Ульянов Николай Иванович
|
Другие персоны с фамилией Ульянов
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 05.01 Кто родился в этот год 1905 |
[23.12.1904(5.1.1905), Петербург — 7.3.1985, Нью-Хэйвен, США; похоронен на старинном кладбище
Иельского университета]
— прозаик, эссеист, литературный критик.
Из небогатой семьи. После окончания гимназии (1922) поступил на историко-филологический факультет
Петроградского университета, который окончил в 1927. В студенческие годы увлекался музыкой и
театром, мечтал стать режиссером. Работа Ульянова «Влияние иностранного капитала на колонизацию
русского Севера в XVI-XVII вв.» (1927) обратила внимание академика С.Ф.Платонова, который оставил его
на кафедре для подготовки к научной деятельности.
В 1927-30 Ульянов учился в Москве при Институте истории РАНИОН под руководством С.В.Бахрушина и
А.Е.Преснякова, одновременно занимался в семинаре М.Н.Покровского по русской историографии. В годы
аспирантуры Ульянов написал 3 научных труда: «Торговая книга конца XVI в.», «Колонизация Мурмана в
XVII в.» (Исторический сб. 1934), «Общественно-экономические воззрения Б.Н.Чичерина», составил обзор
архивных материалов по истории Кольского полуострва (Кольский сб. 1930), выпустил популярный очерк
«Разинщина» (1931) о С.Разине.
В 1930 Ульянов был командирован лектором в Архангельский педагогический институт, в котором работал
до 1933. Там написал книгу «Очерки по истории комизырян» (издана в 1932), за которую ему была
присуждена ученая степень кандидата исторических наук.
С 1933 по 1936 Ульянов состоял старшим научным сотрудником Постоянной историко-археологической
комиссии при АН СССР в Ленинграде. В 1935 он был приглашен на работу в ЛГУ, переехал в Ленинград.
2 июня 1936 Ульянов был внезапно арестован, обвинен в контрреволюционной пропаганде и приговорен к
5 годам лагерей. Срок отбывал сначала на Соловках, затем в Норильске и на Таймырском полуострове.
В 1941 Ульянов освобождается и направляется к определенному ему властями месту жительства, но в
связи с началом Великой Отечественной войны доезжает только до Ульяновска, работает там ломовым
извозчиком. В сент. был мобилизован на окопные работы под Вязьму, попал в плен. Совершив побег из
Дорогобужского лагеря, Ульянов пробрался тылами в район осажденного Ленинграда. Жил на
оккупированной территории. Осенью 1943 Ульянов был отправлен на работы в Германию (лагерь
Карлсфельд под Мюнхеном), работал сварщиком на заводе BMW.
После окончания войны, опасаясь насильственной репатриации, эмигрировал в Марокко, жил в
Касабланке, работал на заводе металлоконструкций. В это время, не имея возможности продолжать
научную работу, Ульянов занялся публицистической и литературной деятельностью, начал выступать со
статьями в эмигрантской печати под псевдонимом Шварц Оманский. Изредка выезжал в Париж, где
познакомился с Б.К.Зайцевым, П.Е. и С.П.Мельгуновыми, Н.Берберовой, Г.Ивановым и другими видными
деятелями русской культуры, а также с французским славистом Андре Мазоном.
В 1952 в нью-йоркском издательстве им. А.П.Чехова выходит исторический роман Ульянова «Атосса» о
походе персидского царя Дария Гистаспа на Скифию в VI в. до н.э.
В 1953 Ульянов переезжает в Канаду, где продолжает работу над книгой «Происхождение украинского
сепаратизма» (1966), печатается в эмигрантских газетах и журналах, выступает с докладами в «Обществе
друзей русской культуры».
В 1953 Ульянов непродолжительное время сотрудничал с радиостанцией «Освобождение».
В 1955 он перебирается в Нью-Йорк, где примыкает к антикоммунистической организации «Союз борьбы за
свободу России», созданной С.П.Мельгуновым. В том же году Ульянов был приглашен лектором по русской
истории и литературе в Иельский университет (Нью-Хэйвен, штат Коннектикут), преподавал в нем до
1973, времени выхода на пенсию. Все эти годы Ульянов активно и плодотворно выступал со статьями,
эссе, рассказами, рецензиями, отрывками из своих произведений в эмигрантской периодике — «Новом
русском слове», «Русской мысли», «Новом журнал», «Возрождении», «Опытах» и многих других изданий, в
т.ч. англоязычных.
