"». По Ульянову, «исторический роман» — это «роман научный». «Главная его особенность в материале, почерпаемом... не путем вымысла, а обращением к науке» (Диптих. Нью-Йорк, 1967. С.5-6). Ульянов считал, что лишь Флобер сумел создать подлинный исторический роман — «Саламбо». Представления Ульянова о жанровых принципах исторического романа нашли отражение в романе «Атосса», замысел которого возник у него в годы войны. В гитлеровском вторжении в Россию Ульянов увидел аналогию с варварскими нашествиями прошлого, несущими угрозу существованию цивилизации, в частности, с описанным Геродотом походом персидского царя Дария на Скифию. Царь Дарий, его окружение, сложная политическая обстановка в Персидской империи того времени, описание похода на Скифию, скифские цари Скопасис, Скунка, Иданфирс даны в романе в соответствии с историческими источниками (по Геродоту). В создании образов главных героев (царицы Атоссы, милетского купца Никодема, спешащего на помощь скифам, чтобы спасти Элладу от персидского порабощения) Ульянов не ограничивался ролью историка, а выступал как художник. Мастерство Ульянова проявилось в ярком, афористичном языке, в лепке образов сложных исторических личностей. В романе предложена научно-художественная реконструкция древней эпохи. Второй роман Ульянова «Сириус» (1977) посвящен теме краха русской монархии. В нем Ульянов показал, как «под знаком зловещей планеты» накренилась «корма родного корабля с певучим именем Россия» (Отклики: Сб. статей памяти Н.И.Ульянова. Нью-Хэвен, 1986. С.61).
       О творчестве Ульянов в эмиграции высоко отзывались Б.Зайцев, М.Алданов, А.Ремизов, Г.Вернадский, А.Седых, Г.Адамович, И.Одоевцева и многие другие.

Соч.:
       Басманный философ [Мысли о Чаадаеве] // Вопросы философии. 1990. №8;
       [Очерк о поэте Гумилеве] // Человек. 1990. №1;
       Петровские реформы (К вопросу о месте Петра I в отечественной истории) / предисл. П.Базанова // Санкт-Петербургская панорама. 1992. №5;
       Под каменным небом: рассказы [из кн. «Мантуанская ночь»] / предисл. А.Богословского // Юность. 1993. №2;
       Первого призыва: рассказ / предисл. В.Кошелева и А.Чернова // Москва. 1993. №9;
       Атосса: роман [ж. вариант] / послесл. А.Богословского // Юность. 1993. №9;
       Роковые войны / публ. В.Кошелева и А.Чернова // Родина. 1993. №7;
       Исторический опыт России // Бежин луг. 1994. №1;
       Сириус: роман // Юность. 1994. №3,4;
       Атосса: [роман] // Роман-газета. 1994.

Лит.:
       Сечкарев В. Н.И.Ульянов — эссеист и ученый // Новый журнал. 1975. №119. С.261-266;
       Муравьев П.А. С болью за Россию // Бежин луг. 1994. №1. С.127-133;
       Багдасдрян В. Э. Эсесист и ученый // Библиография. М., 1995. №2. С.77-89;
       Прозоров В.В. Николай Иванович Ульянов — литературовед Русского зарубежья // Литературоведение на пороге XXI века. М., 1998. С.325-330.

В.Н.Запевалой

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Оглавление | Все источники



Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru


Дата последнего изменения:
Wednesday, 23-Oct-2013 08:43:54 UTC