|
Голявкин Виктор Владимирович
[31.8.1929, Баку — 27.7.2002, Петербург]
— прозаик.
Родился в семье преподавателей музыки; детство и отрочество провел в Баку; в юности серьезно увлекался боксом; рано проявил способности к рисованию. О его фамильной родословной и семейном быте обстоятельно рассказано в документальном романе Л.Бубновой (жены писателя) «Стрела Голявкина» (Нева. 2001. №11).
В 1953 Голявкин окончил художественное училище в Душанбе, а высшее образование получил в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (Академия художеств) в Ленинграде (I960), с которым связана вся его дальнейшая жизнь. Профессиональный живописец, член Союза художников и СП, Голявкин неоднократно участвовал в выставках (его работы приобрел Русский музей), иллюстрировал собственные книги для детей.
Еще в институте, когда, по признанию Голявкин, «внутреннее несогласие с общественной нормой» в молодых художниках «прямо-таки клокотало», примером «полного самовыражения» стал для него Ван Гог, помогавший освободиться «от закостенелости конкретно-фигуративного изображения». Стремление к новизне сказалось на самовыражении и в красках, и в слове: дерзкий талант Голявкин был удивительно цельным.
В середине 1950-х, будучи студентом, Голявкин (вместе с А.Володиным, В.Курочкиным, В.Пикулем, В.Конецким, Г.Горышиным, Б.Сергуненковым) занимался в Литобъединении при Ленинградском отделении издательства «Советский писатель» под руководством Л.Н.Рахманова. С 1958 печатался в периодике.
В 1959 в Ленинграде увидела свет первая книжка его детских рассказов «Тетрадки под дождем».
Голявкин пришел в литературу горячим приверженцем короткого рассказа. Его лаконичные миниатюры — в несколько строк, менее машинописной страницы — отличались художественной глубиной, отточенной фразой и щедрым юмором: от добродушного подтрунивания над детьми до саркастического разоблачения мещанского идиотизма «взрослых». Голявкину претили инфантильность, сентиментальное безволие, его рассказы излучали здоровье, упрямство и молодую силу. Увлеченность жизнью, искусством граничила у Голявкина с одержимостью, а скука и пошлость быта вызывали яростное негодование. Истоки поэтической энергии и стилистики Голявкина кроются в традициях М.Зощенко и Ю.Олеши, которых он знал и бесконечно уважал. Охотно воспринимал молодой писатель и опыт американских мастеров — У.Сарояна, Э.Колдуэлла, Э.Хемингуэя, хотя в рассказах его нет следов прямого ученичества.
Герои коротких рассказов Голявкина разнолики, как разнолика и пестра городская улица. Угрюмые прохожие с «каменными лицами» и бескорыстные простаки, ликующие глупцы и мудрые выпивохи, философствующие бездельники и злые фурии одинаково попадают в поле зрения писателя. Два антипода особенно показательны для голявкинских рассказов: Я и Он, в их столкновении и соперничестве высекается искра слепящей авторской иронии. Форма бытового диалога-диспута между этими типами-персонажами позволила Голявкин, по его словам, «ближе подойти к человеку, самому "маленькому" или самому "большому", исследовать характер изнутри до подсознательных глубин и интуитивных возможностей».
Рассказы Голявкина подвластны неуловимой стихийной силе, и назидательность в них не умозрительная и натужная, а естественная, экзис-тенциональная. Писатель всегда был духовно свободен, раскрепощен, он никого намеренно не поучал, никуда не призывал, и, может быть, поэтому нашел общий язык с детьми — минуя педагогические ухищрения. Дети и взрослые в рассказах Голявкина зачастую конфликтуют. Детскость как нравственная категория чрезвычайно ему дорога. Всем предоставляет он право на исповедь, но далеко не все готовы к душевному общению: то, что привычно детям, в обыденной сфере взрослых подчас нелепо и лживо. Взрослые, не преодолевшие в себе детских иллюзий, выглядят под пером Голявкина либо чудаками, либо нарочито пародируют детскую психологию, и тогда обаяние наивного примитива сменяется зловещим абсурдом.
Динамизм стилистической манеры Голявкина изначально противостоял дряблому обывательскому описательству. Броские и едкие рассказы Голявкина, с их трагическим подтекстом, не находили официального понимания и поддержки и публиковались с трудом. Однако в детской литературе Голявкин был признан сразу и безоговорочно. Его игровые по своей сути детские книжки стали издаваться регулярно («Наши с Вовкой разговоры», 1960; «Мы играем в Антарктиду», 1961; «Паровозик в небе», 1962; «Город и море», 1962 и др.). Их героями были озорные и умные мальчишки и девчонки 1960-1970-х.
Вместе со смешными, гротесковыми рассказами Голявкин писал маленькие лирические повести, грустные и пронзительные («Мой добрый папа», 1964; «Рисунки на асфальте», 1965; «Полоски на окнах», 1971), отдавая дань «прошедшей войне» и собственному детству. Своей бакинской юности посвятил он и роман «Арфа и бокс» (1969), первую часть неосуществленной трилогии. Утвердившись как детский писатель, Голявкин издал со временем и остальные рассказы («Привет вам, птицы!», 1969; «Я жду вас всегда с интересом», 1980; «Калейдоскоп», 1985; «Большие скорости», 1988). Его вклад в русскую литературу второй половины XX столетия уникален.
Рассказы и повести Голявкина многократно публиковались за рубежом: в Польше, Болгарии, Германии, Румынии, повесть «Мой добрый папа» только в Японии издавалась 9 раз. По сценариям Голявкина на «Ленфильме» сняты кинокартины «Мой добрый папа» (1970, реж. И. Усов) и «Слон и Боба» (1972, реж. А. Балтрушайтис).
Соч.:
Города и дети: повести и рассказы. Л., 1967;
Ты приходи к нам, приходи: повести. Л., 1968;
Один, два, три...: повесть. М., 1969;
Кто такой Алян: повесть. Л., 1971;
Боба и Бобоша: киноповесть. М., 1975;
Карусель в голове: рассказы. Л., 1976;
Этот мальчик: повесть. Л., 1980;
Из опыта прошедших лет // О литературе для детей. Вып. 26. Л., 1983;
Что на лице написано: повесть. Л., 1984;
Избранное: рассказы и повести. Л., 1989;
Любовь и зеркало: рассказы. Л., 1991;
Болтуны: рассказы для детей. М., 1999;
Знакомое лицо: рассказы. СПб., 2000;
Все будет неплохо: рассказы. СПб., 2000;
Моя собака Пташка. М., 2001;
Рисунки на асфальте: повести. М., 2003.
Лит.:
Панова В. Под добрым солнцем // Литературная газета. 1961.15 июля;
Калмановский Б. У детей своя мудрость // Детская литература. 1966. №5;
Владимиров С. Неделимый атом прозы // Пути к художественной правде. Л., 1968;
Шушковская Ф. Виктор Голявкин: Очерк творчества // О литературе для детей. Л., 1969. Вып.14;
Трофимкин И. Виктор Голявкин — писатель и человек // О литературе для детей. Л., 1969. Вып.14;
Трофимкин И. Виктор Голявкин — писатель и человек // О литературе для детей. Л., 1979. Вып.23;
Кузьмичей И. Энергия слова // Звезда. 1981. №2;
Кузьмичев И. Преданность поколению / в соавт. с Г.Цуриковой // Кузъмичев И., Цурикова Г. Контрасты осязаемого времени: Портреты. Размышления. Л., 1988;
Горышин Г. Виктор Голявкин пишет рассказ // Горышин Г. Жребий: Рассказы о писателях. Л., 1987;
Климов В. Клоунадная проза: Штрихи к портрету Виктора Голявкина // Детская литература. 1993. №2;
Перемышлев Е. Если следовать моему примеру... // Головкин В. Знакомое лицо. СПб., 2000;
Иванова С. Я думал, я один такой... // Знамя. 2001. №8;
Бубнова Л. Листочки: Рассказы про Голявкина // Кукум-бер. 2002. №1.№6.
И.С.Кузьмичев
А
Б
В
Г
Д
Е
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ъ
Ы
Ь
Э
Ю
Я
Оглавление | Все источники
|
|