В последние годы жизни Ульянов тяжело болел. Скончался в возрасте 81 года. Оставленное писателем
творческое наследие значительно как по объему, так и по содержанию. Это фундаментальное
исследование «Происхождение украинского сепаратизма» (1966), сборник эссе «Диптих» (1967), «Свисток»
(1972), сборник статей о России и русском изгнанничестве «Спуск флага» (1979), книга «Скрипты» (1981),
сборник рассказов «Под каменным небом» (1970). Критика отмечала, что автору наиболее удался рассказ
«Солнце» о трагической судьбе ученого, живущего в условиях тоталитаризма (написан не без влияния
книги Дж.Оруэлла «1984»), а также рассказ «Мантуанская ночь» о фантастическом карнавальном безумии
в Мантуе. Отдельными книгами выходили другие значительные работы У.: «Исторический опыт России»
(1962), эссе «Северный Тальма» (1964). Резонанс вызвали статьи Ульянова: «Ignorantia est» (1960) — о
роли русской интеллигенции в судьбах России («Драма русской интеллигенции не религиозная и не
социальная. Это драма культуры и просвещения»); «Басманный философ» (1957) — о взглядах
П.Я.Чаадаева на Россию; «Замолчанный Маркс» (1968) — обзор забытых газетных статей К.Маркса,
проникнутых ненавистью к славянским народам; «Комплекс Филофея» (1956) — о развенчании мифа об
империалистической сущности идеи Третьего Рима; «Патриотизм требует рассуждения» (1956) — о
различии между национальным самосознанием и ложной «национальной идеей». Своеобразная по стилевой
манере эссеистика Ульянова (его сравнивали с М.Алдановым) демонстрирует широчайшую эрудицию и
игру живого ума автора, остроту и оригинальность его взгляда на историко-философские,
культурологические и литературные проблемы. Ее пронизывает тревожное ощущение надвигающейся
гибели величайших ценностей (интеллектуальных, эстетических, моральных), созданных человечеством.
В эссе «Шестая печать» (1965), а также «Орвието» (1967) Ульянов приходит к апокалипсическим выводам
относительно спасения западной культуры: «Идея Антихриста — это идея подмены добра злом. Вряд ли
существовала во всемирной истории эпоха, подобная нашей, когда во всех областях жизни происходило
столько чудовищных подмен и превращений... никогда зло так победно и ликующе не выступало в
обличье добра». Пессимизм мироощущения Ульянова роднит его с А.Шопенгауэром, О.Шпенглером,
Н.Я.Данилевским, Х.Ортега-и-Гассетом.
Особое место в творческом наследии Ульянова занимают его исторические романы.
Свои мысли о сущности этого находящегося в упадке жанра он сформулировал в эссе «Об историческом
романе» (1953): «После шумного успеха Вальтера Скотта исторический роман сошел со сцены. Как вид
литературы он попал в категорию "книг для юношества..." Читатель... усвоил взгляд на исторический
роман как на "несерьезный"». По Ульянову, «исторический роман» — это «роман научный». «Главная его
особенность в материале, почерпаемом... не путем вымысла, а обращением к науке» (Диптих. Нью-Йорк,
1967. С.5-6). Ульянов считал, что лишь Флобер сумел создать подлинный исторический роман —
«Саламбо». Представления Ульянова о жанровых принципах исторического романа нашли отражение в
романе «Атосса», замысел которого возник у него в годы войны. В гитлеровском вторжении в Россию
Ульянов увидел аналогию с варварскими нашествиями прошлого, несущими угрозу существованию
цивилизации, в частности, с описанным Геродотом походом персидского царя Дария на Скифию. Царь
Дарий, его окружение, сложная политическая обстановка в Персидской империи того времени, описание
похода на Скифию, скифские цари Скопасис, Скунка, Иданфирс даны в романе в соответствии с
историческими источниками (по Геродоту). В создании образов главных героев (царицы Атоссы,
милетского купца Никодема, спешащего на помощь скифам, чтобы спасти Элладу от персидского
порабощения) Ульянов не ограничивался ролью историка, а выступал как художник. Мастерство
Ульянова проявилось в ярком, афористичном языке, в лепке образов сложных исторических личностей. В
романе предложена научно-художественная реконструкция древней эпохи. Второй роман Ульянова
«Сириус» (1977) посвящен теме краха русской монархии. В нем Ульянов показал, как «под знаком
зловещей планеты» накренилась «корма родного корабля с певучим именем Россия» (Отклики: Сб. статей
памяти Н.И.Ульянова. Нью-Хэвен, 1986. С.61).
О творчестве Ульянов в эмиграции высоко отзывались Б.Зайцев, М.Алданов, А.Ремизов, Г.Вернадский,
А.Седых, Г.Адамович, И.Одоевцева и многие другие.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх