Голявкин Виктор Владимирович
|
Другие персоны с фамилией Голявкин
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 31.08 Кто родился в этот год 1929 |
[31.8.1929, Баку — 27.7.2002, Петербург]
— прозаик.
Родился в семье преподавателей музыки; детство и отрочество провел в Баку; в юности серьезно
увлекался боксом; рано проявил способности к рисованию. О его фамильной родословной и семейном быте
обстоятельно рассказано в документальном романе Л.Бубновой (жены писателя) «Стрела Голявкина»
(Нева. 2001. №11).
В 1953 Голявкин окончил художественное училище в Душанбе, а высшее образование получил в институте
живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (Академия художеств) в Ленинграде (I960), с
которым связана вся его дальнейшая жизнь. Профессиональный живописец, член Союза художников и СП,
Голявкин неоднократно участвовал в выставках (его работы приобрел Русский музей), иллюстрировал
собственные книги для детей.
Еще в институте, когда, по признанию Голявкин, «внутреннее несогласие с общественной нормой» в
молодых художниках «прямо-таки клокотало», примером «полного самовыражения» стал для него Ван Гог,
помогавший освободиться «от закостенелости конкретно-фигуративного изображения». Стремление к
новизне сказалось на самовыражении и в красках, и в слове: дерзкий талант Голявкин был удивительно
цельным.
В середине 1950-х, будучи студентом, Голявкин (вместе с А.Володиным, В.Курочкиным, В.Пикулем,
В.Конецким, Г.Горышиным, Б.Сергуненковым) занимался в Литобъединении при Ленинградском отделении
издательства «Советский писатель» под руководством Л.Н.Рахманова. С 1958 печатался в периодике.
В 1959 в Ленинграде увидела свет первая книжка его детских рассказов «Тетрадки под дождем».
Голявкин пришел в литературу горячим приверженцем короткого рассказа. Его лаконичные миниатюры —
в несколько строк, менее машинописной страницы — отличались художественной глубиной, отточенной
фразой и щедрым юмором: от добродушного подтрунивания над детьми до саркастического разоблачения
мещанского идиотизма «взрослых». Голявкину претили инфантильность, сентиментальное безволие, его
рассказы излучали здоровье, упрямство и молодую силу. Увлеченность жизнью, искусством граничила у
Голявкина с одержимостью, а скука и пошлость быта вызывали яростное негодование. Истоки
поэтической энергии и стилистики Голявкина кроются в традициях М.Зощенко и Ю.Олеши, которых он
знал и бесконечно уважал. Охотно воспринимал молодой писатель и опыт американских мастеров —
У.Сарояна, Э.Колдуэлла, Э.Хемингуэя, хотя в рассказах его нет следов прямого ученичества.
Герои коротких рассказов Голявкина разнолики, как разнолика и пестра городская улица. Угрюмые
прохожие с «каменными лицами» и бескорыстные простаки, ликующие глупцы и мудрые выпивохи,
философствующие бездельники и злые фурии одинаково попадают в поле зрения писателя. Два антипода
особенно показательны для голявкинских рассказов: Я и Он, в их столкновении и соперничестве
высекается искра слепящей авторской иронии. Форма бытового диалога-диспута между этими
типами-персонажами позволила Голявкин, по его словам, «ближе подойти к человеку, самому "маленькому"
или самому "большому", исследовать характер изнутри до подсознательных глубин и интуитивных
возможностей».
Рассказы Голявкина подвластны неуловимой стихийной силе, и назидательность в них не умозрительная и
натужная, а естественная, экзис-тенциональная. Писатель всегда был духовно свободен, раскрепощен,
он никого намеренно не поучал, никуда не призывал, и, может быть, поэтому нашел общий язык с детьми
— минуя педагогические ухищрения. Дети и взрослые в рассказах Голявкина зачастую конфликтуют.
Детскость как нравственная категория чрезвычайно ему дорога. Всем предоставляет он право на
исповедь, но далеко не все готовы к душевному общению: то, что привычно детям, в обыденной сфере
взрослых подчас нелепо и лживо. Взрослые, не преодолевшие в себе детских иллюзий, выглядят под
пером Голявкина либо чудаками, либо нарочито пародируют детскую психологию, и тогда обаяние
наивного примитива сменяется зловещим абсурдом.
Динамизм стилистической манеры Голявкина изначально противостоял дряблому обывательскому
описательству. Броские и едкие рассказы Голявкина, с их трагическим подтекстом, не находили
официального понимания и поддержки и публиковались с трудом. Однако в детской литературе Голявкин
был признан сразу и безоговорочно. Его игровые по своей сути детские книжки стали издаваться
регулярно («Наши с Вовкой разговоры», 1960; «Мы играем в Антарктиду», 1961; «Паровозик в небе», 1962;
«Город и море», 1962 и др.). Их героями были озорные и умные мальчишки и девчонки 1960-1970-х.
Вместе со смешными, гротесковыми рассказами Голявкин писал маленькие лирические повести, грустные и
пронзительные («Мой добрый папа», 1964; «Рисунки на асфальте», 1965; «Полоски на окнах», 1971),
отдавая дань «прошедшей войне» и собственному детству. Своей бакинской юности посвятил он и роман
«Арфа и бокс» (1969), первую часть неосуществленной трилогии. Утвердившись как детский писатель,
Голявкин издал со временем и остальные рассказы («Привет вам, птицы!», 1969; «Я жду вас всегда с
интересом», 1980; «Калейдоскоп», 1985; «Большие скорости», 1988). Его вклад в русскую литературу
второй половины XX столетия уникален.
Рассказы и повести Голявкина многократно публиковались за рубежом: в Польше, Болгарии, Германии,
Румынии, повесть «Мой добрый папа» только в Японии издавалась 9 раз. По сценариям Голявкина на
«Ленфильме» сняты кинокартины «Мой добрый папа» (1970, реж. И. Усов) и «Слон и Боба» (1972, реж. А.
Балтрушайтис).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх