AZ-libr.ру

информационный портал





Голявкин Виктор Владимирович
[31.08.1929-27.07.2002]

  Другие персоны с фамилией Голявкин
Другие персоны с именем Виктор
Кто родился в этот день 31.08
Кто родился в этот год 1929

       [31.8.1929, Баку — 27.7.2002, Петербург]
       — прозаик.
       Родился в семье преподавателей музыки; детство и отрочество провел в Баку; в юности серьезно увлекался боксом; рано проявил способности к рисованию. О его фамильной родословной и семейном быте обстоятельно рассказано в документальном романе Л.Бубновой (жены писателя) «Стрела Голявкина» (Нева. 2001. №11).
       В 1953 Голявкин окончил художественное училище в Душанбе, а высшее образование получил в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (Академия художеств) в Ленинграде (I960), с которым связана вся его дальнейшая жизнь. Профессиональный живописец, член Союза художников и СП, Голявкин неоднократно участвовал в выставках (его работы приобрел Русский музей), иллюстрировал собственные книги для детей.
       Еще в институте, когда, по признанию Голявкин, «внутреннее несогласие с общественной нормой» в молодых художниках «прямо-таки клокотало», примером «полного самовыражения» стал для него Ван Гог, помогавший освободиться «от закостенелости конкретно-фигуративного изображения». Стремление к новизне сказалось на самовыражении и в красках, и в слове: дерзкий талант Голявкин был удивительно цельным.
       В середине 1950-х, будучи студентом, Голявкин (вместе с А.Володиным, В.Курочкиным, В.Пикулем, В.Конецким, Г.Горышиным, Б.Сергуненковым) занимался в Литобъединении при Ленинградском отделении издательства «Советский писатель» под руководством Л.Н.Рахманова. С 1958 печатался в периодике.
       В 1959 в Ленинграде увидела свет первая книжка его детских рассказов «Тетрадки под дождем».
       Голявкин пришел в литературу горячим приверженцем короткого рассказа. Его лаконичные миниатюры — в несколько строк, менее машинописной страницы — отличались художественной глубиной, отточенной фразой и щедрым юмором: от добродушного подтрунивания над детьми до саркастического разоблачения мещанского идиотизма «взрослых». Голявкину претили инфантильность, сентиментальное безволие, его рассказы излучали здоровье, упрямство и молодую силу. Увлеченность жизнью, искусством граничила у Голявкина с одержимостью, а скука и пошлость быта вызывали яростное негодование. Истоки поэтической энергии и стилистики Голявкина кроются в традициях М.Зощенко и Ю.Олеши, которых он знал и бесконечно уважал. Охотно воспринимал молодой писатель и опыт американских мастеров — У.Сарояна, Э.Колдуэлла, Э.Хемингуэя, хотя в рассказах его нет следов прямого ученичества.
       Герои коротких рассказов Голявкина разнолики, как разнолика и пестра городская улица. Угрюмые прохожие с «каменными лицами» и бескорыстные простаки, ликующие глупцы и мудрые выпивохи, философствующие бездельники и злые фурии одинаково попадают в поле зрения писателя. Два антипода особенно показательны для голявкинских рассказов: Я и Он, в их столкновении и соперничестве высекается искра слепящей авторской иронии. Форма бытового диалога-диспута между этими типами-персонажами позволила Голявкин, по его словам, «ближе подойти к человеку, самому "маленькому" или самому "большому", исследовать характер изнутри до подсознательных глубин и интуитивных возможностей».
       Рассказы Голявкина подвластны неуловимой стихийной силе, и назидательность в них не умозрительная и натужная, а естественная, экзис-тенциональная. Писатель всегда был духовно свободен, раскрепощен, он никого намеренно не поучал, никуда не призывал, и, может быть, поэтому нашел общий язык с детьми — минуя педагогические ухищрения. Дети и взрослые в рассказах Голявкина зачастую конфликтуют. Детскость как нравственная категория чрезвычайно ему дорога. Всем предоставляет он право на исповедь, но далеко не все готовы к душевному общению: то, что привычно детям, в обыденной сфере взрослых подчас нелепо и лживо. Взрослые, не преодолевшие в себе детских иллюзий, выглядят под пером Голявкина либо чудаками, либо нарочито пародируют детскую психологию, и тогда обаяние наивного примитива сменяется зловещим абсурдом.
       Динамизм стилистической манеры Голявкина изначально противостоял дряблому обывательскому описательству. Броские и едкие рассказы Голявкина, с их трагическим подтекстом, не находили официального понимания и поддержки и публиковались с трудом. Однако в детской литературе Голявкин был признан сразу и безоговорочно. Его игровые по своей сути детские книжки стали издаваться регулярно («Наши с Вовкой разговоры», 1960; «Мы играем в Антарктиду», 1961; «Паровозик в небе», 1962; «Город и море», 1962 и др.). Их героями были озорные и умные мальчишки и девчонки 1960-1970-х.
       Вместе со смешными, гротесковыми рассказами Голявкин писал маленькие лирические повести, грустные и пронзительные («Мой добрый папа», 1964; «Рисунки на асфальте», 1965; «Полоски на окнах», 1971), отдавая дань «прошедшей войне» и собственному детству. Своей бакинской юности посвятил он и роман «Арфа и бокс» (1969), первую часть неосуществленной трилогии. Утвердившись как детский писатель, Голявкин издал со временем и остальные рассказы («Привет вам, птицы!», 1969; «Я жду вас всегда с интересом», 1980; «Калейдоскоп», 1985; «Большие скорости», 1988). Его вклад в русскую литературу второй половины XX столетия уникален.
       Рассказы и повести Голявкина многократно публиковались за рубежом: в Польше, Болгарии, Германии, Румынии, повесть «Мой добрый папа» только в Японии издавалась 9 раз. По сценариям Голявкина на «Ленфильме» сняты кинокартины «Мой добрый папа» (1970, реж. И. Усов) и «Слон и Боба» (1972, реж. А. Балтрушайтис).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Monday, 21-Oct-2013 15:56:02 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"